Понятие политической системы

Наконец, для того чтобы успешно выполнять свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием политической элиты т. е. подбором и подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации – т. е. стремиться к тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.

Подробным анализом функций политической системы занимались представители структурно-функционального подхода. В частности, Габриэль Алмонд и Джон Пауэлл анализировали ее с точек зрения взаимосвязи со средой, внутреннего функционирования, сохранения и адаптации.

Во взаимоотношении со средой политическая система должна проявить четыре главные способности: а) регулирующую (управление поведением индивидов и групп путем введения норм, действий администрации и т. д.); б) экстракционную (способность системы черпать из внешней или внутренней среды экономические и финансовые ресурсы, например налоги, политическую поддержку и т. п.); в) дистрибутивную (распределение благ, услуг, привилегий группам или отдельным лицам, распределение дотаций, финансирование служб и т.д., причем это распределение является по существу перераспределением того, что получено из внешней среды); г) реагирующую (способность отвечать на импульсы, идущие от среды, прежде всего на требования групп или отдельных лиц).

Типология политических систем


В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического режима, т. е. совокупности способов осуществления власти, отражающая состояние демократических прав и свобод, политический статус личности. В соответствии с этим критерием политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Различие между ними обусловлено различным типом взаимоотношений между политической системой и ее внешней средой (гражданским обществом). Модель Д. Истона описывает схему взаимодействия общества и политической системы либерально-демократического типа, где политическая система ориентирована на реакцию на требования гражданского общества.

Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень ограниченного круга общественных интересов и требований – это в основном интересы наиболее влиятельных групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных – одним словом, групп, которые могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в целом не имеет возможности влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

Наконец, тоталитарные политические системы подчиняют общество своей неограниченной власти, осуществляют тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, а саму общественную жизнедеятельность подчиняют осуществлению великих революционных проектов, сформулированных правящей элитой.

Другая типология была предложена в 1966 году Г. Алмондом и Д. Пауэллом. В ее основу был положен уровень развития, который они, в свою очередь, оценивают с помощью таких показателей, как структурная дифференциация (т. е. специализация относительно независимых политических институтов на выполнении определенных функций, ролей) и секуляризация культуры (т. е. освобождение ее от идеологических догм, традиционных представлений, преобладание в ней знаний основанных на анализе и учете реальных факторов). В соответствии с вышеназванными критериями ученые выделяют три типа политических систем.

1.                 Примитивные системы присущи племенам, находящимся на первобытной стадии. Для них характерны минимум структурной дифференциации или полное ее отсутствие: вождь племени может совмещать роли политического, религиозного и хозяйственного руководителя. Политическая культура страдает отсутствием внимания к политической системе всего общества, сознание людей замкнуто на своей общности: деревне, клане, племени.

2.                 Традиционные системы обладают дифференцированными государственными структурами (законодательными, административными, судебными органами), но в обществе преобладает культура подчинения: люди знают о существовании политической системы, ждут от нее услуг и бояться ее злоупотреблений, но не мыслят, что могут принимать участия в ее акциях. Пример таких систем – феодальные системы или современные традиционные монархии.

3.                 Современные системы обладают не только дифференцированными государственными структурами, но и дифференцированной структурой других политических институтов (партий, групп давления и др.). в этих условиях развивается уже не подчинения, а культура участия. Люди из подданных, из объектов политики превращаются в ее субъектов, участников, которые сознают, что у них есть средства воздействия на политическую систему.

Существуют и иные типологии политических систем. Так, в зависимости от ориентации на стабильность или перемены они подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие существующий социальный порядок (СССР), и трансформирующиеся, проводящие социальные преобразования (современная Россия). По характеру взаимодействия со средой политические системы могут быть открытыми (современные западные демократии) или закрытыми (бывшие тоталитарные системы Восточной Европы), а по уровню концентрации или распределения власти – централизованными, где основные рычаги власти сосредоточены в руках центра, и децентрализованными, где значительный объем властных полномочий передан территориальным органам.


Политическая организация как главный элемент политической системы


Политическая организация представляет собой совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений и организаций, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами. Структурно политическая организация включает в себя государство (как систему органов власти), политические партии и массовые общественно-политические организации.

Как видим, политическую организацию составляют главные институциональные субъекты политики, которые тесно взаимодействуют между собою в процессе осуществления политической власти. В их деятельности материализуются, становятся реально осязаемыми политические отношения общества, существующие в нем правовые нормы, политическое сознание людей. Т. е. все элементы политической системы, в государственных органах и общественно-политических учреждениях находят свое видимое выражение и становятся понятными людям признаваемыми ими. Без такого «прохождения» через государственные органы и политические организации ни политические идеи и отношения ни нормы права не будут реально действовать в обществе и останутся лишь абстрактными категориями.

К политической организации общества относятся те социальные общества, которые отвечают следующим категориям.

Во-первых, они должны быть реальными субъектами политической деятельности и формироваться сознательно, целенаправленно, идейно мотивированно (т. е. создаваться для определенного вида политической деятельности);

Во-вторых, иметь способность вести политическую деятельность, располагать для этого специальными кадрами и средствами;

В-третьих, отвечать требованиям организации в собственном смысле этого слова, т. е. эти учреждения должны иметь строгую организационную структуру, подчиненность, быть организованными субъектами политической деятельности.

Итак, элементами политической организации общества являются государства, политические партии и массовые общественно-политические движения и организации в их совокупности.

Взаимосвязь элементов политической организации в механизме властных отношений качественно различается в тоталитарном и демократическом обществах. В условиях демократии, четко разделяются функции государственных органов и политических партий. Органы государства управляют страной (в пределах своей компетенции), политические партии борются на выборах за власть. Победив на выборах и придя к власти, став правящей, политическая партия формирует правительство (иногда блок партий формирует коалиционное правительство). Эта партия через государственные властные структуры осуществляет управление обществом до следующей избирательной компании. Массовые общественные движения и организации примыкают к той или иной политической партии, составляют ее электорат на выборах, помогая ей прийти к власти.

По-иному осуществляется механизм взаимодействия элементов в тоталитарном обществе. Рассмотрим конкретно этот вопрос на примере нашей страны.

После Октября 1917 года в России была запрещена деятельность всех политических партий, кроме партии большевиков. Она стала правящей не в результате всенародных выборов, а путем декретирования сверху. Позднее это было закреплено даже в Конституции СССР, принятой в 1977 году.

Получив такую власть партийные руководители стали командовать государственными и хозяйственными органами, подменять их. На XVIII съезде ВКП (б) в1939 году был одобрен Устав партии, в котором партийным комитетом предоставлялось право контроля за деятельностью администрации государственных предприятий. таким образом, партийный аппарат практически слился с государственным аппаратом образовав авторитарную партийно-государственную систему власти. Ее экономическую основу составляла всеобъемлющая общественная собственность на средства производства.

С партийно-государственной властью сливались и общественные организации в частности профсоюзы. Имея обширный платный аппарат, они превратились в подобие государственных органов, вписывались в государственные структуры. профсоюзы перестали фактически отстаивать интересы трудящихся; из практики их деятельности исключалась такая ее форма, как заключение коллективных договоров с администрацией предприятий, реальная помощь рабочим, а оставалась лишь работа «по мобилизации» членов профсоюза на повышение производительности труда, поддержку решений вышестоящих органов и т. д. Вся деятельность профсоюзов была поставлена под жесткий партийный контроль.

Придатками партийно-государственной авторитарной системы в нашей стране были и другие общественные организации ВЛКСМ, кооперативные объединения и даже творческие организации – Союзы писателей, журналистов, художников и другие. Все они действовали под руководством КПСС что признавалось в их основополагающих организационных документах.

Главным противоречием советской политической организацией было противоречие между провозглашением демократических принципов на словах, в том числе в высоких документах, партийных программах и авторитарностью на деле. деформированная, окостеневшая политическая организация все больше превращалась из двигателя общества в тормоз его развития. В результате она оказалась неспособной предохранить наше общество от депрессии, застоя в хозяйственной, социальной и культурной жизни. Страна пришла к кризисному состоянию.

К середине 80-х годов стало ясно, что политическая организация советского общества не отвечает требованиям времени и должна быть коренным образом реформирована. Основным направлением реформирования стала демократизация деятельности всех элементов политической организации, коренное изменение взаимоотношений государственных органов власти и политических партий, утверждение в обществе политического плюрализма.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты