Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу 2000 года: технологичность ...
Министерство образования Российской Федерации.
Пермский государственный университет.
Кафедра политических наук.
Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу
2000 года:
технологичность выборов.
Курсовая работа
студента 2 курса 3группы
историко-политологического факультета.
Никитина Владимира.
Научный руководитель: Неганов С.В.
Пермь.
2001г.
Содержание:
Стр.
Введение. 4
I Проблема технологичности выборов на уровне
местного самоуправления. 5
§1 Избирательные технологии их применение в
современной России. 5
§2 Выборы органов местного самоуправления:
проблема технологичности. 11
II Выборы депутатов Пермской городской Думы
по округу №12 в 2000году. 16
§1 Характеристика избирательного округа №12. 16
§2 Политическая ситуация в избирательном
округе №12. 19
§3 Ситуация в начале избирательной компании по
выборам депутатов в Пермскую городскую
Думу 3 созыва в округе №12. 21
§4 Технологичность работы штабов кандидатов в
депутаты Пермской городской думы по 12
избирательному округу в 2000г. 23
§5 Реализация технологий и результатов выборов. 30
Заключение. 27
Источники и литература. 32
Приложение №1: варианты стратегии поведения в
предвыборной кампании. 33
Приложение №2: команда кандидата на выборную
должность различного уровня. 34
Приложение №3: примерный график предвыборной
кампании. 35
Приложение №4: агитационная листовка кандидата
в депутаты Пермской городской думы по округу №12
Буторина А.С., от 13 ноября 2000г. 36
Приложение №5: агитационный плакат кандидата
в депутаты ПГД по округу №12 Буторина А.С.,
от 18 ноября 2000г. 37
Приложение №6: информационный бюллетень
кандидата в депутаты Пермской городской думы
по округу №12 Буторина А.С., от 24 ноября 2000г. 38
Приложение №7: информационная листовка “Мы за
честную борьбу” кандидата в депутаты ПГД
по округу №12 Буторина А.С., от 1 декабря 2000г. 39
Приложение №8: предвыборная программа кандидата
в депутаты ПГД по округу №12 Титова С.И.,
от 29 октября 2000г. 40
Приложение №9: информационный бюллетень
кандидата в депутаты ПГД по округу №12
Титова С.И. от 4 ноября 2000г. 41
Приложение №10: агитационный плакат кандидата
в депутаты ПГД по округу №12 Кочкаевой Л.,
от 15 ноября 2000г. 42
Введение
Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также выборы высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение и на избирателей.
На избирательный процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки, организации и проведения выборных кампаний, то есть использование избирательных технологий в узком смысле этого слова.
Чаще всего в российском масштабе проходят выборы органов местного самоуправления. В частности прошедшие в Перми 3 декабря 2000 года выборы депутатов Пермской городской думы 3 созыва обнаружили много новых тенденций, новых технологий, повлияли на восприятие населением города этого органа местной власти. Меньший масштаб, по сравнению с общефедеральным или областным, не снижает их значимости, зачастую на выборах такого уровня отрабатываются новые методы и технологии избирательных кампаний. Этими причинами и объясняется выбор данной темы.
В работе сделана попытка, выявить общие тенденции проведения избирательных кампаний по выборам депутатов органов местного самоуправления, и рассмотреть на примере выборов в Пермскую городскую думу 3 созыва технологичность работы штабов некоторых кандидатов. Автор постарался представить независимый взгляд на работу двух соперничавших штабов, хотя сам был работником одного из них.
При создании первой главы использовалась литература: Ковлера А.И. “Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт” и Цветнов А.В. “Управление социально политическими процессами”. Вторая глава в основном состоит из источниковой базы, в которую включены: Internet – сайты, интервьюирования участников выборов депутатов Пермской городской думы 3 созыва по 12 округу и материалов избирательного штаба кандидата по выборам мера города Перми 3 декабря 2000г. Г. Тушнолобова.
Для написания данной работы автор пользовался методом включённого наблюдения, а также анализа и исследования существующих данных.
I Проблема технологичности выборов на уровне местного самоуправления.
§1 Избирательные технологии, их применение в современной
России
Прошло 12 лет с момента первых демократических выборов в России. Многое изменилось. Вместо депутатов Верховного Совета СССР мы выбираем депутатов Государственной Думы, нет больше должности Президента СССР. Но изменения претерпели не только те выборные должности, которые существовали в распадавшемся Союзе, но и сама структура выборов. Постоянно претерпевало изменение выборное законодательство, а также избирательные (предвыборные) технологии, которые формируют, управляют и направляют мнения избирателей.
Многочисленные выборы, прошедшие с 1989г. показывают усложнение избирательной кампании. Уже недостаточно для достижения успеха только эмоциональных выступлений, митинговых страстей, популистских программ. Примитивное воздействие на чувства избирателей получивших возможность выбирать, а не голосовать, эффективное на выборах 1989-1991гг., сейчас уже практически “не работает”. В настоящее время, победу одерживает только тот кандидат, который профессионально и максимально лучше подойдёт к проведению своей предвыборной кампании, применяя и учитывая весь Российский опыт проведения подобных кампаний.
Существует ли в политической науке и практике какая-либо типология избирательных технологий? Общих позиций здесь пока не выработано, но интересные предложения уже высказаны[1]. Так, в работе известных политологов В. Комаровского и М. Анохина избирательные технологии (по характеру своего воздействия на электорат) подразделяются на:
1. “прозрачные” технологии, которые обращаются прежде всего к разуму человека и нацелены на то, чтобы убедить избирателя в том, что зона совпадения программы, интересов личности данного кандидата и интересов избирателей шире, чем у других кандитатов;
2. “манипуляторские” технологии – технологии внушения, использования таких состояний и эмоций человека, как неудовлетворённость, страх, зависть, нетерпимость и т.п. Питательной почвой для таких технологий является не-стабильность в стране, разорванность социальных связей, потеря идейных и нравственных ориентиров, низкий уровень политико-электоральной культуры граждан и т.д;
3. технологии дискредитации противника и полного одурачивания избирателей;
А также в последнее время стала применяться так называемая система выборов без выборов. Когда основному кандидату (в основном уже действующему и переизбирающемуся на следующий срок) противостоит 1 или несколько “мало раскручиваемых” соперников.
В арсенале подавляющего большинства субъектов избирательного процесса в России все типы технологий используются очень широко и часто.
Основные требования к проведению избирательной кампании.
Проведение избирательной кампании – это целая отрасль знания, со своими законами и правилами, которые должен соблюдать или уметь обходить любой специалист в этой области.
Безусловным преимуществом обладает тот, кто действует по определённой системе, заранее разработанному замыслу[2]. План избирательной кампании должен сочетать в себе жесткость и гибкость, что создаёт с одной стороны устойчивую “конструкцию”, с другой – позволяет оперативно разворачивать и частично модифицировать эту “конструкцию” в соответствии с меняющимися обстоятельствами. По целям избирательные кампании можно разделить следующим образом:[3]
· а) цель кампании – участие, а не победа;
· б) цель кампании – достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы.
По масштабу избирательные кампании подразделяются на:
· местные выборы (от поселковых до городских);
· региональные (районные, областные);
· федеральные (общегосударственные).
Каждая избирательная кампания имеет свои особенности и специфику, вместе с тем для определения единственно верной линии управления мнением избирателей необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия (избирателях). В целом такие сведения можно определить как наиболее полные количественные и качественные характеристики избирательного корпуса данной территории. Для получения исчерпывающих сведений об избирателях следует располагать следующими данными:[4]
а) социально-демографическими;