Тем не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского движения изложены в Омахской (1892 г.) и Спрингфельдской (1894 г.) декларациях. Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными аспектами: во-первых, новым содержанием понятия «народ и народовластие»; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих, требованием расширения демократических структур путем сочетания представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного участия народа в управлении и контроле за деятельностью властей.
Понимание идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них – не абстрактный народ, а трудящиеся массы: «истинный народ – это те, кто трудится в деревне и в городе».
Вопреки американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: «Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным положениям: первое – правительство должно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны контролировать правительство».
Главную цель движения популисты усматривали в улучшении положения трудящихся, что по их мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в экономической сфере.
Известный американский историк Р. Хофстедтер, один из наиболее суровых критиков популизма, признает тем не менее за ним приоритет в пересмотре господствовавших в США взглядов на роль государства. «Популизм, - писал он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности государства за всеобщее благосостояние».
Популисты 90-ых годов прошлого века ощутили и выявили на уровне массового движения одну из центральных проблем политической философии современности: соотношение демократии и социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную власть при четко действующем механизме демократического контроля.
Популисты не только выдвинули идею участия, но и предложили обеспечивающую ее систему конкретных реформ. «Популизм, - писал американский исследователь Э. Голдмен, - разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия законодательных органов».
Глава 4. Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма
Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и теоретической базы, популизм представлял собой причудливое сочетание: это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, но в то же время - умонастроение и своего рода этос. Популистскому восприятию социального мира было свойственно дихотомическое членение общества, возрождающее архетипические социальные представления примитивных обществ: богатые и бедные, народ и избранные. Популистское сознание характеризовалось утопическим иррационализмом, выступавшим в своеобразной форме - в оболочке плоского прагматизма, что выражалось в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям – вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
Демократизм популистского движения усиливается тем, что, развернувшись, прежде всего и наиболее активно в южных штатах, оно создало коалицию белых и черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов, чем продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых черных популистскихлидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Из речей одного из популистских лидеров конгрессмена от штата Джорджия Т. Уотсена: «Вас заставляют ненавидеть друг друга, потому что эта ненависть - краеугольный камень финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных. Вас обманывают и ослепляют, чтобы вы не смогли увидеть, как расовый антагонизм увековечивает денежную систему, которая вас грабит».
Яркий урок антирасистской солидарности дали популисты штата Джорджия, когда в ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых фермеров-популистов выступили в его защиту.
По свидетельству американских исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для массовых политических выступлений белых на Юге.
В идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. «В центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д. Макрэ, - не экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь ее моральный аспект». Это замечание справедливо для популистского мировоззрения, согласно которому главной задачей общества - его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из концепции частной собственности, то популизм надеется на возможность реализации такой гармонии благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
В популистском мировосприятии идеал естественного цельного человека воплощал земледелец-фермер. Отсюда острая критика популистами язв капиталистической индустриализации и присущий им антиурбанизм. Они были первым массовым движением в Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных магнатов.
Популизму была также чужда романтическая интерпретация идеала естественного человека с ее эскапизмом и противопоставлением сильной личности, героя - серой толпе обывателей. Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от общества, “жизни в лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической общественной деятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из самых образованных популистских лидеров Т. Ньюджент развивал эти идеи в своих речах, звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос, - вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”.
Личностная самореализация рядового американца в общественно-активной деятельности осуществлялась в популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решении своей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
При всей противоречивости популистского мировосприятия выдвинутая движением широкая программа структурных реформ, имевших целью максимальное участие рядовых людей в решении своих судеб, его антимонополистическая направленность и установки на подлинное равенство вплоть до расового - все это делает возможным определить популистское движение в целом как явление демократической ориентации.
Глава 5. Участие популистской партии в политике
Однако будучи неопределенным по своему составу, популистское движение не смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую партию, поддержав на президентских выборах У.Брайана. С его именем связано окончательное утверждение термина “популизм” для обозначения политического течения и набора тактических приемов в политической борьбе, связанных с апелляцией к обыденному сознанию масс, с попытками подстроиться под их требования, использовать такие черты обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям.
Популизм имел несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была преимущественно общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны. В 1900 году партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали список последних, а фракция «непримиримых» выдвинула Вартона Баркера от Пенсильвании на пост президента и Игнатиуса Доннелли от Миннесоты на пост вице-президента. Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912 года. При Теодоре Рузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов были удовлетворены.
В. В. Согрин отмечает, что «на основе новых социальных движений оформились две успешные политические партии – Популистская и Социалистическая, собиравшие на президентских выборах до 10% голосов (популисты в 1896, а социалисты в 1912 гг.) и заставившие верхний класс говорить о реальной угрозе политического радикализма в США. Левые партии впервые в американской истории стали массовыми, изменив соотношение сил, воздействовавших на политическую власть. Но войти в эту власть и оттеснить верхний класс от ее кормила им не удалось. Логично задать вопрос: существовала ли такая возможность реально? Обсуждение его, однако, грозит затянуться до бесконечности; много проще ответить на вопрос, почему такая возможнось, даже если она существовала, не реализовалась».[9] По мнению исследователя, «одна из очевидных причин заключена в предпринятых политической элитой реформистских маневрах, которые смогли вернуть ей утраченную поддержку нижних социальных групп».[10]
Далее популизм ярко в США в 1930-х гг. Это было время так называемой «великой депрессии», наступившей вслед за мировым кризисом в экономике 1929 – 1933 годов. Став самым длительным и разрушительным в истории капитализма, вызвав беспрецендентное падение жизненного уровня населения, кризис возбудил общественные страсти, привел к новому подъему популизма. Проводимая в это время система мероприятий правительства президента Ф. Рузвельта, сочетающая меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальной области, получила название «новый курс».
Интересно, что популистское движение в США дало заметный импульс возникновению популизма в странах Латинской Америки. Экспансионистская политика Соединенных Штатов по отношению к латиноамериканским государствам обусловила интенсивное развитие национально-освободительного компонента популизма. Его приверженцы выступили против «североамериканского империализма».
Заключение
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
Будучи реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив, популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и времени, отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют рассмотренные выше требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей средствами массового политического движения, в котором участвует широкая коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль; сохранение окружающей Среды и гармоническое развитие личности.
Основные популистские принципы сводятся к следующему:
- Развитие демократии;
- Борьба против господства монополистического капитала;
- Объединение на межрасовой основе;
- Трудящиеся массы как главная социальная ценность;
- Создание сильного государства, действующего в интересах и под контролем трудящегося народа;
- Главная задача государства - счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония;
- Обеспокоенность экологическими проблемами;
- Личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности;
- Отрицание насильственных способов решения социальных проблем.
Список источников и литературы
1. Заславский В. Россия на пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991. № 5.
2. Популизм – это не порок // Аргументы и факты. 1991. №22.
3. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
4. Согрин В. В. политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2.
5. Хорос В. Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С. 108 – 120.
6. Чичерин Б. Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997.
Примечания
[1] Заславский В. Россия на пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991. № 5. С. 31 – 32.
[2] Чичерин Б. Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997. С. 357.
[3] Согрин В. В. политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2. С. 29.
[4] Популизм – это не порок. // Аргументы и факты. 1991. №22. С. 5.
[5] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.
[6] Хорос В. Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С. 108 – 120.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Согрин В. В. Указ. соч. С. 30.
[10] Там же. С. 31.
Страницы: 1, 2