Политология и политическая деятельность

Сущность и содержание политической психологии

В политике действуют большие общности, группы людей, которых связывают не только взаимные интересы, единые принципы и цели, но и общие эмоции, стимулирующие или, наоборот, блокирующие политическое действие, формирующие чувство сплоченности, энтузиазма, доверия, страха и многое другое, что относится к богатейшей палитре чувств, возникающих в этой сфере действительности. В основе политики - общение между людьми, но оно осуществляется при наличии некоторых психологических предпосылок, эмоциональной открытости, предрасположенности, интереса к партнеру. Сущность центрального элемента политики - власти - во влиянии, способности одних людей изменять направленность и характер поведения других людей, но механизм влияния - психологический. Разнообразные формы влияния строятся на чувстве зависимости, если известно, что интересы и цели одного субъекта могут быть реализованы только в связи с действиями или ориентациями других участников политического взаимодействия, или на чувстве страха, когда используется наличие реальной или мнимой угрозы состоянию одного субъекта, исходящей от другого субъекта или события, или на основе доверия, когда существует убеждение, что поведение участников политического действия соответствует объявленным намерениям и ведет к ожидаемым результатам. Психологическую природу имеет внутренний механизм ориентации политического поведения — готовности к совершению действия, состоящий из таких компонентов, как мнения (неустойчивые установки), диспозиции (общие отношения) и убеждения (соответствия глубоким личностным основаниям). Очевидно, что законы поведения больших масс людей, действующих в политике, носят психологический характер и в качестве таковых изучаются и используются в политической практике.

Эти законы, а также другие психологические явления, сопутствующие политическим процессам, изучаются специальной отраслью политического и психологического знания — политической психологией. Ее достижения в виде знаний о психической стороне политики, советов и рекомендаций действующим политикам активно используются в политической практике, причем, как в демократических обществах, где естественно, очень большое значение имеет мотивация, то есть внутренняя детерминация политического поведения, так и в его антиподах: авторитарной и тоталитарной политических системах, активно использующих страх как средство воздействия на политическое поведение.

Среди традиционных проблем политической психологии: исследование механизмов обеспечения политического влияния и типов политического лидерства, выявление причин агрессивности и насилия в политике, изучение механизма принятия политических решений и моделей политической активности, ее мотивации, создание психобиографий известных политических деятелей, нацеленных на выявление тех ключевых моментов в их жизни, которые определили особенности их политического характера, свойственные им способы решения политических проблем и установления контактов с последователями.


Взаимообусловленность внутренней и внешней политики

Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных институтов власти, а также на решение вопросов воспроизводства материальной и духовной культуры общества, улучшение качества жизни населения, совершенствование гражданского общества, обеспечение внутренней безопасности личности, общества и самого государства как страны.

Внешняя политика государства детерминирована в основном национальными интересами, которые в международных отношениях могут восприниматься как справедливые или несправедливые, миролюбивые или агрессивные, толерантные или амбициозные, соответствующие или несоответствующие нормам международного права. В ходе реализации задач внешней политики государство стремится обеспечить свою безопасность и безопасность субъектов общества, устранить или нейтрализовать внешние угрозы.

Во внешней политике решаются многие другие задачи дипломатического, экономического, социального, духовного и иного характера. В результате внешнеполитической деятельности государственный аппарат страны стремится создать благоприятные условия для осуществления внутренней политики. Они могут иметь значение как для благополучия граждан, общества, так и для самого аппарата государственного управления. Еще один важный желаемый результат внешней политики — международное признание и авторитет страны и ее руководства. Термины «великая держава», «развитое государство», «среднеразвитое государство», «третьестепенное государство», «государство-пособник» наполняются конкретным содержанием в процессе внешнеполитических взаимодействий. При этом используются как реальные внутренние и внешние успехи государства, так и идеологическо-манипулятивные средства.

В зависимости от конкретно-исторического культурного развития общества и особенностей взаимодействия государственной власти с субъектами общества внутренняя политика может иметь различную степень распространения на социальные отношения и процессы. В странах, где показатели материальной и духовной культуры не получили развитых форм, государственное управление, как правило, распространяется на все стороны жизнедеятельности общества, а часто подчиняет их себе. Само государственное управление осуществляется в авторитарных формах, которые могут основываться на правовых нормах или устанавливаться субъективно. При этом внутренняя политика осуществляется преимущественно «сверху-вниз».

В промышленно и социально развитых странах внутренняя политика государства не распространяется на все сферы жизни общества и виды деятельности его субъектов. В гражданском обществе складываются самостоятельные социокультурные субъекты, способные без поддержки государственного аппарата, а тем более без его вмешательства в их дела, осуществлять воспроизводство материальной и духовной культуры. Для такого внутриполитического государственное управления необходим не только умный и справедливый, деятельный «царь», «хорошее» правительство и другие институты государства, но и демократия, основанная на праве, высоко развитая субъектность граждан, осознание ими своих прав и свобод.

В ходе возникающих кризисов и конфликтности любого общества, сферы распространения государственной власти расширяются. Государственный аппарат страны имеет больше возможностей и средств для преодоления кризисов и конфликтности общества, в том числе и насильственных на правовой основе. Длительно проявляющаяся неспособность государственного аппарата к успешному управлению общественным развитием, неудачная внутренняя политика также являются причинами социальных напряжений в обществе и приводят к смене государственной власти, политического режима.

Общие признаки внутренней и внешней политики. Внешняя политика государства во многом определяется успешностью или неуспешностью его внутренней политики. В этом заключены их общие признаки.

1. Как внутренняя, так и внешняя политика осуществляются в типовых сферах жизни общества и сообщества: экономической, властной, социальной, духовной, экологической, военно-политической. Активность, например, государства, во внешнеэкономической сфере основана на внутренней экономической политике: как государственное управление взаимодействует с финансовой, промышленной, транспортной, добывающей, торговой и другими структурами страны, как формирует и использует государственный бюджет, как управляет государственной собственностью. Внешнеполитическая правовая активность государства также зависит от состояния права внутри страны, от деятельности законотворческих, правоисполнительных и других институтов государства.

Можно сказать, что общим для внутренней и внешней политики государства является идентичность их содержания и основных направлений реализации. Эффективная внутренняя политика по государственному управлению сферами жизни общества во многом определяет авторитетность и результативность внешней политики государства в этих сферах.

2.       Внутренняя и внешняя политика имеют две разновидности, учитывающие ее масштабность и временные показатели. Как внутренняя, так и внешняя политика имеют тактическую и стратегическую составляющие. Тактическая (текущая) политика направлена на осуществление ближайших целей и задач, а также планов и программ политической стратегии. Она обладает гибкостью, тесной связью с текущими политическими процессами, событиями и ситуациями, использованием временных соглашений, приобретением союзников (сторонников) при решении конкретных задач, оперативным использованием методов и средств политического взаимодействия, привлечением граждан (электоратов, слоев) в избирательных кампаниях, формированием внутреннего и внешнеполитического общественного мнения.

Стратегическая внутренняя и внешняя политика нацелена на долговременные взаимодействия, на разработку и осуществление перспективных планов и программ, на будущее самой политики, государства и мирового сообщества. Сущность стратегической политики состоит в выборе и обосновании коренных значимых целей и приоритетов внутреннего и внешнеполитического развития государства. Содержание стратегической политики могут составлять: поиск политических сил, материально-технических, финансовых, духовных и других необходимых ресурсов для достижения намеченных целей, создание новых политических партий и блоков внутри страны и на международной арене, заключение договоров с другими государствами, прогноз промежуточных и конечных результатов. Стратегическая политика, как считается, включает долгосрочный (10—15 лет) и среднесрочный (3—10 лет) этапы.

3. Общими для внутренней и внешней политики являются основные ее субъекты: государственный аппарат страны (государство) и негосударственные организации, движения, союзы, а также отдельные граждане. Внутри страны главным субъектом политики выступает государственный аппарат, функционирующий в политической системе общества. Государственный аппарат, особенно глава государства, специальные министерства и ведомства осуществляют и внешнюю политику. Многие политические партии, профсоюзы и другие общественные субъекты политики также осуществляют как внутреннюю, так и внешнюю политику. Внешняя политика представлена и «народной дипломатией» — деятельностью конкретных граждан страны в системе международных отношений.

4. Внутренняя и внешняя политика могут осуществляться одними методами и средствами. Политический анализ и синтез, опросы общественного мнения по политическим реформам, международным соглашениям и действиям различных субъектов политики, рейтинговые оценки и многие другие методы широко используются как во внутренней, так и во внешней политике. Не менее распространены и общие средства осуществления политики внутри страны и за ее пределами: использование средств массовой информации, переговорные процессы, различные встречи политических лидеров, экономические и собственно властно-государственные способы и средства влияния на внутриполитические процессы и международные отношения и т.д.

Различия внутренней и внешней политики

Вместе с тем внутренняя и внешняя политика государства имеют различия.

1. Главным различием выступают цели внутренней и внешней политики. Как отмечалось, основной целью и предназначением государства внутри страны выступает благосостояние граждан. Обеспечение благосостояния народа осуществляется по многим направлениям. Это и умелое государственное руководство социальной сферой жизни общества и другими сферами, от которых зависят создание неконфликтной социальной структуры, и демократическая национальная политика, система занятости населения, состояние образования, молодежная и семейная политика, качество и уровень жизнь граждан, права и свободы в единстве с обязанностями и ответственностью субъектов, их социальная защита.

Главная цель внешней политики — объявление мировому сообществу национальных интересов государства, связанных с его процветанием (развитием), независимостью и целостностью, а также с интегрированием страны в систему международных отношений. Важнейшим национальным интересом государства во внешней политике выступает определение угроз и создание системы национальной безопасности. В этом плане внешняя политика существенно отличается от внутренней политики. Несмотря на то что и во внутренней политике вопросы сохранения территориального и субъектно-властного единства страны, выявление внутренних угроз целостности и независимости государства могут также существенно актуализироваться и обостряться, внешнеполитический их характер и содержание, несомненно, более значимы.

2.       Внешняя политика государства отличается от его внутренней политики субъектами международных отношений. Государство на внешнеполитической арене взаимодействует с ООН, другими международными объединениями государств, с неправительственными(общественными) союзами и объединениями, с конкретными государствами. Характер, нормы и принципы таких взаимодействий иные, чем во внутренней политике государства.

3. Внешнеполитическая деятельность государства строится на межгосударственных отношениях с соблюдением норм международного права или на основе взаимных обязательств и соглашений. Внутриполитическая деятельность государства более разнообразна и изменчива по своему правовому содержанию. Соглашений или договоров государственный аппарат с гражданами не заключает. Обязанности и ответственность государственных структур, конкретных руководителей государства определяются конституцией страны, другими правовыми актами, а также моральными нормами и принципами культуры общества.

4.Внешняя политика государства может продолжаться и военно-силовыми методами через конфликты и войны. Государство имеет армию и другие силовые структуры, которые изначально предназначены для решения вопросов обороны страны, охраны границ, поддержания внутреннего порядка, борьбы с терроризмом, а также для обеспечения национальной безопасности методами и средствами, которые характерны для этих структур.

Но те или иные лидеры государства или небольшие группы властвующих субъектов могут инициировать агрессивные устремления по отношению к другим государствам и народам. Агрессивность может искусственно, через деятельность средств массовой информации, внедряться в широкие массы граждан, которые начинают «поддерживать» лидеров-агрессоров. Обычная, мирная внешнеполитическая деятельность государства перерастает в военный конфликт малой, средней и высокой интенсивности, начинает продолжаться уже военно-насильственными средствами. Внешнеполитический конфликт между двумя государствами или коалициями государств высокой интенсивности называется войной, если в нем хотя бы с одной из сторон вооруженные силы (армия) применяются в полном объеме или большей их части.

Войны не начинаются народами. Они не начинаются и отдельными индивидами — «рядовыми» гражданами. Войны инициируются агрессивно ориентированными государственными деятелями или небольшой группой властвующих в государственном аппарате, в финансовом бизнесе, теневой экономике, тайных объединениях, международных структурах. Поэтому важным направлением предотвращения войн является поиск таких государственных лидеров и властвующих групп, устранение их из властных отношений как особо опасных для общества и безопасности государства. Но, к сожалению, агрессивно ориентированных субъектов в международных отношениях достаточно много. Поэтому характер внешней политики государств сохраняет в себе как миролюбивую тенденцию сотрудничества и состязательности, так и тенденцию недружелюбия, подозрительности и соперничества, ведущую к конфронтации, в том числе и в военной сфере.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты