Происхождение русской нации

    В процессе складывания древнерусской народности приняло участие и другое , неславянское ,  население Восточной Европы  . Имеются в виду меря , мурома ,мещера , весь , голядь ,водь и др ., неизвестные нам по названию , но прослеживаемые  по археологическим культурам , племена финно-угорских , балтийских и пр . языков , которые с течением времени полностью или почти полностью обрусели  и , таким образом , могут считаться историческими компонентами  восточного славянства . Их языки при скрещивании с русским языком исчезли , но они обогатили русский язык и пополнили его словарный состав .

     Материальная культура этих племен также внесла свой вклад в материальную культуру Древней Руси .

     «Повесть временных лет» перечисляет народы  , которые дань дают Руси :  чудь , меря ,весь , мурома , черемись , мордва , пермь , печера ,ямь , литва , зимигола , корсь , норома , либь(ливы) . Никоновская летопись к числу данников Руси   ямь(емь)  и либь (ливов) , летописец имел в виду  современную ему ситуацию  , т.е. конец XI-начало XII столетий .

     Часть перечисленных племен не была так органически  связана с русскими и Русью (литва, корсь, зимигола, либь , ямь) ,как другие , ассимилированные славянами  (меря , мурома ,весь ) .Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности  литовскую и эстонскую .

     Поэтому в основном мы остановимся только на тех племенах , которые были наиболее тесно связаны с восточными славянами , с Русью  и  русскими  , с Древнерусским государством  , а именно : меря ,мурома ,чудь ,весь ,голядь ,мещера , карелы .

      Племена Поволжья и Прибалтики отнюдь не были дикарями . Они прошли сложный и своеобразный путь  , рано узнали бронзу , рано освоили земледелие и скотоводство , вступили в торговые и культурные связи с соседями , в частности с сарматами , перешли к патриархально-родовым отношениям , познали имущественное расслоение и патриархальное рабство  , познакомились с железом .Племена балтийских языков с самой глубокой древности  , доступной лингвистическому анализу , заселяли Понеманье , Верхнее Поднепровье , Поочье и Поволжье и большую часть течения Западной Двины  .  На востоке балты доходили до Московской , Калининской  и Калужской областей , где они в глубокой древности  обитали чересполосно  с финно-уграми , аборигенами края . Повсюду на данной территории широко распространена  балтская гидронимия .

   Для культуры балтов , земледельцев и скотоводов характерны наземные постройки столбовой конструкции .

    В средней части Белоруссии в эпоху раннего железа  и до середины I тыс . н.э. были распространены поселения  со штрихованной керамикой .

     Основным занятием жителей этих поселений  было подсечное земледелие  , сочетающееся со скотоводством  .

      Повсюду у балтов  господствовал  первобытно-общинный строй с патриархальной родовой  организацией .Основной хозяйственной и социальной единицей  являлась большая патриархальная семья  , т.е. семейная община .Ее господство было обусловлено самим типом хозяйства . Подсечное земледелие требовало  общинного , коллективного труда .

     Расселение славян по землям балтоязычных племен  обусловило славянизацию последних . На древнюю культуру балтов наслаивалась славянская культура .

    Культурная и языковая связь балтов и славян обусловлена либо древней балто-славянской общностью , либо длительным соседством и общением .Следы участия балтов в формировании восточных славян обнаруживаются в погребальных обрядах  (восточная ориентировка погребения , змеиноголовые браслеты , особые платки , закалываемые фибулами , и др. ) , в гидронимии . Каменные курганы ятвягов с сожжениями и погребениями не встречаются ни у восточных балтов  , ни у славян . В период образования Древнерусского государства  процесс ассимиляции  балтов  славянами на его территории  в основном был завершен . Среди балтов преобладал долихокранный  , широко- и среднелицый  расовый тип , видимо , светлопигментированный  , вошедший в состав славянского населения  в качестве субстрата .

     На обширном пространстве восточные славяне соседствовали с различными финно-угорскими племенами , впоследствии обрусевшими . Некоторые из них сохранили свой язык и свою культуру  , но были такими же данниками русских князей  , как  восточно-славянские племена .

     Во  второй половине I тыс.н.э. восточные славяне  пришли в соприкосновение с эстонскими племенами . В это время  у эстов господствовали  подсечное земледелие и скотоводство .

      Связи между эстами и восточными славянами установились давно, во всяком случае не позднее 8в. н. э., когда на юго-востоке Эстонии к западу от Псковского озера появляются курганы и сопки кривичей и ильменских словен. Они проникают на территорию распространения  каменных могил эстов. В славянских курганах , обнаружены в Эстонии , находят некоторые предметы  материальной культуры эстов.

      Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. ”Повесть временных лет” сообщает, что ”на Белеозере седять весь” , но, по-видимому, весь продвигалась на восток с южного берега Ладожского озера.

        Культура веси в общем однородна. Веси принадлежат небольшие курганы юго-восточного Приладожья, расположенные одиночками или многочисленными группами. Материальная культура характеризует как племя, занимавшееся в 11 в. подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.Сохранился первобытно-общинный строй, патриархально-родовой быт.

         Постепенно все больше и больше среди веси распространяются  славянские вещи и памятники христианского культа. Потомков веси усматривают в современных вепсах. Памятью о веси являются такие названия , как Весь-Егонская (Весьегонск) , Черепо-Весь (Череповец).

         Вепсы  , насчитывающие 35 тыс. человек, являются сейчас самой многочисленной  из упоминаемых в летописях народностей, ассимилированных славянами.

         Трудно проследить историю карел в период, предшествующий образованию Древнерусского государства и на начальных этапах его истории.

          Общественный строй карел причудливо сочетал в себе архаические (пережитки матриархата) и прогрессивные черты (накопление богатств)

           Прибалтийские племена находились под большим влиянием восточных славян, русской культуры.И чем дальше на восток, тем влияние являлось все более и более ощутимым. С момента вхождения в состав Древнерусского государства оно стало решающим. Об этом говорит прежде всего словарный состав языка всех прибалтийских финно-угров и балтов, где очень много.

             Если прибалтийские финно-угры долгое время сохраняли и сохраняли свой свой язык, культуру, языковые и этнографические особенности по настоящее время, то приволжские и прикамские восточные финно- угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, белозерская весь, а может быть, и некоторые другие, имена которых до нас не дошли.

         Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось результатом    не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогощения культуры и языка, причем в результате  скрещения распространялись  русский язык и русская культура.

         Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно эрзя, в земле которой славянские вещи и славянский обряд трупосожжения вместе с самими славянами появляются в 8-9 вв.

         Что касается северо-востока(перми, печеры и югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже 10-начала 11вв. Уже в 1032 г. новгородец Улеб ходил к Железным Воротам.

           Русское влияние ощущается и среди мари (черемис, цармис), и камских, или волжских, болгар и в Хазарии. С камскими болгарами восточные славяне познакомились также очень давно.

            Русские проникали и дальше на юго-восток, в Нижнее Поволжье, о чем пишут восточные источники, сообщающие о целом районе столицы хазарии Итиля, населенном славянами, о судьях для славян, совершающих суд по языческим обычаям.

            Обрусело болгаро-хазарское население степей Подонья. Русской Белой Вежей стала хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, в город.

             Русское влияние распространилось на Тамень, на Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность.

            Всюду в степях, до Белой Вежи и Тмутаракани, распространялся длинноголовый европиоидный расовый тип с незначительной примесью короткоголового.В то же самое время среди степняков-кочевников преобладают монголоидные расовые типы.

           На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего  гето-дакийского населения края.Это были далекие предки волохов.

           На огромном пространстве от Наровы и берегов Ладожского и Онежского озер до нижнего Дона и Тамани, от Западной Двины до низовьев Оки и Средней Волги шел процесс ассимиляции восточными славянами племен балтийских, финно-угорских, иранских и тюркских языков .

            Сталкиваясь на протяжении ряда столетий с русскими, соседи восприняли их более высокую материальную и духовную культуру, в свою очередь обогатив ее своим вкладом. Это наблюдается в жилище, утвари, одежде. Такова этническая карта Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства и на начальном этапе складывания древнерусской народности.


                   Образование древнерусской народности.

               Язык- основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком ,  дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отныдь не устраняющей местные диалекты, но и  единой территории,  общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.

                Народность складывается на определенном этапе общественного развития, в эпоху классового общества. Складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 вв.-время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

                 8-9вв. в истории восточного славянства были временем разложения первобытно-общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя – первобытно-общинного, доклассового, к другому, более прогрессивному, а именно классовому,феодальному обществу, в конечном счете  был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудый производства.

                  8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричными железными сошниками и присошником.

                 Наряду с развитием производительных сил в области сельсохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении  первобытно-общинных отношений сыгроло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности  от сельского хозяйства.

                 Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появлении новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других  видов хозяйственной деятельности- все это явилось величайшим стимулом распада первобытно-общинных отношений.

               Рост ремесла и развитие торговли подрывали устои первобытно-общинных отношений и способствовали возникновению и развитию феодальных.

                Возникает и развивается основа феодального общества-феодальная собственность на землю.

                  Формируются различные группировки зависимого люда.Среди них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.

                  Огромную массу сельского населения составляли свободные общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего свою свободу в результате долговых обязательств.Это кабальный люд выступает в источниках  под названием рядовичей и закупов.

                 На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло.

                  Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления ввиде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.

                  Создание Древнерусского государства было в первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовалисобой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и приоизводственных отношений.

                   Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме  среднеднепровского, киевского центра , она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.

                    Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства.

                    Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

                     Конец 10 столетия ознаменовался завершением объединения  всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).

                   В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей , хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости.Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ”мати градом Русьским”.

                    По летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности,

Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.

                     Упрочилось международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией. Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев,датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.

                     Народность- этническое образование, характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.

                       Древнерусская народность сложилась в результате слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.

                      Русская, или великорусская , народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части,  хотя и большей, восточных славян.Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем.

                       Древнерусская народность явилась этническим предком всех трех восточнославянских народностей:русских,или великороссов,украинцев и белорусев,-и складывалась она на грани  первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма.Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений.

                        Теперь  нам предстоит рассматреть вопрос о появлении в эпоху раннего феодализма  принципиально новой  этнической общности- древнерусская народность.

                       Прежде всего следует остановиться на древнерусском языке .В языке всех славян в 9-11вв. было еще очень много общего.

                       Сохраняя много общего со славянскими языками , древнерусский язык в то же время  уже отличался от других славянских языков.

                       В древнерусском языке имелись уже десятки тысяч слов, между тем как и к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч.

                        Образование Древнерусского государства сопровождается заменой племенных связей, хотя и в стадии их разрушения , связями территориальными.

                          В 9-10 вв. в древнерусском языке происходят большие изменения.Обогощается его словарный состав, совершествуется грамматический строй, изменяется фонетика.

                          На Руси было, собственно, два языка литературы: древнеславянский письменно-литературный язык и собственно-древнерусский литературный язык. В основу древнеславянского письменно-литературного языка лег македонский диалект болгарского языка8-9вв.

                           Основой древнерусского литературного языка был народный разговорный язык. В создании общерусского разговорного языка , хотя сохраняющего диалектные особенности , но тем не менее ставшего речью всей Русской земли, решающую роль сыграли народные массы.

                            Перейдем к вопросу о складывании территориальной общности древнерусской народности.Как мы уже видели, 9-10вв. были временами территориального складывания восточного славянства. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, границ расселения восточных славян и Древнерусского государства.

                              Территориальное объединение восточных славян как единого этнического образования было столь прочным, что , например, западные рубежи восточнославянских наций наших дней-украинской и белорусской, являющихся потомками древнерусской народности, в основном совпадают с этническими границами восточных славян на западе и с рубежами Древнерусского государства 9-11 вв.

                             Культура Киевской Руси, материальная и духовная культура русских времен Древнерусского государства однородна и едина.Об этом говорит древнерусский архитектурный стиль, общие черты которого отнюдь не перекрываются местными вариантами и локальными особенностями.

                              Понятия русский и христианин, православный, начинают совпадать. Совпадают понятия язык (народ) и вера(религия).

                              Ярко проявлялись и особенности психического склада русского народа:трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость, мудрость, гостеприимство,благожелательность, доброта и свободолюбие, характеризующее русский народ везде, на всех этапах истории нашей Родины.

                     Яркими памятниками древнерусского патриотизма ,  отражающими чувство самосознания русского народа, являются и ”Повесть временных лет”,и ”Слово о законе и благодати ” митрополита Илариона, и ” Память и похвала Иакова Мниха”, и другие жемчужины древнерусской литературы.

                        Единство древнерусской народности было настолько прочным, что даже после страшного Батыева нашествия, когда установился трехвековой тяжкий гнет, когда обширные пространства Руси на западе и юге стали добычей литовских князей, польских и венгерских королей, когда наступил государственный распад древнерусской народности, в разных концах Русской земли сохранилось очень много общего в языке и культуре .

                        Память об общем происхождении из единого корня навсегда сохранилась в сердцах братских народов.Несмотря на все исторические испыиания, русский, украинский и белорусский народы сохранили и пронесли через века сознание единства  происхождения, близость языка и культуры, общность своей судьбы.

                          То общее, что объединяеь великоросса, украинца и белоруса, есть результат не только общности происхождения, уводящий нас в седую даль времен, на в незыблемых связей, установившихся между населением различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его государства, во времена Киевской Руси. В этом огромное значение Киевской руси в истории славянских народов Восточной Европы .

 


                                


 

 

            

        

      









Список литературы:

1.Ю. В. Юрхин, ПОЛИТОЛОГИЯ

2.В. В. Мавродин, Происхождение русского народа


































 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты