Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
Московский государственный индустриальный университет
(МГИУ)
Реферат на тему
Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
Выполнил:
Студентка группы ПК7Ю29у Ефимкина Т.В.
Проверил:
Преподаватель Пивняк Н.Н.
г. Петропавловск-Камчатский
1999 г.
ПЛАН.
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство закона.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Взаимная ответственность личности и государства.
6. Социальная и юридическая защищенность личности.
7. Практика становления правового государства в России.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных
концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-
1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.)
и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. таких, как Гуго Гроций,
Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на
смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма
(которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое
государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей
неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и
законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим
тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в
целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть
определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лица не противоречило свободе других; право призвано
обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между
людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных
правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно
быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права";
государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах
суверенитета. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому,
что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух
законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип
демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что
к "правильной" форме государства относится демократия, при которой
верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство
и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая
конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине
ХУШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную
ответственность личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с
юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом",
установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания
"социалистическое правовое государство". Прилагательное
"социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на
определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от
мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового
государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную
собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового -именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей. направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. а свободная собственность есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе
правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не
командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое
гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,
духовных. культурных, нравственных, религиозных и других отношений
индивидов. свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,
корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей
и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено
традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства
государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В
антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и
народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти,
отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество
предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает
не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:
1) открыть простор всем видам собственности;
2) заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон;
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено";
4) обеспечить эквивалентный характер обмена;
5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера;
6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции. наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу
дополнительных факторов и условий становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма:
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
- преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно- принудительного нормотворчества;