Политология как составная часть общественных наук, ее основные разделы

Политология как составная часть общественных наук, ее основные разделы

1. Политология как составная часть общественных наук. Объект и предмет изучения политологии

2. История развития политических учений

3. Государство: понятие, признаки. Характеристика тоталитарного политического режима

4. Демократия как политический режим: понятие, признаки, сильные и слабые стороны

5. Предпосылки и пути демократизации

6. Авторитарный политический режим: понятие и признаки

7. Территориальная форма государственного устройства: понятие и виды (унитарные и федеративные государства)

8. Парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) республика

9. Политическая элита: понятие, теории элит Г.Моски, В.Парето, Р.Михельса

10. Особенности формирования элиты современной России

11. Политические партии: понятие, функции, виды

12. Особенности формирования политической идентичности

13. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, консенсусная (общая характеристика)

14. Политические идеологии: понятие, характеристика либерализма, консерватизма, социализма17

15. Марксизм, социал-демократия как политические идеологии19

16. Анархизм, экологизм, феминизм и религиозный фундаментализм как идеологии современности20

17. Общественные группы и группы интересов: понятие и виды

18. Конституции: понятие, признаки, виды, функции

20. Роль бюрократии и армии в жизнедеятельности государства

21. Внешняя политика современной России. Взаимоотношения России со странами СНГ

22. Характеристика ООН. Международные организации по защите прав человека

23. Глобализация: понятие, признаки, последствия

24. Политические конфликты: понятие, причины возникновения, функции

25. Террор: понятие, проблема двойственного отношения к террору

26. Классификация террора. Причины возникновения террора. Мотивация террористической деятельности

27. Профилактика террора (теоретический самозащиты от террора)

28. Толпа: понятие, признаки, особенности поведения человека в толпе. Виды толп

 

1. Политология как составная часть общественных наук. Объект и предмет изучения политологии


В обществе принято выделять четыре основные сферы жизни – экономическую, социальную, духовную и политическую. Каждая из них представлена определенной системой и организацией, своими законами развития. Отличие политической сферы общества выражается в том, что в определенном смысле она выполняет верховенствующую роль по отношению к другим сферам общественной жизни. Политический курс и решения, принятые на его основе, носят обязательный для всего общества характер. Через политическую сферу общественных отношений определяются стратегические цели и перспективы общественного развития. Претворяя их в жизнь, политическая система мобилизует все другие сферы общественных отношений. Специально и комплексно политическую сферу общественных отношений изучает только политология.

Политология в самом широком смысле есть наука о политической системе общества и об управлении посредством ее обществом. Это одна из самых древних общественных наук. Термин «политическое» происходит от древнегреческого «полис» (город, государство), «полития» (конституция), «политес» (гражданин), «политекос» (государственный деятель). Под политикой в античный период в древнегреческих государствах понималось ведение общественных и государственных дел.

Как самостоятельная научная дисциплина политология заявила о себе лишь во второй половине XIX в. Основными причинами этого стали распространение всеобщего избирательного права, развитие демократических процедур. Вследствие этих процессов объективно возникла необходимость в политическом просвещении населения. Таким образом, политология становится по настоящему востребованной лишь в условиях расширения практики всеобщего избирательного права. Она является наукой адекватной демократическим политическим системам. Рождение политологии как университетской дисциплины произошло во второй половине XIX в.

Необходимо отметить, что в определении предмета политологии нет единства. В качестве такового в западной и отечественной литературе рассматриваются политическая система общества, политика, мир политического, политическая власть. Известная доля истины есть в каждом подходе, но с позиций современного уровня развития дисциплины наиболее обоснованным представляется отнесение к предмету политологии политической власти.

Как наука политология выполняет следующие прикладные задачи: даёт научную экспертизу различным политическим программам, рекомендациям; предлагает различные варианты решения политических проблем; прогнозирует последствия практических действий политиков. Оценивается при этом политическая реальность в политологии через три основных критерия:

- безопасность и независимость государства;

- развитие экономики, благосостояние народа;

- соблюдение конституционного порядка, гарантия конституционных прав и свобод граждан.

Политика, которая соответствует данным критериям, признается рациональной и прагматичной.

 

2. История развития политических учений


Политические идеи зарождаются с появлением первых государств (на Среднем и Ближнем Востоке, примерно, 5-6 тыс. лет до н. э.). Поначалу они являлись составной частью мифологического мировоззрения. Утверждалось: земные порядки созданы Богом. Посланником Бога на земле является император, в руках которого сосредотачивается вся власть. Государственный аппарат создаётся для оказания помощи правителю. Власть императора отожествлялась с властью отца в семье. Позднее (примерно, 2,5 тыс. лет назад) начался отход от этих мифологизированных схем. Формируются системные представления о власти и государстве.

Впервые системные представления о власти, управлении государством, политике сформулировал Платон (427-347 гг. до н.э.). Эти вопросы он изложил в работах «Государство» и «Законы». В основу своей политической теории Платон положил тезис о природном неравенстве людей. Поскольку люди по природе не равны, а управление государством требует знаний и умений, то управлять государством должны люди с развитым интеллектом («философы») в возрасте от 50 до 70 лет, которые избираются на государственные должности только представителями своего сословия. Прирожденные сапожники и плотники не могут претендовать на государственную власть, но обладают полной свободой в других сферах. Они производят продукты, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Стабильность в таком государстве обеспечивается не только через правление лучших, но и на воспитании людей в соответствии с их природными способностями.

В дальнейшем значительный вклад в разработку политических идей внёс Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона, совершенствовал свои способности в его академии. Его перу принадлежит 8 книг под общим названием «Политика». Среди наиболее интересных идей Аристотеля – его концепция происхождения государства и форм правления государством. Государство, по Аристотелю, появляется в результате социальной природы человека. Социальность предполагает общение, общение неизбежно ведет к объединению. При объединении нескольких поселений возникает социальная организация, то есть государство.

Впервые Аристотель классифицировал формы правления государством. Его классификация основана на двух критериях: количественном (сколько управляет) и этическом (во имя чего управляют). Исходя из этих критериев, Аристотель выделял правильные и неправильные формы государственного управления. К правильным он отнес монархию (законная власть одного), аристократию (власть немногих, лучших) и политию (власть большинства, основанную на законе). К неправильным – тиранию (незаконная власть одного, основанная на произволе), олигархию (власть немногих, богатых, используемая в интересах частной наживы), демократию (власть толпы).

В период Средних веков определяющее влияние на политическую мысль оказывал религия. В процессе перехода от культуры Средних веков к культуре индустриального общества (эпоха Возрождения) влияние религии на политическую мысль, как и вообще на все стороны жизни людей, заметно снижается.

Выразителем новых взглядов на политику в эпоху Возрождения стал выдающийся политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах («Государь», «Рассуждения…» и др.) Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любого политического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти. Политика, государство, власть появляются в результате социального расслоения людей на знать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другие институты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы за власть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы за власть появились организованные политические институты, Макиавелли вводит понятие «stato», что в современном понимании тождественно категории «государство». Таким образом, политика это есть борьба за власть.

В Новое время произошел окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти. Это связано с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора. Довольно развитое и систематическое развитие они получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) и Джона Локка (1632-1704 гг.). Т. Гоббс изложил свое политическое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Гоббс – сторонник абсолютной монархии. Он также не допускает какого-либо разделения государственной власти между различными органами государства, ибо это ослабляет государство и не позволяет обеспечивать его поданным состояние мира и стабильности.

В отличие от Гоббса, Джон Локк – сторонник конституционной монархии. В своем обосновании конституционной монархии Локк впервые в буржуазной политической литературе выдвинул учение о разделении властей. По его мнению, нужно различать эти ветви власти – законодательную, исполнительную и федеративную (союзную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводить законы в жизнь, а союзная занимается вопросами политики, урегулирует отношения с другими социальными сообществами. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Предпочтение отдается законодательной власти. Законодательная власть – верховная. Она должна повелевать другими властями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты