2. Бихевиористские методы как способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.
Использование этих методов опирается, прежде всего, на то положение, что политика как социальное явление носит индивидуальный характер, все групповые формы политической деятельности можно вывести из анализа политического поведения индивидов, объединенных групповыми связями.
3. Количественные методы, исходящие из того, что политические явления могут и должны подвергаться измерению. Наиболее популярны три метода количественного характера: статистические методы политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты.
4. Сравнительные методы позволяют путем сопоставления вычленить общее и особенное в политических явлениях, анализировать уроки их эволюции и основные тенденции развития.
Существуют различные формы сравнительного исследования: сравнительно-сопоставительный метод, при котором выявляется природа разнородных политических объектов; ретроспективное сравнение, когда политическое явление анализируется в исторической связи с его генетическими предшественниками; социально-типологическое сравнение и т. д.
Вывод: Закономерности и методология политологии представляют собой специфический предмет данной науки, раскрывающий ее сущность, назначение и функциональную направленность.
3. Функции политологии. Политология как интегративная наука
Как и всякая наука, политология выполняет вполне определенные функции.
Самую общую - гносеологическую (или теоретико-познавательную) функцию пояснять вряд ли необходимо, ибо она выражается в самом тщательном, конкретно-историческом познании всех существенных оснований, связей, отношений изучаемого предмета. Требование ее сводится к максимально объективному подходу к исследованию изучаемых объектов.
Другой функцией политологии является аксиологическая. Это оценочная функция. В отличие от первой функции, которая требует объективности, здесь на первое место выступает именно заинтересованная субъективность. Всякий исследователь, познав то или иное явление политической действительности, обязан оценить его с точки зрения своих, т. е. в широком смысле понимаемых национальных, классовых, общенародных, групповых и т. д., интересов. Вот эта заинтересованность и отличает политологию от всех прочих наук, поскольку выводит ее на прямую связь с большой политикой.
Следующая функция политологии - регулятивная. В принципе ее можно разделить на три: целеполагающую (выдвижение цели), выработка плана действий и регулирование действий по достижению цели. Данная функция предназначена вооружать политическое руководство конкретными планами достижения целей политики оптимальными средствами и отслеживать их реализацию.
И, наконец, важнейшая функция политологии - прогностическая. Всякая наука лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она может предвидеть результаты своей деятельности и своего вмешательства в объективный социальный процесс. Политология, обслуживающая потребности государства, несет перед обществом особую ответственность за свои прогнозы, ибо ее предвидение - это предвидение судеб страны, хода и исхода конфликтной, их последствий для национальной безопасности.
Политология, будучи интегративной наукой, содержательно связана с любой из социальных наук. Из науки о государстве и праве политология использует все, что касается формальных организационных структур государственной власти, правовых аспектов политической организации и ее деятельности. Можно сказать, что без данных юридической науки политологический анализ невозможен.
Из экономики политология берет материалы для выявления экономических основ развития политических процессов; показа связей между сферой экономики и организационно-управленческой сферой политики; выявления экономической обусловленности социальной политики государства и его организаций.
Из социологии политолог черпает данные о функционировании общества как целого, групп, входящих в его систему, о личностных, классовых, национальных, общечеловеческих интересах. Социология - наиболее политическая из всех наук об обществе, не случайно в системе социологии выделяются такие субдисциплины, как социология политики, социология государства, социология власти, социология политических отношений.
Тесно связана политология и с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог пользуется разрабатываемыми психологией категориями: «личность», «установка», «мотивация». Особую роль здесь играет социальная психология, изучающая поведение малых социальных групп, формы контактов между людьми и т. д.
Такая же тесная связь существует у политологии с исторической наукой. Принцип историзма сейчас не отрицается практически никем. Знание истории той или иной страны, ее социальных и политических институтов, политической борьбы позволяет правильно понять специфику современных политических отношений.
Философия, антропология, демография, этнография также взаимоперекрещиваются своими проблемами с наукой о политике. Политологи используют и данные формальных наук - логики, теории систем, статистики, кибернетики.
Вывод: Политология взаимодействует с целым комплексом гуманитарных и общественных наук и выполняет четыре основных социально значимых функции.
4. Применение политологии
В условиях становления политологии как науки в нашей стране логично возникает вопрос; а что она дает? Существует множество ответов на этот вопрос. В наиболее общей форме ответить на него можно следующим образом.
Политология является частью демократического политического образования. Его первостепенное значение для посттоталитарных государств и прежде всего России, усиливается переходным состоянием их социальных систем. В России радикальность общественных изменений особенно велика. Переход от командной экономики к рыночному хозяйству и от тоталитарной системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.
В нашем обществе оно могло бы выполнить ряд конструктивных функций и прежде всего помочь людям выработать рационалистический и демократический менталитет, усвоить ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же сглаживать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность и государственность.
Политология имеет и большое воспитательное значение. Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничивает влияние политического радикализма и экстремизма.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политических знаний и культуры.
Процессы радикальных политических преобразований в стране вызвали бурно нарастающую потребность в изучении действительного и неприукрашенного положения дел в обществе для государственных структур. Результаты политических исследований выступают как специфический интеллектуальный товар, заказчиком и получателем которого выступают центральные и местные органы власти, «государственные» политические партии, государственные учреждения. В США и ФРГ, например, одним из крупнейших заказчиков политических исследований выступают структуры, представляющие глав государств, органы исполнительной власти и управления, по контрактам с которыми работают десятки крупнейших политологических центров (например, Фонд Ф. Эберта в Германии). Политология помогает умножить число и улучшить качество альтернативных подходов для принимающих решения, раскрывая социально-политические последствия их действий, которые могут быть и неожиданными, и нежелательными. Например, конкретный политологический анализ мог бы заранее предсказать нелогичность некоторых мер власти в отношении Чеченской Республики, предостеречь от ряда других не до конца продуманных решений власти.
Вывод: Сегодня отечественная политическая наука переживает стремительный подъем, но, вместе с тем, она находится пока лишь в периоде своего становления, только вырвавшись из пут застоя и догматизма.
Заключение
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и эксплуатации со стороны более активных в политическом отношении сил.
Особенно необходимо политическое образование будущим специалистам правоохранительных органов, которым предстоит не только получить определенный объем знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-политической ситуации, оперативно адаптироваться в ней, развивать самостоятельно личные способности, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Л это в свою очередь предъявляет большие требования к высшей школе, в рамках которой не только разрабатываются программы, структура и содержание нового курса, но и изменяются формы, методы и средства его изучения, особо выделяются те из них, которые активизируют познавательную деятельность обучаемых, более эффективно готовят к жизни в условиях рыночных отношений и развития в стране демократических процессов.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2002. - Гл. 1.
2. Гаджиев К. С. Основы политической науки. – М., 2001. – Лекция 1.
3. Лобанов К.Н. Политология. Курс лекций. – Белгород, 2000. – Лекция 1.
Дополнительная литература:
1. Алексеева Т.А. Предмет политической философии // Полис. - 1999. - № 3.
2. Белов Г.А. Современные концептуальные подходы и методы исследования // Кентавр. - 2002. - № 3.
3. Бейме К. Сравнение в политической науке // Социально-политический журнал. - 2000. - № 2.
4. Бутенко А.П. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. - 2000. - № 9-10.
5. Вебер Т. Политическая наука и диагноз времени в ФРГ // Политология вчера и сегодня. - М., 1990, С. 24, 25, 30.
6. Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии // Вестник МГУ. Серия 12. - 1994. - № 3.
7. Демидов Ф.Д. Политология в структуре обществознания // политология и современный политический процесс. - М., 2000. - с. 58-69.
8. Купин А.И. Тенденции развития политической науки в России // Общественные науки и современность. - 1996. - № 2.
9. Нужды политики и возможности политологии. Заочный “круглый стол” // Полис. - 2001. - № 2.
10. Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями // Социально-политический журнал. - 2003. - № 3.
Страницы: 1, 2