Понятие и сущность социальной политики
Понятие и сущность социальной политики
Содержание
1 Типология социальной политики: многообразие подходов
2 Характеристика различных подходов определению «Социальной политики»
3 Проблема определения объекта социальной политики
Введение
Социальная политика - это деятельность, меры, мероприятия, социальное взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения между социальными общностями, группами, слоями, людьми по установлению, сохранению и изменению их социального положения, жизнеобеспечению, удовлетворению социальных потребностей, согласованию интересов, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг, перераспределению ресурсов для достижения и поддержания благополучия, повышения уровня и качества жизни, развитию социальной сферы, социальному развитию общества, решению социальных проблем.
Социальная политика как система состоит из относительно самостоятельных, взаимосвязанных частей, являющихся ее структурообразующими элементами. Такими частями являются социально-трудовые отношения; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства (семейная политика); социальная помощь; предоставление социальных услуг в социальной сфере; социальное страхование.
Средствами осуществления социальной политики являются инструменты, с помощью которых формируется и реализуется социальная политика. Средства разнообразны. К ним относятся: правовой акт, финансовые средства, социальная выплата, социальная гарантия, социальный стандарт, социальное партнёрство, социальная инфраструктура, социальная технология, социальная программа, трудовой договор.
Цель работы – дать понятие и сущность социальной политики.
Задачи:
1. Рассмотреть типологию социальной политики, выделить многообразие подходов.
2. Дать характеристику различных подходов определению «Социальной политики».
3. Выделить проблему определения объекта социальной политики.
Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и списком литературы.
1 Типология социальной политики: многообразие подходов
Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:
- ценностные ориентации;
- степень своевременности принятия государственных социальных программ;
- временной критерий;
- масштабность;
- степень государственного содействия и охвата социальной помощью населения.[1]
По ценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики: индивидуалистическая, коллективистская, популистская.
Индивидуалистическая социальная политика ориентирована на самодостаточность индивида, его активность, самодеятельность, инициативность, мастерство, профессионализм, дисциплину. Приоритет отдается ценностям свободы, возможности выбора, самоценности материальных оснований социального и гражданского статусов. При такой социальной политике индивид может выбирать тип и способ удовлетворения социальных благ, что предполагает функционирование рыночной, динамичной экономики с соответствующей инфраструктурой.
Социальная политика коллективистского типа ориентирована на примат коллективистских (патриархально-общинных) и квазиколлективистских ценностей, на равенство, справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При этом типе государство диктует населению и способы удовлетворения социальных нужд. Все это ведет к нивелировке и дозировке экономических ресурсов, социальных статусов, потребления социально-культурных благ.
Популистский тип социальной политики ориентирован на ценности, потребности толпы. Он доминирует в кризисные, переходные периоды общественных трансформаций. В основе такого типа лежат обещания, заверения правящей или оппозиционной элиты повысить благосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности людей наипростейшим и наикратчайшим путем, объявить беспощадную войну преступности, коррупции и т.д. Как правило, не предлагаются реальные методы, средства достижения желаемых результатов. При этом эксплуатируется какая-либо идея (коммунизма, национального суверенитета, борьбы с привилегиями). Такая политика ориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата при игнорировании общих и долговременных социальных программ, социальных последствий принимаемых политических решений. Популистская политика сводится к декларациям и заверениям, не подкрепляется конкретными эффективными мерами социальной помощи и поддержки населения.
В зависимости от своевременности принятия или корректировки действующих государственных программ социальная политика может быть упреждающей и запаздывающей, «догоняющей».
По временному критерию выделяется долговременная, текущая и ситуативная социальная политика. Долговременная социальная политика требует от государства и его органов определения фундаментальных целей, основных методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Она изложена в Конституции и других нормативно-правовых актах, государственных программах. Гармонизация интересов предпринимателей и работников, разработка государственных минимальных стандартов, создание благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни, профессиональной переподготовки и адаптации работников к рыночным условиям – все это долгосрочные социальные задачи. При этом долгосрочной может стать социальная политика и в конкретной области социальной сферы.
Текущая социальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексация заработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции, защита денежных сбережений, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питания и необходимыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемым ценам, помощь многодетным, неполным семьям и др.).
Ситуативная социальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихийные бедствия, военные действия), предполагает единовременные социальные выплаты, акции.
По масштабности можно говорить о федеральной, региональной, местной (города, района, предприятия) социальной политике.
Итак, существуют различные подходы к типологизации социальной политики.
2 Характеристика различных подходов определению «Социальной политики»
Не вдаваясь в конкретные детали анализа социальной политики в литературе, можно условно выделить три основных подхода к её пониманию. Первый подход предполагает, что социальная политика - это деятельность по установлению и поддержанию положения социальных общностей, групп, слоёв, удовлетворению социальных потребностей, согласованию интересов, управлению социальной сферой, перераспределению ресурсов для достижения благополучия, решению социальных проблем, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг.
При другом подходе под социальной политикой понимается совокупность мер, действий, мероприятий, осуществляемых её субъектами, по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными общностями, группами, слоями, повышению уровня жизни, поддержанию благополучия, жизнеобеспечению населения.
Третий подход связан с рассмотрением социальной политики как совокупности взаимодействий, взаимоотношений, взаимосвязей между социальными общностями, группами, слоями по реализации основных целей общества, по поводу жизнеобеспечения, росту уровня и качества жизни населения, сохранения и изменения социального положения населения и составляющих его социальных групп, слоев, общностей.[2]
Выделение данных подходов показывает, что между ними нет противоречия в понимании социальной политики, наоборот, можно установить взаимосвязь, которую можно понять, если признавать социальное действие в качестве основы сближения данных подходов. Социальное действие - это преднамеренное, целенаправленное действие, ориентированное на других людей, социальные слои, группы, общности, и их взаимные ответные действия. Структурными элементами социального действия являются потребность, интерес, цель, средство, мотив и стимул. Потребность означает нужду в чём-либо, зависимость от условий существования, стремление к потреблению материальных и духовных благ. Формой проявления потребности выступает интерес, который обеспечивает направленность на осознание целей и способность удовлетворить потребность. Цель - это осознанный, предвосхищаемый образ, на достижение которого направлено социальное действие. Средством является инструмент, способ, с помощью которого достигается цель. Мотивом выступает побуждение к социальному действию, связанное с необходимостью удовлетворить потребность. Стимул - это внешнее побуждение к действию.[3]
Социальное действие лежит в основе социальной деятельности, действий по принятию мер, разработке мероприятий, социального взаимодействия, социальной связи, социального отношения и социального процесса. Совокупность взаимосвязанных социальных действий, направленных на достижение цели в соответствии с потребностями, представляет социальную деятельность, которая включает деятельность по принятию необходимых мер и разработке мероприятий в области социальной политики, поскольку мероприятие представляет организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление цели. Следовательно, второй подход в понимании социальной политики конкретизирует первый подход, авторы которого рассматривают социальную политику как деятельность, он непосредственно с ним связан.
Существует непосредственная связь и с третьим подходом, поскольку в процессе деятельности люди, социальные группы, общности вступают в социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие означает регулярные социальные действия субъектов, которые направлены друг на друга и имеют цель вызвать ожидаемые ответные реакции. Оно связано с обменом социальными действиями. Иначе говоря, социальное взаимодействие представляет процесс, в котором люди, социальные слои, группы, общности действуют и реагируют на действия других людей, социальных групп, общностей.
3 Проблема определения объекта социальной политики
В настоящее время существуют десятки определений социальной политики, отличающихся и по форме, и по содержанию. При подобном объеме трактовок целесообразнее анализировать не каждое из них, а общие подходы к толкованию понятия. Классификация определений социальной политики (или подходов) может вестись по разным основаниям: в зависимости от обозначенных целей, объектов, субъектов, механизмов, функций, ценностей и других содержательных моментов. Даже из простого перечисления критериев классификации определений социальной политики можно представить, насколько широк спектр самих конкретных трактовок, ведь количество сочетаний различных формулировок объектов, субъектов, целей, способов и других составляющих понятия огромен. Конечно, не все определения содержат перечисленные компоненты, да и к этому не стоит стремиться, иначе они будут весьма перегружены. Нам представляется, что обязательными элементами определения социальной политики должны быть сущностная составляющая и объект, желательными – субъект и целевая установка, а остальные компоненты могут и должны рассматриваться отдельно. Коротко остановимся на двух основных элементах.[4]
При определении любого понятия, прежде всего, отталкиваются от некоторой базовой категории, уточняемой в ходе формулирования. Чаще всего социальную политику раскрывают через категорию деятельность или действия. Некоторые ученые представляют социальную политику как часть политики вообще или внутренней политики. Существуют видения социальной политики как целенаправленного развития общественной структуры, как совокупности социальных целей и методов их достижения и другие. Принципиально иной является точка зрения, когда социальная политика понимается как некоторая концепция, совокупность подходов, принципов, установок, которая в большей мере характерна для западных ученых. Среди российских исследователей тоже есть сторонники подобной позиции, но они, как правило, сочетают ее с деятельностным подходом, что, на наш взгляд, вполне оправдано. Трактовка социальной политики только как деятельности (действий) значительно сужает его истинное содержание. Деятельность – это, скорее, реализация социальной политики, а для отражения ее сути необходимо указание и на общие подходы, принципиальные установки, концептуальные основы, опираясь на которые, разрабатываются методы и осуществляются конкретные действия. В то же время полный отказ от категории «деятельность» при дефиниции анализируемого понятия также неправомерен, так как современное осмысление социальной политики связано с конкретной практической работой. Поэтому более целесообразным при формулировке категории социальная политика является соединение концептуальности и деятельности.[5]
Объект социально политики – это то, на что она направлена. Несмотря на различные точки зрения ученых по поводу описания социальной сферы, большинство, в том числе и мы, не сомневается, что именно она является объектом социальной политики. Уточняя объект социальной политики, исследователи или называют непосредственно социальную сферу, или выделяют ее различные элементы, стороны, аспекты: социальные отношения, людей (общество, население, граждане, различные социальные группы, индивиды), условия жизни и деятельности людей и т.п. Также есть мнения, что объектом социальной политики являются социальное развитие, воспроизводство социальных ресурсов, благосостояние, социальная безопасность, социальный потенциал, социальная структура, удовлетворение потребностей, социальные процессы, основные направления развития общества, социальные проблемы, система социальных неравенств, согласование интересов социальных общностей и другие.
Итак, под социальной политикой предлагается понимать концептуальные подходы и деятельность государства и других социальных институтов по регулированию социальной сферы общества и ее развития.
Заключение
В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны. В отличии от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры, в социальной сфере главное место занимает государство.
Поэтому, когда речь идёт о социальной политике – подразумевают именно социальную политику государства.
Социальная политика призвана:
1) гарантировать населению минимальный доход;
2) социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости.
Социальная политика и государство – это такие общественные институты, которые не могут существовать друг без друга.
На социальную политику государства в первую очередь влияет форма государственного устройства. Многим государствам присуща унитарная форма устройства. Основная ее характеристика, - единая структура государственного аппарата на всей территории страны, и административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Итак, социальная политика разных стран имеет свои особенности, которые обусловлены не только различием форм государственного устройства, но и некоторыми другими факторами. Различие социальной политики на практике выражается в разных её масштабах.
Для решения проблем социальной политики необходимо разумно сочетать социальные и экономические принципы организации социальной политики в государстве
Список литературы
1. Григорьева, И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах / И.А. Григорьева.- СПб.: СЗАГС, 1998
2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2007.- 415с.
3. Основы социальной работы / Под ред. Павленок. - М.: Инфра – М, 1997.- С. 51 -62
4. Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Финансы и статистика, 2008.- 513с.
5. Шарков, Ф. Социология: Курс лекций / Ф. Шарков. – М.: Экзамен, 2006.- 520с.
[1] Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2007.- С. 119
[2] Основы социальной работы / Под ред. Павленок. - М.: Инфра – М, 1997.- С. 54
[3] Шарков, Ф. Социология: Курс лекций / Ф. Шарков. – М.: Экзамен, 2006.- С. 129
[4] Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Финансы и статистика, 2008.- С. 92
[5] Григорьева, И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах / И.А. Григорьева.- СПб.: СЗАГС, 1998.- С. 97