Политика (как социальное явление, ее структура)

Политика (как социальное явление, ее структура)

План.

1.     Политика.

2.     Политика как общественное явление.

3.     Структура политики.

1. Политика.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают поли­тические отношения, складываются и функционируют полити­ческие организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность, регули­рующая отношения членов общества, объединенных в различ­ные социальные группы и классы, с целью сохранения опреде­ленной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. “...Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства...”.

Американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболее значителен на уровне “нации — государства”. Политологи —на­ши соотечественники — также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений в области национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторов признают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связей политического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах как субъектах политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальных отношений, — пишет Г.Т.Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и классово-социальных проблем. Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, аспекты взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер"

Не всякое действие, выражающее отношение между класса­ми, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается к капи­талисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгод­ных условий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти: госу­дарство призвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономически господствующего класса, кото­рый при помощи государства становится также политически гос­подствующим классом...”.

В политике находят свое наиболее заостренное и полное вы­ражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества.

В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное выражена  экономики. Политика — сфера, порожденная материально-про­изводственной, экономической основой общества: экономиче­ские интересы в конечном счете выступают как социальная при­чина политических действий.

Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влия­нием развивающихся производительных сил, то коренные изме­нения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непо­средственным воздействием политики, при использовании поли­тической власти для перестройки экономических отношений. Известно, что в социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким об­разом, выступает предпосылкой строительства новой экономики.

Ныне в нашем обществе также происходит процесс реально­го воздействия политики на экономическую сферу общества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которые стали тормозом дальнейшего социального развития.

Сфера политики обладает относительной самостоятельно­стью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между объективной логикой движения экономики и логикой политических действий. возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой закономерностей экономического развития. Если политика адекватно отражает назревшие потребности экономиче­ского развития, то она становится силой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Если же политика выступает как абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму.

Поскольку политика — это искусство управления, постоль­ку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.


2. Политика как общественное явление.


В самом общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике. Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели. Политик — это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея­тель, умеющий “наклонять дела в свою пользу, кстати мол­вить' и вовремя смолчать” (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р. 261). В сов­ременном словаре английского языка Вебстера политика рассматривается как деятельность гражданского правитель­ства, его планы и меры, особенно по реализации собствен­ных интересов.

Отвечая на вопрос, что такое политика, Макс Вебер от­мечает: “Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец даже о политике умной жены, кото­рая стремится управлять своим мужем” (Вебер М. Избран­ные произведения. М.: 1990. С. 644). И в самом широком смысле слова, по замечанию М. Вебер а, политика охваты­вает “все виды деятельности по самостоятельному руковод­ству”. Но за основу рассуждения М. Вебер не берет такое 'широкое понимание и предлагает говорить “о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством” (Там же. С. 645). ко­торое является “единственным источником “права” на наси­лие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределе­ние власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе за­ключает” (Там же. С. 646).

Французский мыслитель Поль Валери, оценивая полити­ку, отмечал, что “политика — это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным”. Не­мецкий исследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика? Введение в науку”, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал, что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы они заботи­лись о том, что для них является главным. Американский политолог, профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге “Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует поли­тику в наиболее общем виде как борьбу “за организацию человеческих возможностей”.                        .

В “Философском энциклопедическом словаре” читаем:

“Политика (от греческого “политика” — государственные или общественные дела) — сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими соци­альными группами, ядром которой является проблема за­воевания, удержания и использования государственной власти”.                                       

Известно, что большое внимание исследованию политики уделялось в марксизме. В. И. Ленин, в частности, раскрывая различные грани политики, отмечал, что политика—это “устройство государственной власти”, “участие в делах государства, направление государ­ства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”, что она “есть область отношений всех классов и слоев к государству и правитель­ству, область взаимоотношений между всеми классами”, что “политика есть концентрированное вы­ражение экономики”.

Как видим, различных подходов и дефиниций политики уже разработано большое число. Появились попытки систе­матизации подходов к пониманию политики как социально­го явления. Так, польские исследователи, авторы книги “Ос­новы политологии”, указывают, что “применительно к совре­менности можно говорить о двух основных тенденциях в трактовке подобного понимания политики: а) интерпретация государства (и политики) в классовых категориях (марк­сизм); б) интерпретация государства (и политики) в кате­гориях деятельности правительства (американская “наука о политике” и французская “политическая наука”). Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа политики не является исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая приоритет общественных и индивидуальных .ин­тересов над государственными, указывают, что необходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К. Маркса о том, что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается вообще в его отношении к различным вла­стям политического государства” и на приведенные выше слова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный подход является односторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу политики. Он выражает не всеобщее — общественное, общие интересы народа на базе учета политических интересов всех субъектов, а только госу­дарственное, единичное, что на практике приводит к абсо­лютному приоритету государственного над общественным, ин­дивидуальным”.

На необходимость различения политической и государст­венной власти неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и другие авторы. Однако при наличии ряда по­зитивных моментов в рамках такого подхода возникают и не­сомненные трудности. Специфика политики как обществен­ного явления объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика? Она объясняется через политику. “...Политическая власть, — пишут Ф. М. Бурлац­кий и А. А. Галкин, — как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и правовых норм”. В такой трактов­ке, к сожалению, возникает логический круг.

Представляется, что в подходах (о чем свидетельствуют также и польские ученые) зарубежных и отечественных по­литологов в большинстве своем совпадает главное — указа­ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по поводу государственной власти. Именно отношения по поводу государственной власти выступают “ядром” всей по­литической сферы жизни общества. Эта трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика может рассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с правительством, личностей и масс, и как взаимо­действие социальных групп по поводу власти и т. д.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты