Понятие политической партии

К основным функциям политической партии относятся:[1]

 1) функция агрегирования политических интересов, т. е. таких, которые связаны с осуществлением власти, с приняти­ем решений на государственном уровне. В отличие от других субъектов политики (социальных общностей, групп интересов и т. п., которые тоже могут артикулировать и выражать поли­тические интересы) партии выражают именно агрегированные интересы, т. е. комплекс разнородных интересов, сгруппиро­ванных таким образом, чтобы они стали совместимыми и удов­летворяли максимальное большинство сторонников партии. При­чем агрегирование должно происходить таким образом, чтобы выработанный на его основе политический курс вписывался в основные ценностные ориентации всего общества;

2) функция осуществления политической ориентации об­щества и его политической мобилизации. Партии дают в сво­их программах политические ориентиры для рядовых граждан и делают их участие в политике организованным и институализированным. Они мобилизуют граждан к участию в полити­ческой жизни по вполне определенным правилам. Тем самым разные партии предоставляют гражданам право выбора для участия в конкурентном политическом процессе в соответствии со своими политическими убеждениями. Партии стремятся по­высить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной деятельности. Пропагандируя политические идеи и ценности, партии стремятся привлечь граждан на свою сторону как во время, так и между выборами, организуя дискуссии, политические кампании в защиту или против чего-либо, празд­ники, фестивали, шествия, гражданские инициативы и др.;

3)        функция интеграции общества. С одной стороны, партии
стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и
их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они
разделяют общество по различным линиям и в случае конфронтации по важнейшим вопросам общественного развития не­сут потенциальную возможность дестабилизации и дезинтегра­ции политической системы. С другой стороны, наличие многих
партий, признающих общие демократические ценности и еди­ные правила игры, законность интересов всех субъектов поли­тики представляет собой более серьезное интегрирующее на­чало, чем в обществе, лишенном свободного выбора. То есть
свободное многосоставное сложное общество более прочно, чем
искусственно создаваемый монолит;

4)   для того чтобы реализовать агрегированные политиче­ские интересы, нужна власть. Поэтому важнейшей функцией
партий является функция приобретения и формирования вла­сти. Здесь есть несколько путей: либо проникновение во власть,
либо организация действий, на которые власть вынуждена реагировать (например, мероприятия оппозиционной партии);

5)     функция легитимации власти. Являясь важнейшим участником избирательных кампаний и получая от граждан мандат
доверия своим кандидатам и программам, партии олицетворяют
согласие управляемых на признание законности действия вла­стей. Выражая свое отношение к различным партиям, массы
тем самым получают возможность ограниченного участия во
власти через выборы, а также определенного влияния на политическое развитие. Через конкурентную борьбу партий вы­
является соотношение политических сил в обществе. Кроме
того, как субъекты политики партии защищают государство от
недовольства граждан, так как оно переключается на конкрет­ных носителей власти в лице представителей партии, а сама
государственная система остается авторитетной и незыблемой;

6) функция контроля. Являясь постоянными участниками
политической жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдают за исполнением государственных программ, за деятель­ностью государственных органов и их отдельных представите­лен, за их моральным обликом, за распределением и расходо­ванием средств и др. Кроме того, на основе постоянного зонди­рования общественного мнения партии осуществляют функцию обратной связи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать не только деятельность самих партий, но и политический курс общества в целом;

7) функция по формированию и воспитанию политиче­ских кадров, в том числе политических лидеров, обеспечение их преемственности и постоянного обновления. Большая часть государственных деятелей Запада начинала свою карьеру с ме­ста партийных функционеров различного уровня. В большин­стве стран партии участвуют в подборе и расстановке кадров в аппарате государственного управления, влияя тем самым на проведение политического курса общества;

8) функция координации и согласования действий с дру­гими участниками политического процесса. Для того чтобы эффективнее добиваться своих целей, партии вынуждены по­стоянно взаимодействовать с другими участниками политиче­ского процесса, вступать с ними в переговоры, искать союзни­ков, находить компромиссы, создавать коалиции, идти на ус­тупки и т. д. Это делает политический процесс упорядоченным, организованным, стабильным, в какой-то степени предсказуе­мым. Зачастую национальные партии согласуют свои действия и на международном уровне, вступая в интернациональные  ассоциации.
3. Критерии классификации политических партий и их типология


Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естествен­но, они весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:[2]

1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунис­тические, классовые, националистические, расовые, фашистские, ре­лигиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2)  по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные, прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность
действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного
политического лидера);

3)  по методам выполнения программы: революционные (стремя­щиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и
реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни
без структурных принципиальных изменений);

4)  по характеру политических действий: реакционные, консерва­тивные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5)    по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозицион­ные (последние по юридическому статусу могут разделяться на ле­гальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и
правые;

7)  по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми
членами: демократические и антидемократические;

8)  по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочис­ленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и
массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее
число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9)  по организационной структуре: парламентские (где в качестве
первичных образований выступают территориальные комитеты),
лейбористские (представляющие собой разновидность парламент­ских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и
трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах
демократического централизма и территориально-производствен­ного объединения своих членов) и т.п.

Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиции, классифицирована по разным основаниям.

Существует множество типологий партий.

 В основе каждой из них лежит какой-либо один
или несколько признаков. Партии различают по происхождению, месту и роли в политичес­кой системе, внутренней структуре и методам деятельности, со­циальной базе и идеологии.

В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения и внепарламентского (пре­имущественно социал-демократические и коммунистические).

Наиболее устойчивой и употребительной длительное время была типология партий по идейно-политическим позициям на левые и правые партии и центр. При этом внутренняя пестрота партийного спектра здесь сознательно упрощается. Современ­ная тенденция развития партий по этому признаку такова, что и левые и правые партии все более тяготеют к центру. Поэто­му целесообразнее говорить о разделении партий только на два крупных блока: правоцентристский и левоцентристский. Крайние праворадикальные партии (например, неофашистские) и леворадикальные (например, "красные бригады" в Италии) — это партии внесистемные, они выступают за изменение поли­тического режима неконституционными методами.


Заключение

Несмотря на большое количество зарегистрированных партий различного идейно-политического спектра, большая их часть еще не стабилизировалась и не обрела прочного места в партий­ной системе, не нашла своего постоянного избирателя. Связа­но это не только с наличием глубокого социально-политиче­ского, экономического и духовного кризиса, глубоко раско­ловшего общество по различным линиям размежевания, но и с особенностями самих российских партий.

Значительная часть политических партий создавалась как группы поддержки федеральных лидеров и не получила повсе­местной поддержки в регионах. Демагогия и популизм многих из них, невыполненные обещания не способствовали укрепле­нию политических позиций партий и не способствовали росту рядов их сторонников. По сути многие партии выступали как лоббисты в интересах финансирующих их промышленно-финансовых, а нередко и теневых группировок.

Пик политической активности партий приходится на избира­тельные кампании федерального уровня и связан прежде все­го с имиджем лидера, а не самой партии. Это приводит к тому, что программные политические основы партий не усваиваются избирателями и партии не обретают устойчивости, завися от уровня популярности (или непопулярности своего лидера).

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Список литературы

 

1.                Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002

2.                Мальцев В. А. Основы политологии. М.: 1997

3.                Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000


[1] Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000

[2] Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты