Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.
Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:
резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;
при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное Собрание;
депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;
наконец, Премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным Собранием вопрос о доверии к Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать Правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.
Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.
Конституционный Совет
Основная статья: Конституционный совет Франции
Одним из самых удачных нововведений Пятой Республики было создание Конституционного Совета, призванного блокировать законы, принятые Парламентом, если те не соответствуют Конституции. Если изначально Конституционный Совет учреждался как государственный орган, который будет сдерживать парламентские намерения «откусить» часть компетенции исполнительной власти, то впоследствии он утвердил себя как высшую инстанцию, независимую в своих суждениях, в спорах между законодателем и исполнителем, и, что особенно важно в глазах французов, стражем прав и свобод личности. Так, Совет в 1971 году подтвердил юридическое равенство Декларации прав человека и гражданина 1789 года и Преамбулы Конституции 1946 года с Конституцией, которая к ним отсылает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.
Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.
Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.
Конституционная практика Пятой Республики
Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.
Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.
Глава государства курирует вопросы внешней политики, обороны и вооружённых сил, а Правительство — экономическую, социальную, финансовую и прочие политики. Власть Президента простирается так широко, как его поддерживает Национальное Собрание. Если он опирается на парламентское большинство, контролирует Национальное Собрание, то Премьер-министру уготована судьба «директора кабинета Президента Республики» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реальным Главой Правительства становится Президент, определяющий линию Государства, а Премьеру не остаётся ничего другого, чтобы подчиниться его воле. Соответственно, по логике вещей, Президент может «попросить» главу кабинета подать в отставку. Так покинул в 1962 году свой пост архитектор институтов Пятой Республики Мишель Дебре, разошедшийся с де Голлем по вопросу урегулирования алжирского конфликта. Ясно, что Премьер-министр в этом случае становится главой парламентского большинства, координирующего его деятельность с политикой Правительства.
Однако баланс сил кардинально изменяется, когда парламентские выборы выигрывает оппозиция. Так уже было в 1986—1988, 1993—1995, 1997—2002 годах, когда Президент и парламентское большинство принадлежали к различным политическим силам. В этом случае власть Президента сокращается до буквального следования положениям Конституции, хотя его прерогативы в «зарезервированной» сфере, куда входит дипломатия, оборона и армия, по большей части сохраняются. Он вынужден назначить Премьер-министром человека, устраивающего парламентское большинство, ибо в противном случае ему будет вынесен вотум недоверия. Ясно, что Правительство действительно «определяет и проводит политику», опираясь на поддержку Национального Собрания. Эта ситуация именуется французами как «сосуществование» («cohabitation») на государственном Олимпе.
Пятая республика во Франции, политический режим, установленный по конституции 1958 (конституция была подготовлена правительством Ш. де Голля, одобрена референдумом 28 сентября 1958, вступила в силу 5 октября 1958). Для режима Пятая республика характерно расширение полномочий исполнительной власти, в особенности президента, при ограничении прав парламента. Президент имеет право досрочно распустить Национальное собрание, назначив новые выборы, а в случае чрезвычайных обстоятельств взять в свои руки всю полноту власти. При сохранении формальной ответственности правительства перед парламентом президент назначает премьер-министра и по его рекомендации министров. С октября 1962 введены выборы президента всеобщим голосованием (вместо косвенных выборов). Демократические силы Франции выступают за пересмотр конституции Пятая республика
В мае 1958 года части французской армии, занятые подавлением национально-освободительного движения в Алжире, совершили военный переворот. Противники конституции 1946 года пришли в движение. До того они ограничивались ее искажением, теперь настала пора для ее отмены. Большинство Национального собрания вручило власть генералу де Голлю.
Но де Голль не желал конституции 1946 года. Он потребовал новой конституции и дал понять, какой она должна быть. По этому образцу в течение трех недель был разработан проект, ": сентябре 1958 года вынесенный на референдум и утвержденный, последним.
Победа де Голля была обусловлена многими причинами. Здесь и страх перед гражданской войной, которую он брался отвратить. Здесь и глубокое недовольство всем прежним курсом политики буржуазных партий. Здесь и дискредитация государственных институтов, созданных прежней конституцией (и раньше всего парламента), вследствие их намеренного извращения правительственными партиями.
В данном случае важное значение приобретает личность самого де Гопля, о котором говорили, что он обладает качествами благородного дворянина XVI век. Уйдя на пенсию (см. ниже), де Голль отказался и от генеральской и от президентской пенсий, живя на гонорары, которые получил за свои военные мемуары. Однажды поутру, обнаружив пропажу египетской статуэтки, которую очень любил де Голль спросил у жены: "Мадам, Вы не знаете где..." - Я ее продала, - ответила жена. - Разве Вы не знали, как она мне дорога?
- Шарль, - ответила жена, - а Вы знаете, на какие средства мы живем? Новая французская конституция сосредоточила власть в руках одного человека. Она лишила парламент Франции всякого значения. Во всех областях государственной жизни авторитарное руководство ("режим личной власти") подменило демократический контроль.
Избрание президента республики производилось в два этапа: сначала избирали коллегию выборщиков; последние избирали президента. Этот порядок, одобренный в 1958 году самим де Голлем, перестал устраивать его в 1962 году.
Новой реформой избрание президента Франции было предоставлено референдуму.
Стремясь провести эту реформу, де Голль дал понять, что уйдет в отставку, если его предложение не будет принято. Когда реформа была проведена, де Голль следующим образом объяснил ее значение: необходимо, чтобы Францию "возглавляла постоянная власть, которая была бы в состоянии управлять судьбой страны и в случае надобности немедленно принимать - а вы знаете, что это понадобится, - решения огромной важности".
Характеризуя политический режим, созданный конституцией 1958 года (так называемой V республики), можно отметить: а) бессилие парламента перед президентом (последний в любое время вправе распустить его, он не ответствен ни перед ним, ни перед избравшим его народом); б) сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны); в) зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности); г) несправедливость избирательной системы, прямо и недвусмысленно благоприятствующей правительственным партиям и мешающей оппозиции (на выборах 1962 года, например, правительственная партия ЮНР получила всего на 300 тыс. голосов больше, чем компартия, но в 20 раз больше депутатских мест).