Политическое совершенствование Италии в 1980-2000

Введение новой избирательной системы явилось результатом стремления итальянцев к обновлению политической системы страны. На Арельском референдуме 1993 года абсолютное большинство населения высказалось за мажоритарную систему голосования. Итогом досрочных парламентских выборов явился уход с политической сцены целого поколения могущественных политиков.

Их результаты называют в Италии концом Первой Республики, которая просуществовала в Италии почти полвека и характеризовалась господством ХДП.

Старые политические партии прежней правящей коалиции потеряли доверие избирателей. Членами нового кабинета стали представители политических сил, которые недавно появились на свет или никогда не входили в правительство.

Сформированное в мае 1994 года правительство С. Берлускони называют в Италии первым правительством Второй республики.

Кабинет С. Берлускони в своей программе так же, как и предшествующее ему правительство К. Чампи, отдает приоритет оздоровлению финансов. Другими пунктами программы являлись ускорение приватизации, которая должна была помочь введению «здорового соревнования», а также стимулирование инвестиций, особенно средних и мелких фирм. Предусматривались меры для стимулирования деловой активности, в частности, значительные льготы для лиц, открывающих собственное дело. Была упрощена система налогообложения для предпринимателей и рядовых граждан.

В области внутренней политики правительство Берлускони провозгласило уважение демократической конституции прошлого, стремясь тем самым ослабить опасения в связи с составом его кабинета. Среди других пунктов его программы была передача значительной части полномочий с общенационального на местный уровень управления, дальнейшее очищение итальянского общества от коррупции, усиление борьбы с мафией. 2*

Премьеру Берлускони помимо решения экономических задач, предстояло также уравновесить двух других участников Альянса Свободы, конфликтовавших между собой. Прошло 7 месяцев с момента назначения Берлускони, когда Лига Севера вышла из правоцентристской коалиции, разбив парламентское большинство, - в декабре 1994 г. премьер-министр был вынужден подать в отставку. В общественном мнении поднялась волна с целью ограничить телевизионную империю Берлускони до одного канала и устранить его рекламную монополию.

Берлускони уцелел, но тут же оказался втянутым в скандал о коррупции, затронувший его младшего брата и директоров принадлежащей ему компании «Фининвест», через которую он контролировал большинство итальянских частных телеканалов и имел монополию на телерекламу. Берлускони предстал перед судом по обвинению в коррупции и махинациях с налогами, а также за поддержку сепаратизма Лиги Севера и неофашистского Национального Альянса.

Ему припомнили и противозаконное финансирование избирательной кампании Кракси. Трижды суд выносил обвинительный приговор, но избежать тюремного заключения Берлускони помогали его адвокаты.

После отставки медиамагната с поста премьер-министра президент О.Л. Скальфаро в январе 1995 г. поручил министру финансов в бывшем правительстве Берлускони технократу Ламберто Дини , работавшему в своё время в МВФ и потому известному в международных финансовых кругах, сформировать беспартийное правительство. Основной целью правительства Дини стало оздоровление финансовой системы страны. Однако уже в октябре в холе работы над бюджетом будущего года одержимые реваншем «Вперёд, Италия!» и Лига Севера поставили в парламенте вопрос о вотуме недоверия этому правительству. Поддержка левых партий ненадолго спасла правительство Дини, но в январе 1996 г. оно ушло в отставку.

Последовавшие в апреле того же года выборы с небольшим преимуществом перед правоцентристской коалицией Берлускони выиграл левоцентристский блок «Оливковое дерево», в котором доминировали экс-коммунисты из ДПЛ.

Основателем и лидером блока стал профессор экономики Романо Проди, связанный ранее с христианскими демократами, известный не только в итальянских, но и европейских деловых кругах. Его правительство оказалось более устойчивым и проработало 2,5года. Однако осенью 1998 г. после бурных парламентских дебатов по бюджету Р. Проди подал в отставку. По поручению президента новое коалиционное левоцентристское правительство возглавил экс- коммунист (член Демократической партии левых сил) 49-летний Массимо Д Алема, ставший первым в истории Италии бывшим коммунистическим партийным функционером, пришедшим к власти. Он возглавлял кабинет 18 месяцев.

Правящей коалиции левых (Р. Проди и М. Д’ Алема) за пять лет деятельности (1996 – 2001) удалось пополнить государственную казну на 60 млрд. долл. за счёт выручки от приватизации предприятий госсектора. С созданием 1 млн. рабочих мест была сокращена безработица. Реформа вооружённых сил ввела службу по контракту, отменив воинскую повинность. В системе европейских экономических отношений Италия включена в группу в группу стран, переходящих на единую валюту евро. Вместе с тем большое количество обещаний левых осталось на бумаге. В крупных городах выросла преступность, у граждан по-прежнему отсутствовало чувство личной безопасности и сохранялась боязнь наплыва иммигрантов из Албании и бывшей Югославии. В то же время определённым образом изменился климат общественного мнения страны – перестал действовать эффект операции «Чистые руки», дамоклов меч юстиции миновал многих предпринимателей, в том числе Берлускони; был оправдан в суде Д. Андреотти, умер в эмиграции Б, Кракси. Все эти обстоятельства повлияли на ход политических событий весной 2000г. Обозначился поворот вправо.

В апреле 2000 года в 15 областях из 20 состоялись частичные административные выборы в местные органы самоуправления. Правая оппозиция, недовольная «полукоммунистическим режимом» Д’ Алема, дала бой своим политическим противникам. Лидер правоцентристского «Полюса свободы» (куда входит ряд партий и движений, в первую очередь, «Вперёд, Италия!» и Национальный альянс) Берлускони вновь объединился с федералистами из Лиги Севера и развернул бурную предвыборную агитацию. Церковь призвала верующих отдать голоса за кандидатов правых сил. В результате правые одержали победу в 8 областях, включая все северные промышленно развитые области.

В этой ситуации Массимо Д’ Алема, только недавно заявлявший, что « левые пришли к власти надолго», признал поражение и вручил президенту республики прошение об отставке. Президент К.А. Чампи (избранный в 1999г.) назначил переходное правительство технократов и предложил возглавить его министру казначейства, бюджета и экономического планирования социалисту Джулио Амато. Журналисты называют его за особое чутьё «тонким господином». В прошлом он был одним из руководителей Итальянской социалистической партии и ближайшим соратником Б. Кракси. В наследство, доставшееся новому премьеру, входил вопрос об изменении избирательного закона на базе отказа от принципа пропорциональной системы выборов. На повестке дня оставался и вопрос о совершенствовании законодательства по такой проблеме, как отмывание денег, достигшей в Италии неприемлемых масштабов. И хотя отмывание денег считается преступлением и карается по статье Уголовного кодекса лишением свободы от 4 до 12 лет и штрафом от 2 до 30 млрд. лир, всё же эффективность борьбы с этим пороком невысока.

Между тем через год Италию ожидали очередные парламентские выборы.

Наметившийся в 2000 году правый поворот становился всё заметнее.

Воодушевлённый успехом своей коалиции на выборах в органы местного самоуправления, Берлускони создаёт новый альянс «Дом Свобод» и запускает его на предвыборную орбиту весной 2001 года. В новый альянс вошли все те же действующие лица – «Вперёд, Италия!», претендующая на роль центра, и правые – Национальный альянс и Лига Севера. На избирательную кампанию была брошена вся мощь империи Берлускони. Использовались новейшие политические технологии, учитывающие неверие итальянцев в законы и институты власти и их разочарование в политике левых. На этом фоне левоцентристская коалиция «Оливковое дерево» Ф. Рутелли выглядела малоубедительно. Предвыборные программы соперников различались между собой несущественно, оба блока выступали за благополучие своей страны, предлагали меры для ликвидации экономического отставания Италии и намечали политические реформы. Тем не менее, большинство избирателей 13 мая 2001года проголосовали за «Дом Свобод» Берлускони. Итальянцы, давно переставшие уважать закон, проголосовали за гонимого этим законом Берлускони, исходя из соображения, что если он сумел так хорошо всё сделать для себя, то, конечно, он способен помочь и стране. Им показалось, что легко обходящий законы и постоянно присутствующий на телеэкране преуспевающий шоумэн выступает за что-то принципиально новое, когда заявляет о разрыве с политикой прошлого.

По итогам выборов коалиция «Дом Свобод» получила большинство парламентских мест: 367 из 630 в Палате депутатов и 177 из 315 в Сенате. Левоцентристский блок «Оливковое дерево» располагает 248 депутатскими мандатами, коммунисты – 11, остальные – 4. Крупнейшей фракцией парламента оказалась «Вперёд, Италия!», единственная партия, увеличившая свой электорат (с 21 до 30%) по сравнению с предыдущими выборами. Обладая большинством в обеих палатах парламента, Берлускони теоретически имеет возможность возглавлять правительство полные 5 лет, положенных законом1. Вопрос в том, сумеет ли он реализовать данную возможность. Перед новым премьером стоит комплекс проблем, нерешённых его предшественниками. Требует совершенствования конституционная система, бюрократизм и коррупция продолжают оставаться атрибутами власти, остаётся высоким число безработных (9%), ждёт своего часа школьная реформа, нуждается в корректировке налоговая система.

С. Берлускони предложил свой вариант решения проблем, изложив его в предвыборном документе, названном контрактом. В программе Берлускони содержались меры по сокращению безработицы, пенсионная реформа, а также сокращение налогов и отмена налога на наследство. В настоящее время осуществляется помощь малому бизнесу, предпринимаются меры по борьбе против бюрократизма и криминала. В области внешней политики существенных изменений нет.

Ранг премьер-министра и статус депутата Европарламента, в свое время полученные Берлускони, дают ему право иммунитета против возможных судебных обвинений не только со стороны итальянских судей, но и правосудия других стран.


Заключение


Таким образом, Италия вступила в ХХI век, сохраняя традиции блоковой стратегии. Между властью и обществом вместо прежнего либерального компонента утверждается новый – большой бизнес. В истеблишменте страны произошли значительные изменения, коснувшиеся всех политических партий: одни партии прекратили своё существование, другие – раскололись или преобразовались. Правые партии, принимая правила блоковой политической игры, непосредственно встают у руля руководства страной. Христианская демократия перестала быть монопольным политическим представителем «католического мира». Эту роль пытается принять на себя партия «Вперёд, Италия!». Среди левых партий доминирует ДПЛ. В тоже время предпринимаются попытки реанимировать центризм как политическое движение, уравновешивающее левый и правый фланги итальянского истеблишмента.

В начале наступившего века в структуре власти поначалу сохраняется механизм чередования коалиций левого и правого центров.

После терактов «11 сентября» политическому истеблишменту Италии ( как и всем остальным правящим элитам развитых стран) был брошен определенный вызов. При этом, значительная часть лидеров политических партий и объединений Италии при публичной декларативности и многоречивости на деле оказалась морально не готова к угрозам извне.

Парадокс заключается в том, что Италия- страна, где методы террора как инструмента политической борьбы никогда не отвергались даже «умеренными» политиками, а население при общем недоверии к любой власти и некоторой политической апатии даже морально поддерживало эти методы. Но в новых условиях после «11 сентября» в Италии как в части объединенной Европы настроения в настроении людей произошел окончательный переворот в пользу усиления государственных институтов на фоне неизменного выбора основ демократии.

Акцент за последние 1,5 – 2 года окончательно сместился во внешнеполитический сектор. Стали востребованы «сильные» политические фигуры. Поэтому, закономерным выглядит 4-х летние пребывание С.Берлускони у власти, обладающего колоссальным политическим чутьем, верно определившим векторы мировой политики и настроения электората

Видимо, Итальянская Республика, при всей приверженности политической системы к традициям чередования правящих партий, многообразия их лозунгов и идей стоит на пороге серьезных эволюционных перемен в своем политическом развитии.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты