- первая из них представляет политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между сферами политики и экономики;
- вторая группа закономерностей - социально-политические, обусловливающие функционирование политической власти для достижения стабильности общества, то есть для учета интересов и потребностей различных элементов социальной структуры общества, нахождения путей гармонизации этих интересов, уничтожения или смягчения антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений. Эти закономерности в разных политических системах проявляются по-разному. Так, для стабильности демократического режима властвования человеческая цивилизация придумала механизмы так называемых сдержек и противовесов. К таковым относится системы разнообразных организаций, гражданское общество, разделение на специализированные и в пределах конституционных установлений независимые друг от друга ветви власти и т.д.;
- третья группа - закономерности функционирования и развития политического процесса: а) приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике; б) верховенство закона для всех членов общества; в) разделение властей; г) гласность в деятельности государства и общественных организаций; д) политический плюрализм и т.д. Их действие призвано создать оптимальные условия для активной политической деятельности субъектов политической жизни, самореализации и созидательной деятельности личности, прогрессивного развития общества. Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то зачем я?;
- четвертая группа закономерностей - политико-психологические, которые отражают взаимоотношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирования политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти и т.д.
VI. Система категорий политологии
Категориями являются наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений. Категории - это язык науки. Проблема выяснения понятийного аппарата политологии очень важна, так как она, наряду с раскрытием содержания дисциплины, помогает ближе подойти к пониманию сути предмета науки. При объяснении категорий политологии встречается много трудностей. Они заключаются, прежде всего, в междисциплинарном характере этой науки (в приспособлении для своих нужд понятий других наук), что может приводить к сочетанию в политологических текстах разнородных понятий. Сложность заключается и в том, как показывает анализ теоретических источников, что политология в каждой стране как бы "своя" и, например, использование заимствованных категорий из западной политологии не всегда может быть удачным и соответствовать их первоначальному содержанию.
Политология создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами исследования. Они составляют следующие группы:
- первая группа понятий дает возможность выявить, определить, что есть политология, ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, парадигма, методы и функции, политика);
- вторая группа позволяет анализировать структуры и силы, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством. Это такие понятия, как "политическая власть", "господство", "порядок";
- третья группа связана с исследованием политических институтов и субъектов политики - государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, правовые системы и суды, личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы;
- четвертая группа понятий позволяет анализировать политическую систему общества ("компонент", "вход", "выход", "требования", "агрегирование интересов", "среда", "обратная связь");
- пятая группа понятий позволяет анализировать политический процесс во всей его совокупности: революция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др.;
- шестая группа категорий, пользующаяся в последнее время признанием многих специалистов, охватывает в основном область политического сознания. Речь идет о таких понятиях, как:
а) политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения;
б) политическая идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором сходятся коллективное и индивидуальное начала в поведении человека;
в) политическая культура, показывающая, насколько человеком освоены общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными норм мыслительной и практической деятельности;
г) политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти;
д) политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, являющая собой основной способ сознательного воздействия на представления, которые структурируют мир политики.
Существует мнение, что основные понятия науки не являются фундаментом, на котором возводится ее здание, что они представляют собой только инструментарий. Такого рода суждения выводятся из убеждения, согласно которому основанием науки может служить только действительность, даже в том случае, если ее понятийное постижение отсутствует или является еще слабым. Из этого делается вывод, что основные понятия частных наук носят только операциональный характер, который имеет мало общего с поиском абсолютной истины. Соглашаясь в принципе с этими доводами, нельзя, однако, отрицать того факта, что изложение основных понятий всегда представляет собой нечто вроде теории, то есть основания науки.
VII. Методологии и методы политических исследований
При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования, в первую очередь практически все методы социальных наук. Общепризнано, что методы исследования - это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Некоторые авторы полагают, будто нет специфических политологических методов, что исследование политической жизни характеризуется определенной эклектичностью, симбиозом методик гуманитарных исследований и техник эмпирических исследований. Известное течение в науковедении - сциентистское представление о единстве наук, - основано на позиции, что всем наукам свойственны одни и те же научно-логические и эмпирико-аналитические критерии.
Методов познания действительности довольно много, есть и их классификации. Пишут, например, о методике экспериментов, о методах обработки эмпирических данных, построения научной теории, изложения научных результатов и т.д. По другой классификации, методы делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Методы, имеющие общенаучный характер - это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Третья классификация опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности. Образно говоря, методы можно квалифицировать и по такому признаку: с птичьего полета, с горы и из мышиной норы (Л.Н. Гумилев). В настоящее время углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, конкретизируясь в каждой отдельной науке.
В политологии нет единой универсальной методологии. Политологическая методология содержится в каждой политической теории. Считается, что сколько мировоззренческих парадигм, столько и способов познания. Тем не менее, набор наиболее распространенных методов сбора, обработки, интерпретации информации довольно устойчив. Есть общенаучные методы: использование аппарата логики, в том числе индукции и дедукции, моделирования и эмпирического сбора документального и статистического материала, наблюдения и т.д. В прикладной политологии применяются методы конкретного социологического исследования и компьютеризация всех процессов сбора и обработки информации. Основные типы методов и уровни методологии политологических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли, когда на каждом из этапов доминировали те или иные методологические подходы (или их комбинации) и методические приемы. В связи с этим в известном американском учебнике "Методы политологического исследования: основы и техника" была предложена следующая периодизация развития методологии политической науки как применения той или иной комбинации и набора приоритетных средств политического познания:
- классический период (до XIX в.), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;
- институциональный период (XIX - начало XX в.), когда на передний план выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
- бихевиоралистский период (20-70-е годы ХХ в.), когда стали активно применяться количественные методы;
- постбихевиоралистский этап (последняя четверть XX в.), который характеризуется сочетанием традиционных и новых методов.
В политологии представляется возможным разделить исследовательские методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие:
- исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях;
- метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение - это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как "кто знает одно, не знает ни одного". Известно и высказывание Д. Юма: "Если хотите знать греков и римлян - изучайте англичан и французов". Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие "подвижные переменные", как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития;
- системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8