К основным функциям политической партии относятся:[1]
1) функция агрегирования политических интересов, т. е. таких, которые связаны с осуществлением власти, с принятием решений на государственном уровне. В отличие от других субъектов политики (социальных общностей, групп интересов и т. п., которые тоже могут артикулировать и выражать политические интересы) партии выражают именно агрегированные интересы, т. е. комплекс разнородных интересов, сгруппированных таким образом, чтобы они стали совместимыми и удовлетворяли максимальное большинство сторонников партии. Причем агрегирование должно происходить таким образом, чтобы выработанный на его основе политический курс вписывался в основные ценностные ориентации всего общества;
2) функция осуществления политической ориентации общества и его политической мобилизации. Партии дают в своих программах политические ориентиры для рядовых граждан и делают их участие в политике организованным и институализированным. Они мобилизуют граждан к участию в политической жизни по вполне определенным правилам. Тем самым разные партии предоставляют гражданам право выбора для участия в конкурентном политическом процессе в соответствии со своими политическими убеждениями. Партии стремятся повысить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной деятельности. Пропагандируя политические идеи и ценности, партии стремятся привлечь граждан на свою сторону как во время, так и между выборами, организуя дискуссии, политические кампании в защиту или против чего-либо, праздники, фестивали, шествия, гражданские инициативы и др.;
3) функция интеграции общества. С одной стороны, партии
стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и
их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они
разделяют общество по различным линиям и в случае конфронтации по важнейшим вопросам общественного развития несут
потенциальную возможность дестабилизации и дезинтеграции политической системы.
С другой стороны, наличие многих
партий, признающих общие демократические ценности и единые правила игры, законность интересов всех субъектов политики представляет собой более серьезное интегрирующее начало, чем в обществе, лишенном свободного выбора. То есть
свободное многосоставное сложное общество более прочно,
чем
искусственно создаваемый монолит;
4) для
того чтобы реализовать агрегированные политические
интересы, нужна власть. Поэтому важнейшей функцией
партий является функция приобретения и формирования власти. Здесь есть несколько путей: либо проникновение
во власть,
либо организация действий, на которые власть вынуждена реагировать (например, мероприятия оппозиционной партии);
5) функция легитимации власти. Являясь важнейшим участником избирательных кампаний и получая от граждан мандат
доверия своим кандидатам и программам, партии олицетворяют
согласие управляемых на признание законности действия властей. Выражая свое отношение к различным партиям, массы
тем самым получают возможность ограниченного участия во
власти через выборы, а также определенного влияния на политическое развитие. Через конкурентную борьбу партий вы
является соотношение политических сил в обществе. Кроме
того, как субъекты политики партии защищают государство от
недовольства граждан, так как оно переключается на конкретных носителей власти в лице представителей партии, а сама
государственная система остается авторитетной и
незыблемой;
6) функция контроля. Являясь
постоянными участниками
политической жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдают за исполнением государственных программ, за деятельностью
государственных органов и их отдельных представителен,
за их моральным обликом, за распределением и расходованием
средств и др. Кроме того, на основе постоянного зондирования
общественного мнения партии осуществляют функцию обратной
связи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать не
только деятельность самих партий, но и политический курс общества
в целом;
7) функция по формированию и воспитанию политических кадров, в том числе политических лидеров, обеспечение их преемственности и постоянного обновления. Большая часть государственных деятелей Запада начинала свою карьеру с места партийных функционеров различного уровня. В большинстве стран партии участвуют в подборе и расстановке кадров в аппарате государственного управления, влияя тем самым на проведение политического курса общества;
8) функция координации и согласования действий с другими участниками политического процесса. Для
того чтобы эффективнее добиваться
своих целей, партии вынуждены постоянно взаимодействовать с
другими участниками политического процесса, вступать с
ними в переговоры, искать союзников, находить компромиссы,
создавать коалиции, идти на уступки и т. д. Это делает политический процесс
упорядоченным, организованным, стабильным, в какой-то
степени предсказуемым. Зачастую национальные партии
согласуют свои действия и на международном уровне,
вступая в интернациональные ассоциации.
3. Критерии классификации политических партий и их типология
Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.
Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:[2]
1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.
2) по
идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные,
прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические
(ориентирующиеся на практическую целесообразность
действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг
конкретного
политического лидера);
3) по
методам выполнения программы: революционные (стремящиеся
к радикальному качественному преобразованию общества) и
реформаторские
(стремящиеся к улучшению общественной жизни
без структурных принципиальных изменений);
4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и
правые;
7) по
стилю общения между партийными лидерами и рядовыми
членами: демократические и антидемократические;
8) по
характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным
членством, организационной рыхлостью) и
массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды
как можно большее
число членов, упрочить связи,
укрепить структуру);
9) по
организационной структуре: парламентские (где в качестве
первичных образований выступают территориальные комитеты),
лейбористские (представляющие собой разновидность
парламентских партий, допускающих коллективное
членство, в том числе и
трудовых
коллективов) и авангардные (построенные на принципах
демократического централизма и
территориально-производственного
объединения своих членов) и т.п.
Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиции, классифицирована по разным основаниям.
Существует множество типологий партий.
В основе каждой из них лежит какой-либо один
или несколько признаков. Партии различают по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и
методам деятельности, социальной
базе и идеологии.
В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения и внепарламентского (преимущественно социал-демократические и коммунистические).
Наиболее устойчивой и употребительной длительное время была типология партий по идейно-политическим позициям на левые и правые партии и центр. При этом внутренняя пестрота партийного спектра здесь сознательно упрощается. Современная тенденция развития партий по этому признаку такова, что и левые и правые партии все более тяготеют к центру. Поэтому целесообразнее говорить о разделении партий только на два крупных блока: правоцентристский и левоцентристский. Крайние праворадикальные партии (например, неофашистские) и леворадикальные (например, "красные бригады" в Италии) — это партии внесистемные, они выступают за изменение политического режима неконституционными методами.
Заключение
Несмотря на большое количество зарегистрированных партий различного идейно-политического спектра, большая их часть еще не стабилизировалась и не обрела прочного места в партийной системе, не нашла своего постоянного избирателя. Связано это не только с наличием глубокого социально-политического, экономического и духовного кризиса, глубоко расколовшего общество по различным линиям размежевания, но и с особенностями самих российских партий.
Значительная часть политических партий создавалась как группы поддержки федеральных лидеров и не получила повсеместной поддержки в регионах. Демагогия и популизм многих из них, невыполненные обещания не способствовали укреплению политических позиций партий и не способствовали росту рядов их сторонников. По сути многие партии выступали как лоббисты в интересах финансирующих их промышленно-финансовых, а нередко и теневых группировок.
Пик политической активности партий приходится на избирательные кампании федерального уровня и связан прежде всего с имиджем лидера, а не самой партии. Это приводит к тому, что программные политические основы партий не усваиваются избирателями и партии не обретают устойчивости, завися от уровня популярности (или непопулярности своего лидера).
Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.
Список литературы
1. Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002
2. Мальцев В. А. Основы политологии. М.: 1997
3. Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000
[1] Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000
[2] Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002
Страницы: 1, 2