Понятие политической власти

22 Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов. Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры. На основе политического опыта многих поколений людей формируется их политическое сознание как система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений, с учетом которых вырабатываются устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в ней

24 С этапом выработки и реализации выбранных правящим режимом целей общественного развития непосредственно связан характер самого политического процесса. Чаще всего различают три режима его существования. Первый - это режим функционирования, т.е. выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь к простому воспроизводству рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и переемственность в развитии политических связей обладают здесь неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями в осуществлении функций основными политическими субъектами. Второй режим протекания политического процесса - это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри стран и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан. И, наконец, третьей разновидностью режима существования политического процесса является режим упадка, распада политической целостности или, как говорил П.Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы характер. Центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер.        16 Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его труде "Хозяйство М.Вебер, как мы показали выше, вырабатывает связь между религиозным убеждением и духом капитализма. Этот дух капитализма - прежде всего, дух этики профессионализма. Смысл этой этики - в призыве служить некоторому делу, где призвание выше личностного. М.Вебер считает, что религия содействовала утверждению рационализма. Это убеждение противоречит взглядам Маркса и Ницше. Религия трактуется как иррациональное у Маркса, Ницше подвергает критике всякие моральные принципы. С другой стороны, М.Вебер признает противоречие между капиталистическим рационализмом и стремлением христианской этики к людскому братству на земле. Примером этого может стать Нагорная проповедь Христа. Но М.Вебер считает, что невозможно управлять миром, руководствуясь этой этикой. Несмотря на это, М. Вебер тепло относился к взглядам Л.Н.Толстого, который пытался преодолеть рационализм мира. М.Вебер считал его примером человеколюбия и братства. Но в мире жесткой конкуренции очень трудно снять напряженность между экономическими требованиями эффективности и справедливым распределением. Такая напряженность в обществе существо- вала всегда и с ней приходится жить. Таким образом, религиозная этика была катализатором аскетического духа капитализма, но впоследствии развитие капитализма шло своим самостоятельным путем. Что же М.Вебер понимает под ценностью? Ценность - понимание долга, которое становится основанием действия. Можно говорить о ценности истины, красоты, действия. Золотое правило этики гласит : поступай так, чтобы твои правила были всеобщими. Но когда мы решаем как поступить, мы должны руководствоваться не только этикой убеждения, но и этикой ответственности. В нашем мире не существует строгой иерархии ценностей и целей. Человек, совершая тот или иной поступок, не может предвидеть всех последствий своих действий. В таком случае возникает вопрос, а может ли он отвечать за них? М.Вебер считает , что подлинные стремления людей можно выяснить только в ходе дискуссии. Дискуссия не служит формированию общего мнения, но служит выявлению всех возможных последствий, а значит и выяснению меры ответственности. Эта идея очень близка к идеям К.Поппера. В мире политики очень важно понимание этики ответственности. Реальная политика всегда целенаправленна. Этика ответственности наиболее необходима современному обществу, она несет критику по отношению к выдвигаемым идеям. Но вопрос о том, достаточно ли этики ответственности для того, чтобы предотвратить все негативные последствия , остается открытым. и общество".

19 Исторически сформировались несколько типов легитимности: ЛЕГАЛЬНЫЙ тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовым нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей которые провозглашены властью; ТРАДИЦИОННАЯ легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; СТРУКТУРНАЯ легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы. Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существую совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются: a) Рост степени принуждения b) Ограничение прав и свобод; c) Запрещение политических партий и независимой прессы; d) Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; e) Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти; Крайней точкой падения легитимности власти являются революция

         21 Термин «лидер» происходит от английского слова leader – ведущий; руководитель, вождь, глава и тому подобное. Отталкиваясь от этого, можно определить, что политический лидер – это глава, руководитель или просто авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Политический лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю. Отсюда вытекают шесть основных взаимосвязанных функций лидера: интегративная – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи ориентационная Достижение целостности и гармонии социальных интересов политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления политический лидер может проводить преобразования в обществе призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка

23 Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимодействуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, владение ресурсами, территориями и т. д. Господствующие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в общественном сознании. Это относится ко всем формам общественн Выяснение природы политического сознания предполагает соотнесение политической деятельности (поведения) как его основного объекта отражения с экономической, ибо последняя является тем фундаментом (первопричиной), который в конце концов определяет изменения в самом политическом сознании. Это не означает, однако, что экономика непосредственно определяет сущность политической деятельности как объекта отражения и тем более специфику способа его отражения в политическом сознании.

25 Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по управлению обществом). Общий политический процесс протекает в трех известных формах эволюция, революция, кризис. Эволюция – основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, в политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), в структур Сущность революционной формы развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности". ах политической власти и т.д. Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель.

26 Международные отношения – поведение государств в их внешних отношениях, все формы взаимодействия между членами различных обществ вне зависимости от того, направляются ли они или нет государством. Изучение международных отношений включает анализ внешней политик или политических процессов между государствами, включая все стороны отношений между различными обществами. Близко по значению к понятию международная политика и внешняя политика. Международные отношения отличаются от политики в целом и характеризуются отдельными специальными формами политики с особы содержанием, правилами и путями. Они включают: Силу; Баланс Гегемонию Взаимозависимость; Войну и мир функции, по крайней мере, на минимальном уровне: 1. иметь средства получать и передавать информацию как внутри, так и вовне; 2. интегрировать свои подсистемы; 3. иметь некую концепцию верности по отношению к целому; 4. иметь достаточно самосознания, самопознания и некоторые формы коллективной памяти в отношении принимаемых ценностей, а также интерпретацию опыта. Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Мировая политика включает также политические отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организации и учреждений.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты