Политика и экономика

Политика и экономика

Содержание


1. Политика как общественное явление. Наука о политике

1.1 Политика как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества

1.2 Политика и власть, связь политики с другими сферами общественной жизни

1.3 Политика как объект исследования, предмет и метод политологии

2. Политика и экономика

2.1 Основные экономические концепции

2.2 Российская модель реформирования экономики

Список использованной литературы

 


1. Политика как общественное явление. Наука о политике

 

1.1 Политика как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества


Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Система норм, правил, традиций, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном обществе, оказалась непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы интересов людей, социальной борьбы. Возникла потребность в новых формах, нормах и принципах организации жизни. Общественные отношения в условиях социального расслоения постепенно становятся политическими, то есть их содержание сводится к удовлетворению в первую очередь групповых интересов за счет подчинения им интересов остальной части населения.

Основным средством политики становится государство, которое выполняет двойную функцию: является орудием классового господства и организует удовлетворение интересов различных социальных групп.

Политика довольно сложное общественное явление, в употреблении это понятие имеет много оттенков и значений:

политика – деятельность органов власти, общественных организаций, лидеров, направленная на урегулирование отношений между большими социальными группами по поводу власти в соответствии с их интересами;

политика – конкретные действия и методы людей, наделенных властью (политика Петра I, Наполеона, Рузвельта, Ельцина и т.д.);

политика – совокупность текущих вопросов, событий, фактов государственной и общественной жизни (политика приватизации собственности и т.д.);

политика – различные формы участия граждан в делах общества и государства и т.д.

Несмотря на различные оттенки и объяснения остановимся на определении: политика – это специфическая форма социальной деятельности, которая связана с отношениями между крупными общностями людей (классами, социальными группами и слоями, нациями, этносами и так далее) по поводу завоевания, удержания, использования государственной власти или целенаправленного влияния на нее. Всякая социальная деятельность, если она связана с вопросом о власти, становится политической. Ее содержание определяется борьбой социальных групп, классов, личностей за удовлетворение своих интересов.

Политика – это сфера общественной жизни, в рамках которой осуществляется власть, управление государством и обществом. Уже само происхождение этого слова (от греч. politike – государственные и общественные дела) указывает на решающую роль государства во всех властных действиях вследствие обладания соответствующим набором средств.

Политическая сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива.

Важным является вопрос о социальной роли политики. Еще в Древней Греции задачу политики видели в обеспечении жизни полиса как единой целостности. Уже тогда понималась объединительная функция политики. Необходимость учета общности интересов и позиций социальных субъектов в политике является одной из основных, так как это связано с проблемой выживания человечества.

Нельзя забывать, что сущность политики противоречива и определяется характером классовых отношений, соотношением социальных сил и так далее. Путь к единству, гармонизации общества нередко преграждается противоречивыми интересами социальных субъектов. В этом случае, целостность общества непостоянна, подвижна, находится под угрозой. Кроме того, политика определяется экономическими, географическими, социально-психологическими факторами, культурно-исторической средой. Задача политики и политиков состоит как раз в достижении единства целостности общества, в поиске и нахождении национального согласия, в регулировании отношений между большими социальными общностями.

Политика также призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей – общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие институты и организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме по отношению к отдельным гражданам и целым социальным группам, когда это становится необходимым.

Характеризуя политику, следует обратить внимание на ее роль в деле социализации личности, в формировании политического человека. Еще Аристотель в "Политике" отмечал, что человек по природе своей есть существо политическое, то есть общественное, государственное. Политика всегда имеет определенное ценностное содержание. Через политику и его главное орудие государство человек усваивает совокупность социальных норм, культурных ценностей, навыки поведения, способы мышления, цивилизованные формы общения.

В широком смысле назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.

 

1.2 Политика и власть, связь политики с другими сферами общественной жизни


Центральным элементом политики является борьба за власть. Власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике. Поэтому уяснение понятия власти имеет принципиальное значение. Существует большой разброс в толковании этого общественного явления. В одних определениях власть рассматривается как возможность осуществлять свою волю, в других – как функциональные отношения, связь между субъектами по поводу управления, в третьих – как некое созидательное начало, знание, способствующее своевременному изменению существующего порядка, в четвертых – как организованное классовое насилие и т.д.

Исходным пунктом в характеристики власти является присущее обществу волевое отношение между людьми, доминирование властной воли. Такого рода волевые отношения возникают там, где есть потребность в согласовании и порядке. Власть возникает из естественно-исторической необходимости в определенной организации, позволяющей обеспечить реализацию интересов общества в целом или отдельных социальных общностей. Именно эта потребность служит побудительной силой властной деятельности.

Система отношений по поводу власти включает четыре основных компонента:

- наличие не менее двух индивидуальных или коллективных партнеров власти;

- выражение властной воли (приказ, требование), предполагающее возможность определенных санкций в случае неповиновения;

- подчинение того, над кем осуществляется власть;

- наличие общепризнанных общественных норм, устанавливающих право отдачи приказа и обязательность ему подчиняться.

Реальным проявлением власти является совершение действия, в результате чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Обладать властью – значит иметь право действовать по своему усмотрению, опираясь на установившийся порядок и организованные действия. Большая власть означает большую свободу действий. Властные отношения в обществе носят многообразный характер (экономическая власть, власть в семье, власть научного авторитета, церковная власть и т.д.). Политическая власть начинает проявляться там, где способность влиять становится не интимной (в семье), не узко групповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество в целом. Она предполагает, во-первых, общественное разделение между группами (группой), осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе. Таким образом, публичная принудительная сила – явление политическое, характеризующее политическую власть; индивидуальная власть – явление неполитическое.

Следовательно, политическая власть – это волевые отношения между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении (насилии), праве и авторитете.

Необходимо иметь в виду, что политическая власть не тождественна государственной, так как не всякая политическая власть является государственной (например, властные отношения, складывающиеся в деятельности политических партий, общественных движений и организаций). Государственная власть – это высшая форма, наиболее полное выражение политической власти; это политическая власть в ее наиболее развитом виде. В то же время политическая власть не тождественна и управлению, ибо управление представляет собой лишь средство, с помощью которого целенаправленное воздействие власти превращается в действительность.

Основными задачами властной политической деятельности являются:

- реализация национально-государственных интересов (потребности нации в выживании, самосохранении, самоутверждении и обеспечении безопасности);

- согласование многообразных социальных процессов в интересах всего общества, а также различных социальных общностей;

- приданию общественным политическим отношениям определенной направленности в соответствии с всеобщими целями или целями господствующих социальных групп;

- организация и поддержание устойчивого функционирования и развития качественно определенной общественной системы;

- осуществление легитимного принуждения в предусмотренных общественными нормами случаях.

Важной проблемой, требующей особого внимания при изучении темы, является проблема легитимности власти. Легитимность в политологическом смысле понимается как поддержка и признание власти со стороны граждан. Это социально-психологическое явление, легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. В таком контексте легитимность – это признание управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность означает получить поддержку тех, над кем власть осуществляется. Легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая деспотические, но более других в ней нуждается демократия.


1.3 Политика как объект исследования, предмет и метод политологии


Термин «политология» произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты