Что касается этнической стороны дела в Европе, ставшей реальной основой для идеи международного договора, то она состояла в том, что Европа состоит наряду с крупными национальными государствами из примерно 100 миллионов человек (около одной восьмой всех европейцев), которые принадлежат к 200 этническим группам и меньшинствам. Лишь в немногих европейских государствах гарантированы равные права этим группам. Большинство же из указанных 100 миллионов европейцев сопротивляются различным видам имплицитной или эксплицитной дискриминации, имущественным или эксплуатационным стратегиям, направленным на их этническую и языковую ассимиляцию.
Национальная политика на примере СССР
Интересно подробнее рассмотреть национальную политику СССР в период 1930 – 1980. Она интересна тем, что имела двоякий характер: стремление к денационализации и ассимиляции с одной стороны и показушную поддержку национальной самобытности с другой.
Вся национальная политика советского правительства проходила под старым тезисом Ленина о слиянии всех наций в одну нацию (тогда как сам он от него отказался, как только встал во главе нового государства).
В течение первых десятилетий правления советского правительства, в ходе внедрения так называемой «уравниловки» были уничтожены все экономические различия между населением (все были одинаково голодны, босы и раздеты), проводились попытки по уравнивания образовательного уровня (путем отстрела интеллигенции). Один только фактор еще различал граждан республики советов – национальный и все что с ним связано: язык, традиции, обычаи. К этому факторы партия относилась с особой деликатностью.
Всесильный царь и бог Сталин ликвидировал ленинский НЭП и непманов - и уцелел, Сталин ликвидировал свободное крестьянство, составлявшее 80 процентов населения страны, - уцелел, Сталин ликвидировал ленинскую партию, организатора победы в Октябрьской революции и гражданской войне - уцелел. Но когда он подошел к проблеме ликвидации национальных республик и слиянию нерусских народов с русским в одну коммунистическую нацию с одним общим русским языком, то тогда Сталин остановился, словно почуяв, что тут уж не уцелеет.
Более того, по приказанию Сталина была проведена политика национализации и коренизации, которая увеличила число представителей национальных меньшинств на ответственных постах, декларировала свободу выбора языка обучения и т.д., но в целом имела фиктивный характер. При Сталине были введены в национальных республиках институты "вторых секретарей" партии и "первых заместителей" главы правительства, назначаемых прямо из Москвы. Существовало неписанное правило, что первого секретаря партии, председателей правительства и "парламента" назначают из представителей коренной национальности республики (кроме Украины и Белоруссии). С 30-х годов это новое положение стало законом с уточнением функций вторых секретарей, которые отныне руководили двумя отраслями партийной работы: распределением кадров и "интернационализацией"республик. Этот пост не мог занимать местный национал или даже местный русский. Его занимал партааппаратчик, непосредственно назначаемый из ЦК КПСС и только перед ним ответственный. Второй секретарь - не только московское бдительное око, но и фактический правитель. Юридический правитель - первый секретарь - национал - это знает точно, знает также, что при малейшем нарушении правил игры его бесцеремонно высадят из кресла первого.
Хрущев решил: на что не осмелился Сталин, может отважиться он. По его поручению идеологический аппарат партии под руководством Суслова разработал целую комплексную программу денационализации нерусских наций СССР, чтобы подготовить их слияние с русской нацией. В программе этой нет элементов прямого насилия, да и названа она фарисейски и идиллически одновременно: "Расцвет и сближение наций". Но "расцвет" понимался как привитие нерусским народам русской культуры, а "сближение" - как слияние. Стержень программы: превратить русский язык в родной язык всех нерусских народов - как предварительное условие создания единой коммунистической нации. Методы и каналы русификации предусматривались многообразные. Главные из них:
1. В связи со школьными реформами 1958 года был принят закон, согласно которому изучение национального языка и обучение на национальном языке в национальных школах считались делом добровольным. От родителей зависело, в какую школу - русскую или национальную - отдать своих детей. Родители также решают, на каком языке в национальной школе должно вестись обучение - на русском или на родном языке. Разумеется, родители, думая об успешной карьере своих детей и хорошо зная, что дорога "наверх" идет через русскую школу, отдают своих детей туда.
2. В словарный фонд национальных языков намеренно щедро вносятся русские слова и русская терминология, несмотря на наличие в этих языках соответствующих эквивалентов. Даже русское новое словообразование в связи с развитием техники предлагается включить в национальный язык, хотя национальное словообразование сразу дало бы понять, о чем речь.
3. Массовая колонизация славянским населением Туркестана и Кавказа с установкой создания там славянского большинства в общем национальном составе республик.
Такая практика русификации нерусских языков началась еще при Сталине, но широко проводилась в эру Хрущева. Поэтому неудивительно, что, например, по данным специалистов, в тюрко-татарском словаре за 1958 год в два раза больше русских слов, чем это было в словаре 1929 года, а в узбекском словаре зарегистрировано за тот же период 20 процентов слов русского происхождения."
Если в школах к литературе партия применяет прямые и открытые методы русификации, то существуют сферы, где она прибегает к косвенным и скрытым методам для достижения той же цели:
1. массовая миграция славянского, преимущественно русского населения в нерусские республики;
2. новостройки - заводы, фабрики, совхозы - в национальных республиках создаются со смешанным "интернациональным" контингентом рабочих из разных народов, чтобы они между собой вынуждены были говорить по-русски;
3. в армии нет национальных формирований не только из-за недоверия к националам, но еще для того, чтобы, смешивая национальных солдат с русскими, поставить их в условия необходимости изучения русского языка;
4. места заключения (тюрьмы, лагеря, ссылки) тоже являлись и являются школой "интернационального воспитания" наций на русском языке.
Вместе с тем наблюдались и некоторые послабления. Вскрыв уголовные преступления Сталина, граничащие с народоубийством на 20 съезде партии - поголовную депортацию в Среднюю Азию и Казахстан чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкар, калмыков, и восстановил их автономию.
Хрущев и в этом не был последователен, не реабилитировав крымских татар, месхов, немцев. Не был он последователен и в проведении старой кадровой политики в туркестанских республиках - первыми секретарями назначать местных людей
Таким образом, несмотря на некоторую противоречивость источников, мы видим, что национальная политика была неоднозначной. И воспринималась она также неоднозначно. Русскими, живущими в национальных республиках - как благо, националами - как зло.
Советские правители (Ленин, Сталин) собирались создать единое неделимое государство. Причины объективные и субъективные вынуждали их отказываться от этого формально. Но внутренне их цели оставались неизменными - единое государство, подчиненное центру, то есть Москве. Но с точки зрения Конституции 1936 года СССР был федеративным государством. Сталин предпочитал проформу, сохраняя федерацию квазисуверенных национальных республик. Хрущев пришел к выводу, что наступило время подумать не только о конкретных сроках наступления коммунизма, но и о слиянии наций, как это предусматривает сама цель коммунизма. Обе эти проблемы Хрущев поставил в Третьей Программе партии. Он хотел не больше и не меньше, как превращения национальных республик в географические понятия. Вместо сталинской формулы "расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур", Хрущев и его шеф-идеолог Суслов выдвинули новую формулу, о которой уже говорилось: "Расцвет и сближение наций". Из этой формулы намеренно была исключена "национальная форма" Сталина, то есть национальный язык как главное орудие любой национальной культуры. Причина ясна: когда произойдет "слияние наций" через "сближение", то и язык будет для всех один - русский.
Первой ступенью к слиянию наций и созданию единой коммунистической нации и является новая социальная общность - так называемый "советский народ". Хрущев планировал закончить окончательную унитаризацию СССР ударными темпами к 1980 г. Когда собственные выдвиженцы Хрущева свергли его путем заговора, то все предпринятые и намечаемые им реформы были объявлены плодом его необузданной фантазии, плодом субъективизма и волюнтаризма. Этим объяснили даже его всемирно-историческую заслугу - разоблачение культа и преступлений Сталина, что доказала частичная ресталинизация в эру Брежнева. Была объявлена ошибочной и его установка на ликвидацию национальных республик в ближайшем будущем. Отсюда и решение брежневского руководства распустить Среднеазиатское и Закавказское бюро ЦК КПСС. Вернулись к испытанной сталинской великодержавной политике денационализации национальностей, рассчитанной на длительный исторический период. Брежнев пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была новая догма, страшными оказались её последствия. После 24 съезда последовал ряд решений ЦК КПСС и центральных комитетов компартий союзных республик о расширении программы изучения русского языка в школах за счет резкого сокращения родного языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о постепенно переводе всех типов школ на русский язык обучения, но и о создании специальной сети детских садов в национальных республиках для нерусских детей на русском языке. В ход пустили и демагогию: "великий русский язык - это язык великого Ленина!" Кто же из националов посмеет не учить язык великого Ленина! Хотя конечной целью языковой политики всегда оставалось превращение русского языка в общий язык для всех нерусских народов, все же такой известный языковед, как Сталин(работа "Марксизм и языкознание"), решил, что путь к этому лежит через национальную консолидацию, то есть через слияние родственных наций и народностей в отдельные "зональные нации" со своими "зональными языками". Руководство Брежнева отошло от политики окольной русификации через промежуточный этап "зональных языков" и "зональной ассимиляции". Оно предпочло прямой путь "интернационализации" всех языков на основе русского языка.
Пропаганда и навязывание русского языка нерусским народам сопровождалось немереным унижением национальных языков, как "бесписьменных", "младописьменных" или "бесперспективных" языков.
Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике русификации - он объявил русский язык не только межгосударственным языком для национальных республик, но и государственным языком для самих республик и их жителей, хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридических актов такого содержания. Третий его шаг был не менее антинациональным: именно брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских народов, положив в её основу новую историческую концепцию. Новая историческая концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой концепции:
1. Все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами, добровольно;
2. Все национально-освободительные движения, противодействовавшие этому, были реакционными движениями;
3. Включение этих народов в состав старой царской империи было исторически прогрессивным актом для них.
Таким образом, последователи Ленина вернулись к уже упомянутому его тезису, тогда как сам он от него отказался, как только встал во главе нового государства. Андропов сделал этот тезис центральным пунктом своей национальной программы в своем докладе к 60-летию образования СССР.
Говоря о национальной политике советского руководства, вспоминается «Скотный двор» Джорджа Оруэлла и его незабвенная фраза «…все животные равны, но некоторые равнее других».
Заключение
Национальная политика, как и экономическая, ошибок не прощает. Сотни тысяч жизней стоили национальные конфликты по всему миру. Все мы надеялись, что национальная нетерпимость как отживший предрассудок не должна перейти в новое тысячелетие. 11 сентября прошлого года разбило эти надежды. Национальная политика должна быть тщательно продуманной и проводится с большой деликатностью и терпением. Истинного баланса можно достичь только, если все страны мира, все люди будут воспринимать других такими какие они есть, не пытаясь их исправить.
Подлинно демократическая программа борьбы с расизмом, с шовинизмом и национализмом, за равноправие всех людей независимо от расовой и национальной принадлежности, предусматривает создание самой широкой коалиции людей, народов. В этой борьбе задачи ликвидации расовой и национальной дискриминации соединяются с такими острыми социальными проблемами, как ликвидация бедности и безработицы, расширению демократических прав трудящихся, уважение и защита прав личности, развития нравственности, культуры людей.
Список использованной литературы.
Книги:
1. Социальная теория и современность Выпуск 12 “Нация, государство, национализм, история, практика”. Москва 1993 год.
2. В дружной семье равноправных народов: Документы и материалы/Сост. Кулагина Н.М. и др. – Петрозаводск: Карелия, 1982. – 286 с., ил.
3. С. Хрущев "Никита Хрущев: Кризисы и ракеты"
4. А. Авторханов "Империя Кремля. Советский тип колониализма"
Статьи:
1. "Правда" № 251, 6-7 ноября 1921 г.
2. Р. Г. Абдулатипов. Статья «Предмет и перспективы национальной политики»
3. И. Г. Узбеков. Больше внимания национальным проблемам
4. М. Н. Губогло. Ассамблея народов России (Концептуальные размышления)