Политология

Третья функция - обеспечение стабильности в стране.

Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.

В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:

n    высший уровень - макрополит система высших органов власти;

n    средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов;

n    третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.

Политическое лидерство.

Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами, осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов.

С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.

Факторы, определяющие характер полит лидерства.

Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл определяющими. Это:

n    личностные черты лидеров;

n    инструменты осуществления ими власти;

n    ситуация, с кот сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит лидера, эффективность и результативность его деятельности.

Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит решений.

Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может создать условия для контактов полит лидера с народными массами.

Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.

Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:

n    позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде;

n    реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур;

n    революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.

Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона, харизматическое лидерство.

Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.

Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в кот им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из этого выделяют три следующие функции, выполняемые полит лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика:

n    аналитическая функция, или функция постановки диагноза;

n    функция разработки программы действий;

n    функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.

Современные тенденции в развитии полит лидерства.

Первая тенденция - резкое возрастание ответственности полит лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, кот они управляют.

Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных полит лидеров.

Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах.

Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления полит лидеров-героев.

Пятая тенденция - сокращение границ власти полит лидера.

Современные теории полит лидерства.

Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером.

Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, кот вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать.

Политическая элита.

Понятие “политическая элита”. Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос управления) элиты.

Функции политической элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.

Механизм формирования политической элиты.

В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве полит элиты.

Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор.

Вторая типична для демократических гос-в и прямо противоположна первой.

Властвующая элита: понятие и структура. Кроме полит элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

Экономическая элита - соц слой, включающий представителей крупного капитал, крупных собственников.

Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, кот выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером полит режима.

Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Теории элит.

Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето). любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет). понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени ест отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Концепции плюрализма элит(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демокр институтов (выборы, референдумы) незначительны.

Государство как политический институт.

Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.

Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Функции гос-ва. Внутренние:

n    охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти, защита прав человека;

n    хоз-орг, общ-эк;

n    социальная;

n    культурно-воспитательная.

Внешние:

n    оборона страны;

n    защита интересов на межд арене.

Формы государственного устройства.

По формам правления государства делятся на:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты