Политика США во второй половине 20 века

С приходом к власти в России волевого руководителя, Ирак превратился в «центр тяжести» интересов США и России.

Война в Ираке явилась попыткой США не только убрать «режим», но и тесно взаимосвязать иракскую экономику с американской[источник не указан 140 дней] (поскольку в последствии затраты окупятся) и оттеснить российские фирмы[источник не указан 140 дней], которые десятки лет сотрудничали с Ираком и приносили огромный доход в казну страны, тем самым перекрывая финансовые источники.

Уже сегодня вытесняются из иракского нефтяного рынка такие российские гиганты, как ЛукОйл и т. д.

3 сентября 2008 года, несмотря на договор о борьбе против терроризма в котором сказано, что контртеррористические операции на территории свой страны может осуществлять только местная служба безопасности, США вторглись на территорию Пакистана, где, по расчётам американских спецслужб, скрывались члены «Аль-Каиды» — Айман аль-Завахири и Усама бен Ладен. В результате операции погибли мирные жители.[13]

Одни считают США гарантом демократических ценностей и международной стабильности. Их оппоненты обвиняют американскую администрацию в двойных стандартах, применяемых для достижения своекорыстных целей. В начале XX века, в период президентств Вудро Вильсона (Woodrow Wilson), были попытки представить внешнюю политику США как мессианскую. Дескать, Соединенные Штаты – главный борец с тиранией, локомотив свободы и демократии, прав человека, рыночной экономики.

В годы «холодной войны» США проводили так называемую политику сдерживания (предотвращения распространения коммунистической идеологии). Наиболее ярко отраженная в «доктрине Трумэна», она легла в основу «плана Маршалла», целью которого было закрыть путь коммунизму в Западную Европу (в основном с помощью мер экономического характера).

Дальше – больше. В начале 80-х годов XX века появилась «доктрина Кирпатрик», ради достижения стратегических интересов США благословлявшая поддержку антикоммунистических режимов «третьего мира», в том числе и недемократических. Это проявилось в таких странах Центральной Америки, как Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Панама.

В 1979 г. в Никарагуа были проведены реформы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, имеющие социалистическую ориентацию. Соединенные Штаты расценили ситуацию как угрозу национальным интересам. Введя экономическое эмбарго в отношении Никарагуа, администрация Рональда Рейгана принялась поддерживать антиправительственные вооруженные группировки – контрас.

С санкции Р. Рейгана ЦРУ снабжает «контрас» оружием, проводит учения. Был подготовлен военно-тактический справочник Psychological Operations in Guerrilla Warfare, в котором даны подробные инструкции по формированию и координированию партизанских групп на территории Никарагуа, действий в отношении местного населения, организации антиправительственной пропаганды, осуществлению вылазок против сторонников правительства и т.д.

На совести контрас – зверства в отношении мирных жителей, около 70 тысяч убитых никарагуанцев, тысячи беженцев, покинувших страну, нелегальная торговля оружием, наркобизнес, похищение людей, диверсии на важных объектах инфраструктуры (электростанции, продовольственные склады, почтовые организации и др.). Между тем, в администрации Р. Рейгана их называли не иначе как «борцы за свободу». Иную оценку дал Суд справедливости, который также признал, что США, вмешиваясь во внутренние дела другого государства, попрали нормы международного права. Однако Америка не признала ни это решение международного суда, ни соответствующее заключение Генеральной ассамблеи ООН.

В Гватемале и Сальвадоре постулаты «доктрины Кирпатрик» уже применялись с таким расчетом, чтобы не дать возможности прийти к власти левым силам. Правительства этих стран администрация Р. Рейгана в своих пропагандистских материалах называла союзниками, которые помогают в распространении демократических ценностей и защите прав человека.

В Гватемале секретные службы США оказали финансовую и военную помощь так называемым эскадронам смерти, которые вели борьбу с леводемократическим оппозиционным движением. Специальная комиссия, расследовавшая события в Гватемале, констатировала, что там во внутренних столкновениях погибли порядка 200 тысяч человек.

В Сальвадоре Вашингтон опять поддержал «правых». Комиссия ООН по установлению истины и примирению констатировала, что в 1980–1991 годах в Сальвадоре было истреблено примерно 75 тысяч человек. За указанный период власти страны получили от США примерно 6 млрд. долларов, и значительная часть этой суммы пошла на укрепление репрессивного аппарата.

Если в Никарагуа, Гватемале и Сальвадоре ставилась цель «предотвратить проникновение коммунизма на американский континент», то в Панаме стратегические интересы США достигались на фоне очевидного попрания демократических принципов.

В начале 80-х годов генерал Мануэль Норьега устанавливает военную диктатуру в Панаме. Начинается массовая торговля наркотиками и нелегальная торговля оружием на уровне государственных структур, в стране буйным цветом расцветают коррупция и организованная преступность, через репрессивные структуры осуществляется расправа с оппозицией, фальсифицируются выборы. Несмотря на это, Америка становится покровителем режима панамского диктатора-преступника, особенно после того, как конгресс ограничил ЦРУ в возможности оказывать помощь никарагуанской оппозиции. M. Норьега был нужен США как фактор сдерживания коммунистического переворота в Панаме, стабильности ее геополитической антисоветской ориентации, а также как гарант доступа к Панамскому каналу на благоприятных условиях.

Однако в середине 80-х годов были вынесены на суд общественности преступления М. Норьеги как бесчестного политика, узурпировавшего президентскую власть, замешанного в рэкете, травившего американский народ наркотиками колумбийской наркомафии. Против него были возбуждены судебные дела. М. Норьега стал бельмом на глазу американской администрации. Вначале в отношении Панамы были введены жесткие экономические санкции, а в 1989-м М. Норьега был свергнут (захвачен в результате военной операции, санкционированной президентом Д. Бушем-старшим).

Агрессивная внешняя политика США в годы «холодной войны», применение двойных стандартов – это скорее правило, чем исключение. Вашингтон в той или иной форме поддерживал авторитарные режимы не только в уже упоминавшейся Центральной Африке, но и в таких странах, как Индонезия, Уругвай, Иран, Бразилия, Парагвай, Турция, Филиппины, Чили и др.

По правде говоря, аналогично поддерживали «освободительные движения» и СССР. В годы «холодной войны» Москва осуществляла «экспорт революций», отправляя оружие и военных советников в Судан, Камбоджу, Лаос, Вьетнам, Эфиопию и ряд других государств.

США продолжают заигрывать с недемократическими режимами, что свидетельствует о разрыве между официальной риторикой и фактическими действиями (как, впрочем, и в других аспектах дипломатии американской администрации). Сегодня мы не видим прямой поддержки террора или массовых преступлений, однако закрепленная в национальной стратегии безопасности возможность нанесения превентивных военных ударовde facto предоставляет право на использование военной силы против суверенных государств, нарушающих принципы создаваемого США миропорядка.

Принимая во внимание появление все новых очагов международной напряженности и новых глобальных угроз в современном нестабильном мире, можно предположить, что политическое маневрирование во внешней политике США, характерное для времен «холодной войны», еще долго не сойдет на нет, а, скорее всего, будет только усиливаться.

После войны США еще больше обогнали по экономическим показателям прочих мировых лидеров — Великобританию и Францию, не говоря о Германии, Японии и Италии. В то же время Америка не могла сбрасывать со счетов Советский Союз, чей международный авторитет после победы несоизмеримо возрос. Боязнь распространения коммунистической идеологии, способствовавшей развитию национально-освободительных движений в колониальных империях, режимы которых США поддерживали в интересах своих союзников по оружию, Великобритании и Франции, вызывала настороженность американских политиков по отношению к СССР. В то же время уверенная позиция советского правительства делала компромисс между США и СССР более сложным, чем конфронтацию. Прологом к резкому ухудшению отношений между бывшими соратниками в борьбе с фашизмом стала речь, которую произнес 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, отставной премьер-министр Великобритании Черчилль, призвавший западные страны к объединению против коммунистического Востока. В этой речи впервые был упомянут «железный занавес», ставший в недалеком будущем невидимой, но непроходимой границей между Востоком и Западом.

С 1947 года Америка приступила к осуществлению «плана Маршалла», который предусматривал поддержку стран Западной Европы, пострадавших во время Второй мировой войны. Одновременно план привел к объединению этих государств вокруг США и подъему их экономики. План Маршалла позволил создать и общую военную организацию — НАТО (аббревиатура английского словосочетания, означающего «Организация Северо-Атлантического договора»), объединившую 15 стран. Впервые в истории США вошли в военный союз с государствами Европы. Вскоре Советский Союз ответил на это созданием Организации Варшавского договора.

Ядерные супердержавы начали гонку вооружений, стремительно развивая производство ракетного оружия. Перед миром замаячил призрак атомной войны. В 1959 году Америку посетил советский премьер-министр Н, С. Хрущев, навсегда пленившийся идеей перегнать Америку, в том числе и по урожаям кукурузы (без учета климатических условий СССР). В ходе визита он выступил с трибуны ООН с легендарной угрозой показать «кузькину мать» империалистам всех мастей. Как исполнение этой угрозы в США восприняли намерение СССР разместить на Кубе ракеты с ядерными боеголовками. Данные разведки подтверждали, что в середине октября 1962 года на Кубе уже имелись советские ракеты. 18 октября президент Джон Кеннеди направил официальный запрос о ракетах советскому министру иностранных дел А. А. Громыко. Наш дипломат заверил президента, что все происходящее отвечает интересам обороны Кубы и не несет никакой угрозы США. 22 октября президент выступил с телеобращением к американским гражданам, обвинив Москву во лжи,— ракеты на Кубе представляли реальную угрозу для США, так как могли быть выпущены по территории страны. Президент заявил о намерении установить полную блокаду Кубы на море и в воздухе, обследуя все морские и воздушные суда, чтобы не допустить поставку советских ракет на остров Свободы. Кубинцы восприняли эту речь как объявление войны. По приказу Ф. Кастро на Кубе началась тотальная мобилизация. Однако решительная позиция США побудила СССР пойти на уступки. Хрущев согласился прекратить поставку ракет на Кубу при условии, что США снимут блокаду острова. Октябрьские события 1962 года вошли в историю под названием Карибского кризиса.

Некоторое потепление отношений между США и СССР наметилось в период пребывания у власти президента Р. Никсона и Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Однако великие державы продолжали считать Друг Друга врагами номер один. «Холодная война» была признана законченной лишь с распадом СССР.

Еще в июле 1905 года между Японией и США было подписано секретное соглашение, предусматривающее согласие американского правительства на захват Кореи Японией. Важнейшим шагом на пути этого плана стало заключение осенью того же года японо-корейского соглашения, по которому оборона Кореи и представительство ее интересов на международном уровне передавались Министерству иностранных дел Японии. Между тем 22 августа 1910 года Япония аннексировала Корею. Таким образом, Корея как часть японских владений неизбежно должна была стать ареной боевых действий в ходе Второй мировой войны, где страны антифашистской коалиции, в том числе и США, выступали против Японии.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты