Проблемы ООН
Уважаемый Владимир Владимирович Путин! Пишет Вам ученица 10 «Б» класса лицея №24 города Ельца Липецкой области.
События, происходящие в мире, мало кого оставляют равнодушными. В том числе и мне не безразлична судьба того общества, в котором я живу, в котором жили мои родители, и будут жить мои дети. Я считаю, что для того, чтобы создать нормальные условия для жизни человечества, необходимо уже сейчас задуматься о своём будущем. В наше время каждый из нас защищает лишь свои интересы, не задумываясь о том, что, делая себе лучше, он может сделать хуже другим людям. Это применимо и к государствам, правительство которых очень часто действует только во благо определённых финансовых, политических или иных групп. Часто из-за разногласий между державами разгорались споры, а иногда и вооружённые конфликты. Государства также не всегда действуют согласно закону. Нередко нарушаются права человека.
На мой взгляд, именно для того, чтобы сплотиться и преследовать общие интересы, представители государств создают различные союзы и организации. Конечно, такие объединения нередко имеют и неофициальный характер. Но всё же они помогают людям избежать множества конфликтов и противоречий. Также такие организации полезны и нужны населению государств. Например, если в своей стране человек не может добиться справедливости, то он может обратиться за защитой в ту или иную организацию.
Я считаю, что у подобных объединений есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительным является то, что большинство таких объединений занимаются такими проблемами, как проблемы образования и здоровья населения, занимаются улучшением положения народа, выполняют миротворческие миссии, помогают голодающим и терпящим бедствия людям, часто решают различные споры, возникающие между людьми или организациями.
Отрицательным является то, что нередко такими объединениями руководят определённые группы людей, которые действуют лишь в своих интересах. Иногда благодаря таким союзам проводят политику изолирования определённого враждебного им государства. Также не всегда мнение руководителей совпадает с мнением простого народа. Часто навязывается определённой стране чуждые ей порядки и законы. На мой взгляд, такие действия являются совершенно неправильными, ведь каждая нация имеет право на самоопределение. Заставляя её следовать чужим законам, мы, сами того иногда не понимая, разжигаем всевозможные конфликты и столкновения.
Ситуация, возникшая сейчас в Организации Объединённых Наций, не оставила меня равнодушной. Я прекрасно понимаю, что взаимопонимание и доверительное отношение друг к другу являются ключом к миру и спокойствию в нашем обществе. Именно поэтому я хочу помочь решить проблемы, назревшие в ООН.
Организация Объединённых Наций – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года. На 1 сентября 1994 года в Организацию Объединённых Наций входило 184 государства. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Официальными языками Организации Объединённых Наций являются английский, испанский, китайский, русский и французский. В Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.
ООН была основана на принципе равенства всех членов, мирного решения споров, воздержания от угроз применения силы. При этом ООН не имела права вмешиваться во внутренние дела, кроме случаев, когда такое вмешательство требуется для поддержания мира.
Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности является по Уставу постоянно действующим органом, на который возложены непосредственные обязанности по поддержанию мира. Позже под эгидой ООН были созданы различные специализированные организации: ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ФАО, ЮНЕСЕФ. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.
Членами ООН могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе и могут, по мнению Организации, их выполнять. Эти обязательства касаются правил поведения государств в определённых ситуациях, как в мирное время, так и в условиях конфликта касательно любых проявлений взаимодействия государств на международной арене.
В 2005 году Организация Объединённых Наций отметила свой пятидесятилетний юбилей. Я считаю, что некоторые принципы, по которым работала ООН, устарели. В мире появляется много сильных не только в экономическом, но и в правовом отношении государств. Эти мощные страны теперь претендуют на занятие руководящих должностей в системе органов ООН. Поэтому, для того чтобы эта организация продолжала исправно выполнять свои обязанности, необходимо провести некоторые реформы, которые улучшат работу Организации Объединённых Наций.
В настоящее время ООН занимается самыми важными проблемами в обществе. На мой взгляд, работа в этих областях является довольно-таки эффективной.
Цели: 1) ликвидация крайней нищеты и голода. Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Две основные причины бедности - резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности. Несмотря на большие масштабы, бедность в России имеет в значительной степени временный характер. Около 55 процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в течение года. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности;
2) обеспечение всеобщего начального образования. Традиционно высокое качество образования в России находится под угрозой в связи с сокращением объемов государственного финансирования и неэффективным использованием имеющихся ресурсов. Содержание многих сельских школ экономически неоправданно и они не в состоянии обеспечить достойное качество обучения. Новые информационные технологии, такие, как Интернет, могли бы стать решением проблемы для школ, расположенных в сельской местности и отдаленных районах, но Интернет недоступен большинству сельских учащихся и их семьям;
3) поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
4) сокращение детской смертности. Результаты исследований показывают, что недостаточное питание детей также может стать серьезной проблемой в России. 8 процентов детей в возрасте от 0 до 24 месяцев страдают истощением (низкий вес для своего роста), а 10 процентов - задержкой роста (низкий рост для своего возраста). Многочисленные данные свидетельствуют о нехватке в питании микроэлементов, таких, как, например, йода. Недорогим и эффективным способом решения этой проблемы для правительства могла бы стать йодизация всей пищевой соли;
5) улучшение охраны материнства;
6) борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. Одним из серьезнейших явлений, возникших в России в период реформ, стало сокращение продолжительности предстоящей жизни. Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Состояние здоровья населения России связано и с плохим качеством окружающей среды. Не решен вопрос обеспечения населения безопасной питьевой водой;
7) обеспечение экологической устойчивости. Советская система, проводившая курс на ускоренное промышленное развитие страны, оставила после себя «наследство» в виде отходов атомной промышленности и загрязненной окружающей среды, оздоровление которой требует огромных усилий и средств. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой, в то время как загрязнение водного бассейна и качество питьевой воды превратятся в отдаленном будущем в серьезную проблему. В январе 2002 года был принят новый Закон об охране окружающей среды. Закон можно рассматривать как свидетельство приверженности государства делу охраны окружающей среды;
8) формирование глобального партнёрства в целях развития.
Восемь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые предусматривают достижение различных показателей — от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку — составляют план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями в области развития. Они позволили мобилизовать беспрецедентные усилия по удовлетворению потребностей беднейших слоев населения в мире.
Декларация прав человека и гражданина, принятая Генеральной Ассамблеей ООН закрепила:
1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.
2. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства.
3. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
4. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту перед законом.
5. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в семейную и личную жизнь.
6. Каждый человек имеет право свободно передвигаться, право на гражданство и право владеть имуществом.
7. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его здоровья и здоровья его семьи.
8. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества.
На мой взгляд, для дальнейшего существования ООН необходимо провести и другие преобразования. Выдвигаются предложения, в которых обосновывается желательность того, чтобы недавно принятые или принимаемые в ООН государства автоматически соглашались с обязательной юрисдикцией. Сходные идеи выдвигаются в отношении всех тех стран, которые обращались за получением международной помощи или уже получивших её по линии организаций семейства ООН. Я считаю это правильным, потому что каждое государство, вступившее в Организацию, обязано следовать именно тем правилам и законам, которые в ней установлены. Возможно, тогда страны начнут ощущать всю ответственность за вступление в ООН.
Нынешний этап реформы осуществляется в крайне важное для Организации Объединенных Наций время. Секретариат столкнулся с рядом беспрецедентных организационных проблем, высветивших недостатки в его работе. В связи с этим Организация Объединенных Наций должна в настоящее время принять реальные меры в областях, в которых это может быть сделано непосредственно Генеральным секретарем в соответствии с возложенными на него полномочиями, особенно в таких исключительно важных областях, как управление, надзор и подотчетность.
Для повышения эффективности деятельности ООН необходимо провести также реформы и в управлении. Генеральный Секретарь ООН Коффи Аннан понимает всю необходимость таких преобразований. Именно поэтому он предложил и претворил в жизнь многочисленные идеи и преобразования, с тем, чтобы деятельность Организации Объединенных Наций осуществлялась на основе самой передовой международной практики. Были внесены соответствующие изменения в программы работы, структуры и системы, как в штаб-квартирах, так и на местах. Большая часть программы реформ осуществлена, однако следует признать, что не все реформы были приняты государствами-членами. Понимая необходимость дальнейшего совершенствования работы Организации, Генеральный секретарь четко заявил о том, что 2005 год — шестидесятая годовщина Организации Объединенных Наций — является годом «смелых решений». За этот период времени проведено множество мероприятий. Это: реорганизация ООН, повышение эффективности работы, проведение операций по поддержанию мира, реформирование финансовой и бюджетной деятельности, изменение закупочной деятельности, повышение уровня безопасности персонала.
Прежде всего, необходимо пересмотреть ряд основополагающих принципов деятельности Организации. Во-первых, ссылаясь на Г.Моргентау, хотелось бы отметить желательность более централизованной ООН, поскольку решения до сих пор принимаются исключительно главами государств, руководствующимися собственными интересами. Как полагает Сорос, такая ассоциация государств «плохо подходит для осуществления исполнительных функций, связанных с достижением всеобщего блага». Во-вторых, совершенно несоответствующей политическим реалиям представляется в настоящее время процедура принятия решений в Совете Безопасности. Главным ее недостатком является система возможности применения права вето по каким-либо наиболее острым вопросам пятью странами, в последние годы незаслуженно и эгоистично пользующимися этим приоритетом. Соответственно, есть предложения упразднить систему вето в целом, либо в принципе изменить структуру Совета Безопасности и порядок принятия решений. Если отменить систему вето, можно было бы принимать решения на основе большинства, что было бы вполне справедливо. А можно было бы привязать эту процедуру к методу консенсуса, что означало бы обязательное принятие решения по проблеме, но на основе всеобщего согласия, так, например, функционируют НАТО и Европейский Союз. Это значительно укрепило бы позиции Совета Безопасности и сделало бы обязательным следование этому решению всеми странами.
Наряду с вопросами о реформе Совета Безопасности часто обсуждаются необходимые реформы Секретариата ООН, разросшегося в плохо управляемый бюрократический аппарат, которые периодически проводятся по инициативе Генерального Секретаря с 1953г., но заключаются просто в ликвидации отдельных отделений (как Центр Транснациональных Корпораций) и смещении определенных людей с различных должностей или ликвидации этих должностей. Вероятно, это не лучший выход из сложившейся проблемы, поскольку многочисленные организации, созданные по инициативе государств-членов ООН, часто способствуют более тесному взаимодействию центральных органов ООН с филиалами, получению более достоверной информации, своевременным поставкам продовольствия и наиболее адекватному реагированию на возможную конфликтную ситуацию локального порядка. При этом вполне рациональным предложением было бы прекратить действие организаций, исчерпавших свои функции, ликвидации отделений, дублирующих другие отделы, а также пропорциональное сокращение штата сотрудников, не выполняющих каких-либо ключевых задач. И, наконец, есть предложения реформировать третий орган ООН – Генеральную Ассамблею – превратить ее из «говорильни» в реальный законодательный орган для мирового сообщества.
Я считаю, какими бы тяжелыми ни были времена для ООН, все же очевидно, что она остается главным авторитетом в международном мирорегулировании для большинства государств.