Политика и религия

либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными

воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

2. Идеологическая поддержка или противоборство.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как

позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо

субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить

конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом

обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого

направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во

внутренней политике государства.

3. Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических

партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической

деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно

мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим

участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и

сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами. Другим

проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция

78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая

расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в

этом регионе.

4. Проблемная интеграция.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам,

как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология,

демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого

собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же

заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко

пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания

своего престижа.

5. Политическая интеграция.

Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение

различных политических образований и государств с учетом религиозного

признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого

входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм

представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в

ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских

государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и

даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование

новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например,

республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых

получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран

Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии

соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска

сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество

исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.

7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при

разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой

арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике

долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало

понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание

проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где

содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в

установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

8. Религиозный экстремизм.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии. Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства. Множество

проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии,

Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

9. Косвенное влияние.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее

косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные

устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика

государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических

интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда

политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на

деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в

политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как

самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций

посредством воспитательной системы и культуры.


Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на

из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в

религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их

взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала

из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а

политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения

к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную

свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на

таких основах может быть построена разумная политика.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние

которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. 

Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой

знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет,

о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе

жить.


Именно такая позиция часто заставляет меня искать во всем социальный подтекст,

будь то политика, религия, этика или культура. Вообще говоря, эта работа

вряд ли была бы написана в настоящем виде, если бы мне были недоступны

некоторые сведения из таких областей, как философия, социология, история,

политология, религиоведение, этика, и, чуть менее значимых психологии,

культуры, педагогики и экономики. Разбирая любую проблему, имеющую

отношение к социуму, необходимо рассматривать ее в совокупности всех форм и

явлений общественной жизни, ибо всегда существует вероятность ложной

интерпретации фактов в отрыве от контекста.


Я обращаю внимание на этот факт потому, что на протяжении десятилетий

господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался.

Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию

некоторых вопросов. Одной из самых любопытных вещей, обнаруженных в процессе

подготовки реферативной работы, было наблюдение смены отношения к религии

авторов статей, в соответствии с годом ее публикации. Иной раз приходилось

ловить себя на мысли об откровенно конъюнктурном подходе автора к освещению

поднятого им вопроса в зависимости от общественных настроений. Разница в

восемь лет сменила позиции автора на, можно сказать, прямо противоположные. 

Что уж и говорить про более долгие интервалы.


Если В. Ульянов в свое время писал, что: «реакционная буржуазия везде

заботилась и у нас начинает теперь заботиться о том, чтобы разжечь

религиозную вражду, чтобы отвлечь в сторону внимание масс от действительно

важных и коренных экономических и политических вопросов» (и это еще самое

мягкое его упоминание религии), то в современной России все, без исключения,

статьи взахлеб расписывают огромный пласт богатейшей культуры, который скрыт

под легким налетом религиозности, стоит только этот налет сдуть, зачем он? 

Что и говорить, такое положение дел может вызвать только грустную улыбку. 

А тем временем роль религии в общественной жизни пусть медленно, но

возрастает, и ее нельзя недооценивать.


Сейчас наше общество в своем развитии взяло курс на Запад, а история

формирования гражданского и политического общества хотя бы в США

свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их

взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических

решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень

образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д.


Еще совсем недавно многие специалисты в области социальных наук

полагали, что ввиду быстрых и неуклонных изменений в технологии, образовании

науке, столь же неуклонно будет удерживаться и тенденция к секуляризации всех

сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению

религии, как формы общественного сознания. Однако действительный ход событий

не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания

религии не произошло. Более того, она заметно активизировалась, и начинает

играть все более значительную роль и в форме социального института и как

субъект политики и как кладезь национальной культуры и истории и как колыбель

стройного философско-этического учения и в своем реальном облике. 

Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных

проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого

изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения,

безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.


Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос

о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании; о

наиболее разумном методе государственного управления населением, исповедующем

различные религии. По результатам этой работы, самой разумной представляется

политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и

государства. Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего

атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности.


Среди некоторых слоев нашего общества до сих пор широко распространено

убеждение, что религия — пустая и никчемная штука, нагромождение догм и

антинаучных мировоззрений. Это общественное мнение существует, как бы, «по

инерции» со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению, пусть

и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в

виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного

морально-нравственного регулятора, поборника социальной справедливости в ее

религиозном смысле, гуманистической системы воспитания, ориентированной на

традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного бытия

людей.


Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как

нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить

солидарность между нациями и народами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Ильин И.А. Собр. Соч. т.1-3. Москва 1993.

2.    Козлов Н.И. «Философские сказки для обдумывающих житие или веселая

книга о свободе и нравственности». Москва, издательство «АСТ-Пресс»,

«Новая школа», 1997.

3.    Крапивенский С.Э. «Социальная философия». Волгоград, 1996.

4.    Победоносцев К.П. «Великая ложь нашего времени». Москва, 1993.

5.    Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность». Репринтное издание

Российского Имперского Союза-Ордена. СПб, 1992.

6.    Толстой М.В. «История русской церкви». Издание Валаамского монастыря, 1991.

7.    Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский «Самодержавие духа». СПб, 1994.

8.    Под ред. митрополита Филарета Киевского «Катехизис». Киев 1991.

9.    Под ред. Фролова И.Т. «Философский словарь». Москва 1987.

10. Под ред. Радугина А.А. «Социология». Москва, издательство «Центр», 1999.

11. Под ред. Радугина А.А. «Политология».Москва, издательство «Центр», 1999.

12.    Под ред. Радугина А.А. «Введение в религиовведение». Москва,

издательство «Центр», 1999.

13

.      Алексеев В. «Вечный соблазн сего: Церковь и политика».

//Независимая газета 1993, 4 нояб.

14. Антонова О., Петрова А. «Музыка против религии». //Воспитатель атеиста М. 1988.

15. Белов Г.А. «Что такое политика». // Вестник МГУ 1991, N5. 

. Гараджа В. «Политика и религия». //Наука и религия 1991, N3, N5

. Запасник С. «Ложь в политике». //Философские науки 1991, N8. 

. Ключников Ю.В. «Мораль, право, политика, как этическая сфера». //Полис 1992, N1, N2.

16. Ковальский Н. «Религия в мировой политике». //Свободная мысль 1992, N9.

17.    Мчедлов М. «Религия и политика: традиции и современность».

//Наука и религия 1985, N1.

18. Мчедлов М. «Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы».

//Свободная мысль 1993, N5.

19. Никитина А.Г. «Политизация религии» //Вопросы философии 1994, N3.

20. Попов Л.А. «Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях».

//Общественные науки и современность 1999, N3.

21. Саква Р. «Христианская демократия в России». //Социс 1993, N4.

22. Шведов В.И. «Религия и политика» //Международная жизнь 1992, N5.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты