Проблемы ядерного разоружения в 60-е - 80-е годы

Перед ратификацией Московского Договора 1963 года президент Кеннеди заверил сенаторов, а в их лице деятелей ВПК, что американское правительство и впредь будет поддерживать проведение лабораторных исследований и их экспериментальных взрывов. Как показало будущее, не только он, но и все последующие президенты США крепко держали слово своего предшественника.

После заключения Московского Договора увеличилась интенсивность подземных ядерных взрывов. В среднем она составила около 30 испытаний в год. Стоимость таких испытаний еще более возросла[10].

 



1.2. ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ


1 июля 1968 года одновременно в Москве, в Вашингтоне и Лондоне началось подписание Договора о нераспространении ядерного оружия.

Проект Договора был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12.06.68. Договор вступил в силу 5.03.70.

К настоящему времени его участниками являются 135 государств, еще 2 страны подписали, но пока не ратифицировали Договор. Из ядерных держав в Договоре не участвовали Франция и Китай.

Договор состоит их преамбулы и 11 статей. Статья I содержит обязательство ядерных государств: не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно; не помогать неядерным государствам в производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и не побуждать их к этому, а также к контролю над ними. В соответствии со статьей II Договора государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а также не производить и не приобретать его каким-либо иным способом; не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия. Эти положения распространяются и на ядерные взрывные устройства, предназначенные для мирных взрывов, поскольку любое такое устройство может быть использовано в качестве ядерного оружия[11].

Договором устанавливается международный контроль за выполнением обязательств, принятый государствами – участниками данного соглашения. Для этих целей предусматривается использование уже имеющегося контрольного механизма – международное агентство по атомной энергии.

Договор обязал неядерные государства принять гарантии МАГАТЕ, которые представляют собой совокупность средств наблюдения за тем, чтобы расщепляющиеся материалы и специальное оборудование использовались исключительно в мирных целях.

Каждый из участвующих в Договоре государств, не обладающих ядерным оружием должно заключить с агентством в соответствии с уставом МАГАТЕ соглашение относительно проверки выполнения данным государством своих договорных обязательств (статья III).

В Договоре закрепляется право любого государства – его участника развивать исследования производства и использования ядерной энергии в мирных целях, участвовать в широком международном обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией в мирном использовании ядерной энергии. Предусматривается, что государство, достигшее высокого уровня развития в области мирного применения ядерной энергии, будет сотрудничать с неядерными государствами в деле содействия дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях с должным учетом нужд развивающихся районов мира (статья IV).

Согласно статье V Договора, неядерным государствам – его участникам предусматривается оказание помощи со стороны ядерных держав в проведении мирных ядерных взрывов.

Статья VI Договора обязывает его участников «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерного вооружения в ближайшем будущем и ядерного разоружения, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».

Договор является бессрочным. В нем предусматривается право любого государства – участника на выход из договора.

Неядерные государства – участники Договора получили гарантии безопасности на случай возможного применения против них ядерного оружия или возможной угрозы применения такового оружия. В резолюции Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 года предусматривается принятие эффективных мер в случае агрессии с применением ядерного оружия против неядерного государства со стороны государства, располагающего ядерным оружием, или в случае угрозы такой агрессии.

В ходе рассмотрения вопроса о гарантиях безопасности СССР, США и Великобритании сделали в ООН заявление о намерении обеспечить поддержку в соответствии с уставом ООН неядерному государству – участнику Договора, которое станет жертвой акта агрессии с применением ядерного оружия  или объектом угрозы такой агрессии[12].

Реальная угроза распространения ядерного оружия создала принципи­ально новую проблему в международных отношениях- проблему добровольного ограничения числа государств, располагающих таким оружием. Концепция не­распространения определенного вида оружия, согласно которой государс­тва, обладающие им, обязуются не передавать его кому бы то ни было, а го­сударства, не имеющие такого оружия, не приобретать его, явилась беспре­цедентным явлением в практике международных отношений, поскольку такая идея в прошлом никогда не выдвигалась. Появление и внедрение концепции нераспространения применительно к ядерному оружию связаны с двумя крупнейшими процессами мирового значения, характерными для современной эпохи, НТР и перестройкой международных отношений на принципах мирного сосуществования, эффективной безопасности и равноправного сотрудничест­ва[13]. По мере усиления угрозы широкого распространения ядерного оружия среди реалистически мыслящих деятелей западного мира росло понимание того, что увеличение числа стран, обладающих ядерным оружием, внесло бы новые дестабилизирующие элементы в систему международных отноше­ний, увеличило бы вероятность возникновения ядерной войны. Поэтому пона­добились согласованные действия государств для предупреждения столь опасного хода событий[14].

В определении позиции крупнейших западных держав, прежде всего США, по вопросам нераспространения ядерного оружия сыграли свою роль и чисто империалистические интересы. США, Великобритания, Франция, став об­ладателями ядерного оружия, явно стремились не допустить заведения та­ким оружием их главных конкурентов в борьбе за экономическое и полити­ческое лидерство в капиталистическом мире, в первую очередь Японию и ФРГ[15].

При этом учитывалось и то обстоятельство, что бурное развитие во­енной атомной промышленности позволяло добиться более продвинутой ста­дии в мирном применении ядерной энергии, что давало США, Великобритании и Франции неоспоримые преимущества, а подчас и монопольное положение на международном капиталистическом рынке атомных материалов,  оборудования и технологии по сравнению со странами, не обладающими ядерным оружи­ем.

Крупнейшие западные державы, обладающие им, исходили, видимо, из то­го, что если такое оружие станет достоянием широкого круга их полити­ческих и военных союзников, включая страны с нестабильными реакционными режимами, которые были склонны ради сохранения своей власти прибегать к крайним средствам, то это увеличит опасность вовлечения США, Великобри­тании и Франции в возможный ядерный конфликт.



СССР и США немало балансировали на грани ядерной войны : прежде,чем после   Карибского кризиса пришли к выводу о необходимости выработки правил  ядерного соперничества . Американо-советская гонка ядерных вооружений стабилизировалась лишь тогда, когда стороны достигли таких количественных и качественных показателей в этой области , при которых ядерная эскалация ни по горизонтали , ни по вертикали не могла дать каких-либо рациональных выгод.


Нам теперь необходимо остановиться на последствиях развала  режима нераспространения, а именно взять во внимание сферу влияния  ядерного оружия в многополярном мире. Всем известен конфликт между Индией и Пакистаном. Ядерные испытания, проведенные ими, стали самым важным событием в мировой истории со времени окончания холодной войны. Вероятно, приход в ядерный клуб этих государств стал уже событием XXI века , которое позволяет получить первое представление о конфигурации мировой политики и конфликтах будущего. Пакистан и Индия, еще в период холодной войны создавшие самостоятельный ядерный потенциал, сохранили «бомбу в подвале». В этих условиях под вопросом оказалась устойчивость режима нераспространения ядерного оружия. Индо-пакистанский прецедент показывает, что «торговые» ядерные государства в любой момент могут попытаться изменить свой статус, не считаясь с последствиями. Угроза ядерной войны из-за неспособности решить затянувшийся в этом регионе клубок противоречий похоже, может оказаться весьма серьезной[16].

Для Индии неприемлема сама идея паритета с Пакистаном в чем бы то ни было, тем более – в ядерной сфере. Похоже, что острота противоречий между Дели и Исламабадом куда серьезнее, чем была между Москвой и Вашингтоном в самый разгар холодной  войны. Военное противоборство в Кашмире в любой момент может привести к эскалации конфликта. И не случайно Билл Клинтон в марте 2000 года посетил с официальным визитом Индию. И до нее добралась рука могущественной военной державы. Но визит этот встретили жители Дели с крайним неодобрением, сжигая чучело американского президента. Тем самым 

они дают понять, что не желают претворения в жизнь политики неоколониализма . Руководителей Индии и Пакистана не смущает высокая цена неизбежной теперь гонки ядерных вооружений между ними в условиях безболезненных экономических санкций со стороны США, Японии, международных финансовых организаций. Риторические угрозы, которыми обменивается Дели с Исламабадом, свидетельствуют, что их лидеры плохо представляют себе, какую гигантскую ответственность налагает на них обладание ядерным потенциалом.

Можно констатировать, что американская ядерная стратегия с конца 60-х годов, т.е. еще до официального признания стратегического паритета СССР, свелась к использованию ядерной угрозы исключительно в варианте сдерживания тотальной войны.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В 70-Е – 80-Е ГГ


2.1. ДОГОВОР ОСВ-1. ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРО


Достижения на рубеже 60-70-х годов военно-стратегического паритета между лидерами двух диаметрально-противоположных социально-экономических систем, договорно-правовое закрепление принципа равенства и одинаковой безопасности в ряде советско-американских соглашений создали объективные предпосылки для смягчения международной напряженности, решения в интересах всего человечества ряда актуальных проблем политической, военно-стратегической, экономической, научно-технической и других областях. В течение 70-х годов между СССР и США была заключена серия соглашений, направленных на ограничение стратегических наступательных и оборонительных вооружений, подземных испытаний ядерного оружия[17].

Ситуация «ядерного пата» не остановила процесс технического совершенствования ядерного оружия, наиболее значительной вехой которого стало появление в первой половине 70-х годов ракет с разделяющимися головными частями индивидуального поведения (РГЧ ИН) и повышения точности доставки ядерных боеприпасов к цели. Резко возросшие в этой связи военно-технические возможности ядерного оружия дали толчок еще одному раунду развития американской стратегической мысли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты