Политика как практическая деятельность



3 Политика как наука и искусство

Политику считал наукой Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность, которая означает:

Принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы;

Адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества;

Применение научных методов в политике;

Интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта);

Способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.

Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука - политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается о политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т.к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.

Политика соотносится не только с наукой, но и с искусством. Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых исполнителей. Действительно если речь идёт об искусстве, то музыкант, прежде чем играть на скрипке, настойчиво осваивает азы мастерства. Точно так же должен сложности и тайны политики тот, кто избирает её в качестве своей профессии. Политик профессионал должен не только усвоить законы и правила политической игры, но и обладать особыми личностными качествами (интуицией, воображением, прозрением, страстью).

Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми компонентами являются:

а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия;

б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам.

Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. 

Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

Политика  не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.


4 Формирование политики


 Это сложный и трудоёмкий процесс, составляющими его компонентами являются:

1.                        Определение приоритетных направлений для данного этапа развития общества. На каждом конкретном историческом отрезке времени часть задач требует их первостепенного решения.

2.                        Комплексный подход к выработке политических решений. В основе его должны находиться следующие цели: обеспечения гражданам политической свободы, экономического благосостояния и культурного развития.

3.                        Выбор способов и средств реализации политики. Он зависит от того, какими принципами руководствуются политики в своей деятельности. Отсюда и способы осуществления политики могут быть насильственными (революционными) и политическими. Реализация политики во многом зависит от подбора и расстановки кадров (теоретиков и практиков).

4.                        Учёт тормозящих и противодействующих тенденций.

5.                        Политический прогноз. Расчет политических действий на несколько шагов в перёд и возможных последствий от реализации принятых решений. Политика эффективна только в том случае, если в практические задачи, выдвигаемые текущем моментом, закладывается видение будущего и поиски решения этих задач так же ведутся с учетом вариантов будущего.








5 Человек как субъект политики


В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий и взаимодействий конкретных субъектов в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию, и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые решения и характер реализации государственной политики.

Каждый из действующих субъектов способен применять специфические способы и методы воздействия на центры принятия политических решений, следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно,  в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального, группового и институционального.

Субъекты всех трех типов внутренне структурированы, их содержание отличается большим разнообразием. Так, к группам относятся различные общности и коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений). Институты также включают в себя целый круг организаций, выполняющих представительские и исполнительские функции в политической системе (партии, движения, лобби, международные организации и т.п.). К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Роль индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Потому-то и недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.

Индивиды способны выступать особой целью деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности, так или иначе, противостоят обществу и государству, личность символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности.

Государство - это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав.

Следовательно, рядовой гражданин может стать субъектом политики при наличии некоторых условий: уровень политических знаний, понимание неизбежности вовлечения в политику, наличие условий в обществе для активной деятельности в этой сфере.


В Конституции Российской Федерации закреплены основные политические права граждан. Вот некоторые из них:

1.            Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2.            Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3.            Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

4.            Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Естественно возникает вопрос о том, что делает человека заинтересованным в личном участии в политике?

Многие исследователи отмечают, что участие в политике может удовлетворять одну из основных потребностей человека - потребность в общении. Причем в политике человек выходит на уровень общения с большими группами людей, получает возможность разделить их интересы, повлиять на их поведение, самому испытать их воздействие. Благодаря такому общению человек осознает себя членом общества гражданином, несущим ответственность за положение в нем.

Довольно часто к участию в политике ведет неудовлетворенность человека в семейной жизни, в производственных делах. В этом случае политика становится дополнительным каналом самовыражения человека, средством компенсации его личных и творческих неудач.

В основе стремление человека к политике может лежать и потребность в большей свободе возможности контролировать политический процесс, воздействовать на него, выразить интересы определенной социальной группы. В равной степени среди побуждающих мотивов к политической деятельности может присутствовать и стремление к господству (власти) по отношению к другим людям, получить некие привилегии за счет политики или приобрести широкую известность в обществе (тщеславие).

Иными словами, разные люди стремятся в политику по разным мотивам: жить политикой или жить за счет политики.


6 Политическая жизнь

Специфическая область человеческого общества - политическая жизнь - одна из важнейших сторон общественного бытия. Она охватывает интересы не только классов, но и социальных групп, наций, отдельных личностей. Особый интерес она представляет потому, что именно в этой сфере люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власти. Это мы наблюдаем во время выборов органов власти. Отсюда следует также, что политическая жизнь – непрекращающийся процесс деятельности членов общества. О ее сложности и многозначности можно судить по структурным компонентам политической жизни. К ним относятся: государство со всеми своими структурами; политические партии; общественные движения и организации; средства массовой информации; все виды политики; политическая культура и политическая деятельность. Все они связаны между собой.

Если исходить из того, что политический процесс есть совокупная деятельность или взаимодействие социальных субъектов с целью изменения функционирования политической системы общества, то его субъекты - социальные группы, классы, отдельные индивиды, имеющие политические интересы. Для них характерны: коллективные действия (обычно стихийные, неорганизованные); групповые действия (действия организованных групп); тотальные действия (при высокой степени концентрации участников); наконец, индивидуальные действия, т.е. действия индивидов в порядке личной инициативы.

По своей форме это могут быть действия, направленные на изменение отношений власти и общественных отношений, на перераспределение властных функций в правящей элите, на воздействие на власть, на регулирование межгосударственных отношений.

Исторический опыт показывает, что наиболее продуктивна политическая жизнь, функционирующая в условиях развитой демократии. Поэтому весьма важно учитывать степень демократизации политической жизни и политического процесса.

7 Демократия как устойчивый политический порядок

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

Если судить по сложившейся на сегодня практике, то можно сказать, что конкретными предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического порядка являются:

— достаточно высокий уровень экономического развития страны

— наличие рыночных отношений и индустриальной экономики;

— урбанизация;

— развитость массовых коммуникаций;

— помощь уже воплотивших демократию зарубежных государств.

Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия определенных духовных традиций, соответствующих политико-культурных  оснований.

Можно выделить следующие характерные черты демократии:

1.                          Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.

2.                          Периодическая выборность основных органов государства.

3.                          Равенство прав граждан на участие в управлении государством.

4.                          Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Все факторы, влияющие на становление демократии, так или иначе проявляются в волевом замысле элитарных кругов, ставящих целью создание в собственной стране демократических политических порядков. Это определяет центральную роль тех идеальных представлений, которые закладываются в основание практической политики и являются источником созидания социальной реальности.

Историческая практика дает нам два вида политической демократии – представительную и непосредственную (прямую).

Наиболее развита первая, представительная демократия. Она включает выборные органы власти, начиная от местного самоуправления до государственных. Само ее название говорит о том, что это – система органов, в которых работают представители граждан государства – депутаты различных уровней.

Парламентаризм ныне стал неотъемлемой частью демократического режима. Надо отметить, что в представительных демократиях – как в парламентской, так и президентской формах правления – народ участвует в осуществлении власти не прямо, а передает (делегирует) свое право на это лицам и органам, действующим от его имени. Западноевропейские государства, преимущественно, относятся к парламентскому политическому строю, а США и Россия – к президентской форме правления.

В современной России, согласно действующей конституции, президент наделен значительным объемом власти, а государственная Дума (законодательный орган) не вправе контролировать персональный состав правительства. По сути, современный парламентаризм предоставляет гражданам лишь право раз в четыре (пять) лет решать: какой ставленник господствующей в обществе крупной социальной группы (класса) будет пользоваться государственной властью от их имени.

В неразвитом состоянии находится в России прямая, или непосредственная, демократия. Некоторое время назад она осуществлялась на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах в виде выборов директоров, руководителей хозяйств. Ныне эта практика сошла на нет, круг участников выборов руководства фирмы или акционерного общества ограничивается держателями акций. В известной степени утратила авторитет такая форма прямой демократии как референдум, т.к. все проводившиеся  референдумы носили рекомендательный характер.

Таким образом, одним из самых существенных противоречий демократии является несовпадение политических возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов. Несмотря на провозглашение и даже законодательное закрепление равенства в распределении прав и полномочий граждан, демократия не в состоянии обеспечить это равноправие на деле. И не может по той причине, что разные группы и разные граждане реально обладают неравновесными для системы власти и управления ресурсами. В силу этого, к примеру, рядовой гражданин и медиамагнат  в действительности обладают разным весом при демократическом принятии решений. Иными словами, демократия не может уничтожить преобладающего влияния на власть групп, объединений или отдельных граждан, владеющих важнейшими экономическими, информационными, силовыми и иными ресурсами, перераспределение которых, так или иначе, затрагивается государственными решениями. Вот почему сохранение демократии напрямую зависит от примирения интересов и позиций обладателей формальных прав и владельцев реальных ресурсов. А это, в свою очередь, требует большого искусства от правящих кругов в создании разного рода балансирующих механизмов, согласительных комитетов, в проведении соответствующей информационной политики, в утверждении определенных образцов политической культуры в обществе.

Противоречия и проблемы развития демократии показывают, что она представляет собой принципиально открытое различным альтернативам и вместе с тем весьма несовершенное устройство власти. Более того, она не является единственно возможной и тем более привлекательной для всех стран и народов формой правления. К тому же ущербная, несовершенная демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические и тоталитарные режимы, и все же именно демократия является сегодня единственной и наиболее оптимальной формой политического согласования и обеспечения разнообразных интересов и гарантии основополагающих прав граждан в сложносоставных обществах.

В тех странах, где элиты и рядовые граждане стремятся к соблюдению прав человека, где высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к интересам других народов, там демократия может буквально преобразить их  повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному  и социальному благополучию.




Заключение

В заключении можно отметить, что политика – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами (классами), нациями, государствами – наиболее сложное основополагающее общественное образование.

Оценивать результативность политики можно по следующим основаниям:

а) способна ли политика обеспечивать рациональное использование наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов;

б) в какой мере она активизирует труд, непосредственно выходящий на интересы человека и реально влияющий на уровень и качество удовлетворения потребностей людей;

в) обеспечивается ли соответствие целей и средств их реализации или преобладает «революционная целесообразность»;

г) какова цена политики;

д) степень ответственности политиков за последствия принимаемых решений;

Политика  как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение её эффективности и ответственности постоянно возрастает. Всё это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество.

Список литературы.

1.     Лавровский Н.А. Политология. Учебное пособие. Томск, 2000 г.

2.     Веркин Д.П. Основы политологии. М.,1997 г.

3.     Мальцев В.А. Основы политологии. М.,1998 г.

4.     Шпак Ю. В. Предмет и метод политологии. Воронеж. 1991 г.

5.     Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2001 г.

6.     Конституция Российской Федерации. Москва, 2003 г.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты