Политическое совершенствование в РФ 90-х гг. ХХ в.

Итак, можно сказать, что Конституция РФ позволяет отнести Президента РФ к так называемым сильным президентам. В то же время в Конституции заложена система гарантий против узурпации им власти. Важнейшими из них являются избрание президента народом, ограничение срока его полномочий, недопустимость занятия поста президента более двух сроков подряд, а также возможность отрешения его от должности (импичмент).


2.2 Федеральное Собрание


Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту - Федеральному собранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Федерация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации – 178.

Совет Федерации первого созыва (1993) избирался на двухлетний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Территория избирательных округов совпадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избирались два члена Совета Федерации. В 1995г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Совета Федерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главы законодательного и исполнительного органа власти субъекта РФ. Обновление Совета Федерации осуществляется путём ротации, определяемой выборами в органы власти субъекта РФ. По новому закону «О порядке формирования Совета Федерации»(2000) с января 2002г. главы исполнительной власти субъектов РФ будут заменены в Совете Федерации их представителями.

Реформа Совета Федерации – это движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности. Изменение принципа формирования Совета Федерации ставит вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений.

К ведению Совета Федерации относятся (ст. 102):

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В сфере законодательного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Лишь Государственная Дума первого созыва (1993 – 1995) была избрана на двухлетний срок. На выборах 1993, 1995, 1999гг. использовалась смешанная система: одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина – на основе системе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, её депутатами образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.

Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов. Кроме того, к её ведению относятся (ст.103):

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует его. Если Президент отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь пересматривают данный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом. Конституция РФ предоставляет это право президенту в трёх случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституцией РФ:

1) после троекратного отклонения Государственной Думой представленных президентом кандидатур на пост председателя правительства;

2) при повторном в течение трёх месяцев выражении Государственной Думой недоверия правительству;

3) при постановке председателем правительства вопроса о недоверии перед Государственной Думой и отказе её в таком доверии.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее, чем через месяц с момента роспуска. Однако возможности Президента РФ распускать Государственную Думу существенно ограничены Конституцией РФ (ст.109).

Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно. В целях предварительного рассмотрения и последующей доработки законопроектов члены Совета Федерации и Государственной Думы образуют различные комитеты. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Таким образом, деятельность Федерального Собрания имеет исключительно важное место для эффективности всей системы государственной власти в стране, поскольку эта эффективность определяется, прежде всего, качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов.


2.3 Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти


Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не даёт и трижды отклоняет предложенную кандидатуру, глава государства распускает Государственную Думу и единолично назначает премьер. Премьер, в недельный срок предоставляет Президенту предложения о структуре федеральных органов и предложения по персональному составу Правительства. Только Президент вправе принять решение об отставке Правительства. Причём Конституция не требует от Президента публичной мотивации его решения.

В соответствии с конституцией Правительство РФ (ст. 114 п. 1):

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Согласно со ст. 115:

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации, но в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы РФ, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти (Перечень министерств ведомств приводится в Приложении А). Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются. Согласно Указам Президента РФ от 14 августа 1996г. и 17 марта 1997г. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», численность министерств и ведомств сокращена с 89 до 66 в 1996г., и до 61 в 1997г. Однако позже возникли новые министерства и ведомства, возросла численность их работников.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство, как правило, руководит определённой отраслью. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с неё президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты