Политология как наука об политике
Реферат
«Политология как наука о политике»
1. Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки
Политология есть наука о политике, т. е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти и в которой правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины 1-го тысячелетия до н. э. политическое сознание стало постепенно приобретать самостоятельный характер, появились первые политические воззрения, концепции, составившие часть единого философского знания. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, которые заложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.
Во второй половине XIX в. политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. В этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1) политическая теория (включая историю политических идей); 2) политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.
Международный коллоквиум в Париже подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.
В России политологии явно не повезло. Так, еще в 1900 г. профессор В. Зомбер писал: «Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике». Положение политологии в России если и менялось, то скорее в худшую сторону, поскольку с 1917 г. вплоть до второй половины 80-х гг. на этой науке лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 г. в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.
Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением правительства Российской Федерации политология определена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, такое положение вовсе не означает, что в России политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.
Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов.
Термин «политика» (от греч. politikos — государственный, общественный из polis — город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».
Политика — непременный аспект общественного существования. Она возникла из требований, предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В различных проявлениях - как деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния — политика обнаруживается внутри любой общественной группы.
Определение политики — предмет многолетних дискуссий в среде политологов. Необъятный диапазон представлений о ней можно проиллюстрировать следующими высказываниями:
«Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер);
«Политика — это процесс управления» (О. Ренни);
«Политика — властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);
«Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер).
Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
ü низший уровень включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т. п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидуумами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями;
ü локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;
ü национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;
ü международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.
Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество. Здесь важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Она охватывает весь спектр политической жизни, включая ее духовную и материальную, практическую стороны, а также взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
Основными проблемами современной политологии являются: политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы государственного правления; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; религиозные и национальные аспекты политики; международные политические отношения; геополитика. Следует оговориться, что к изучению и исследованию проблем политики из-за их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки — философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки.
Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философской оценки объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Философия не заменяет политологию, но предоставляет общие методологические критерии для научного анализа политики.
Много общего между политологией и социологией. Если предмет изучения политологии — сфера государственного, то предмет социологии — гражданское общество и его взаимодействие с государством. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни все процессы взаимосвязаны.
Еще больше «точек соприкосновения» у политологии с правовыми дисциплинами (международным и государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право — это дисциплина скорее описательная и прикладная, а политология — теоретическая. Так же соотносятся между собой политология и история. Как отмечает испанский политолог Т. А. Гарсиа, «...историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т. е. превратятся в необратимые».
Иными словами, политические отношения пронизывают различные сферы жизнедеятельности общества и в этом плане могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический процесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, социологов.
Поскольку политика как общественное явление сложна и многогранна, ее можно исследовать на макро- и микроуровнях. В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления. Во втором — описывают и анализируют факты, связанные с поведением индивидуумов и малых групп в политической среде. Кроме того, выделяют различные уровни исследования — общественный и частные (промежуточные) уровни. Однако важно иметь в виду, что ни один из промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.