Политическое сознание и культура

Политическое сознание и культура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

РЕФЕРАТ

на тему «Политическое сознание и культура»

по дисциплине «Политология»

КИЕВ 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Природа и структура политического сознания

2. Политическая культура и её функции

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ


В понимании политики трудно что-либо усвоить без знания и понимания политического сознания и культуры. Почему это так, а и не иначе, мы и разберём. В начале определимся, что они собой представляют.

Политическое сознание можно определить, как более или менее целостную совокупность представлений людей о политических явлениях, своём месте и роли в политических событиях.

Политическое сознание всегда имеет своего носителя (субъекта, автора). Оно всегда отражает его своеобразие, уникальность, его интересы и ценности, т.е. оно всегда конкретно. Вместе с тем, политическое сознание не даёт зеркального представления о специфических чертах и особенностях своего носителя.

Реально оно формируется не только под влиянием его интересов и особенностей, но и под напряжением окружающей политической среды. Не редкость, когда политическое сознание складывается через заимствование субъектом подходящих, по его мнению, идей и представлений, ценностей и лозунгов. Как это делает, например, украинская политическая элита. Образы и шаблоны западной демократии она превратила в образа и "исходит" из них в своей идейно-политической работе.

 

1. Природа и структура политического сознания


Структура политического сознания вырастает при скрещивании трех важнейших элементов:

1.1 Совокупность информации и знаний о политической жизни

В связи с этим своё значение имеют: а) их объём – полный/неполный, достаточный/недостаточный для принятия решения; б) источник знаний и информации; в) их качество – истинные или ложные, объективные или нет, научные/ненаучные и т.п.

Знания и информация - наиболее подвижный и поверхностный слой политического сознания. С этой точки зрения можно сказать, что наше сознание формируется постоянно: его меняет и трансформирует поступающая к нам информация. Извлечь её из нашей собственной ограниченной практики мы можем столько, сколько сможем. Поэтому мы сильно зависим от средств массовой информации - СМИ, этой квинтэссенции общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора.

Они – производитель, контролёр и властитель информации. Они всегда стремятся создать в нашем сознании определённый образ политической реальности.

Знания и информация – поле ожесточённой схватки между политическими группировками. И это понятно, поскольку возможность распоряжаться, дозировать, истолковывать, доносить информацию до широких слоев населения – ведущая форма осуществления политики. Господство в информационной сфере – условие господства не только в политике, но и в обществе в целом. В этой связи властвующая элита любой страны стремится держать все средства массовой информации под своим контролем.

Источник знаний, точность и оперативность информации, их полнота – те критерии, по которым мы можем судить о степени становления политического сознания субъекта. Вместе с тем полезно иметь в виду, что в политике и невежество является огромной силой. Универсальность политики заключается, в частности, и в том, что она в своих целях умеет пользоваться как информированностью, так и невежеством людей. Сам процесс информирования часто бывает средством не просвещения, а закрепления в сознании предрассудков и других ложных представлений.


1.2 Политическое сознание – форма самосознания субъектов политики


То есть, осознания людьми самих себя в качестве самостоятельной политической величины, своего места в раскладе сил, своих интересов, задач, целей, степени влияния, своих возможностей в политической само- и организации. Это всегда в высшей степени актуальный аспект сознания. Лишь через своё самосознание, замечал Г. Гегель, человек постигает и реализует себя сам и становится самим собой по отношению к себе и другим. Чем больше развито самосознание, тем успешнее становятся действия участников политической жизни. О самосознании можно судить по наличию и качеству партийных программ, платформ и, основное, – идеологий.

Однако самосознание - не исключительный атрибут непосредственных участников политики. В том или ином виде оно принадлежит любому человеку. Типичной формой политического самосознания всех времен и у всех народов может считаться отождествление индивидом себя с какой-либо политической силой, особенно с государством.

В таком случае человек как бы растворяет в ней свое своеобразие. В ней он видит олицетворение своей силы, своих действий. Такое отождествление – своеобразный политический эквивалент известного "бегства от свободы". Государство всегда и везде стремится именно таким образом связать гражданина с собою. Особенно оно преуспевает в этом в недемократических режимах.

Например, для тоталитаризма характерен не только тип омассовленного и политизированного индивида, но и "государственного человека". Наделённый ничтожно малыми исполнительными функциями, являясь мелким винтиком в государственной машине, "государственный человек" преисполнен сознанием своей значимости и силы. Он видит в себе отблеск могущества и воли государства, сознаёт себя его частью и представителем, а поэтому носителем его величия и мудрости.

Таким образом, политическое самосознание обнаруживается и в отказе людей видеть в себе самостоятельную величину. Сегодня такое сознание можно обнаружить в различных вариантах «уклонения от политики». Оно означает примерно такое рассуждение: «мы люди маленькие, в политике ничего не понимаем, от нас в ней ничего не зависит…».


1.3Политическое сознание – это определённая система ценностей


Здесь имеются в виду наиболее значимые для людей принципы, которых они придерживаются в своих действиях. На их основе они выносят оценки политической действительности. Свобода, демократия, порядок, государственность и самоуправление, суверенитет и «воля», различные права и свободы человека – только некоторые из ценностей, которые можно обнаружить в политическом сознании самых разных субъектов.

«Набор», взаимосвязь и сеть политических ценностей, т. е. их система, зависит от конкретного времени и особенностей их носителей. Политические ценности лежат в основе ориентиров организации и самоорганизации политических сил. В этом случае они конкретизируются в идеологии. В равной степени они создают основу убеждений и политических ориентаций каждого человека. Это наиболее глубинный и медленно меняющийся слой политического сознания.

Полем выращивания всех его слоёв и поддержания их на должном уровне служит идеологическая сфера общества. Она имеет три основных компонента.

Первый их них – политическая идеология. Она представляет собой определённую совокупность идей, выражаемых словами, фразами, текстами, и механизм их изобретения и распространения (идеологи). Ядром идеологии выступают те или иные ценности. Причём каждая идеология имеет свой тип содержания идей, цели, правила построения, структуру, способы и масштабы распространения, критерии оценки и другие признаки. Для политической идеологии характерна претензия на политическую власть и на универсальность, общечеловеческую значимость своих ценностей и постулатов.

Примером идеологий глобального и эпохального масштаба являются консерватизм, либерализм и марксизм. Примером маленьких (частных и кратковременных) идеологий могут служить идеологии партий, общественных движений, сект.

Второй компонент идеологический сферы общества образует совокупность людей, организаций, учреждений, предприятий и используемых ими средств, так или иначе связанных с разработкой идеологии, её распространением - доведением её до потребителя. Иными словами, идеологический механизм.

Задача идеологов состоит в том, чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими, какими они являются сами по себе (объективно, в силу законов бытия), а так, как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов и политиков. Учить людей не самостоятельному познанию бытия, а тому, как люди должны видеть бытие, что пропускать в своё сознание из того, с чем им приходится сталкиваться, и в каком виде.

Иначе говоря, идеологи изобретают определённое видение (понимание) жизни, и оно становится априорным по отношению к формируемому сознанию членов общества. Идеологи навязывают это видение всем членам общества, включая и самих себя, поскольку и в их сфере происходит воспроизводство человеческого материала, выполняющего функции идеосферы, поскольку они сами обучаются тому же.

Тем самым, специфическая цель (и функция) политической идеологии - формирование у людей определённого стандартного понимания окружающей их среды, условий жизни и самих себя. Причём, такого понимания, которое ощутимым образом влияет на поведение людей, позволяет управлять их поведением путём воздействия на их сознание.

Идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов. В частности, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей, для идейной легитимации власти, и каково в ней соотношение истинных и ложных суждений.

Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине двадцатого века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, и потому её отменили в качестве государственной идеологии практически все страны бывшего СССР.

Третий элемент идеологической сферы образует фактическое состояние сознания и чувств людей - идеологическое состояние. Оно складывается в результате воздействия на них всей совокупности факторов их жизни, а не только идеологии.

Различают, далее, уровни общих контекстов, в которых идеология разрабатывается, сохраняется и распределяется.

Первый уровень - элитарный. Его образуют сочинения, претендующие на научность, внеидеологичность, творчество. Идеология тут облекается в форму высокого профессионализма, в виде различного рода концепций и доктрин.

Второй уровень - пропагандистско-просветительский - образует множество книг, статей, лекций и докладов широкого круга специалистов, занятых обучением и воспитанием людей, выступлениями на конференциях, популяризацией и пропагандой идей, журналистикой. В этом же кругу рождаются и вращаются партийные идеологии и программы. Их основной посыл и пыл - выдавать свой частный интерес за всеобщий, за интерес всего общества.

Третий уровень - житейский - образуют средства человеческой деятельности, которые так или иначе могут быть носителями идеологии – фильмы, романы, теле- и радиопередачи, школьные уроки, повседневная пропаганда и реклама. В своей совокупности они образуют массовую идеологию.

Внешне эти уровни различны, но, в сущности, они делают общее дело. Тут имеет место разделение труда в интересах выполнения разнообразных функций идеологической сферы.

Во-первых, вырабатывать сознание общества как целого, сохранять его, разрабатывать и приспосабливать к меняющимся условиям жизни людей.

Во-вторых, навязывать это сознание членам общества, стандартизировать их сознание, сделать их индивидуальное сознание воплощением сознания общества как целого.

И третья основная функция - управлять поведением людей путём формирования в них стандартного сознания и воздействия на него.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты