В процессе складывания древнерусской народности приняло участие и другое , неславянское , население Восточной Европы . Имеются в виду меря , мурома ,мещера , весь , голядь ,водь и др ., неизвестные нам по названию , но прослеживаемые по археологическим культурам , племена финно-угорских , балтийских и пр . языков , которые с течением времени полностью или почти полностью обрусели и , таким образом , могут считаться историческими компонентами восточного славянства . Их языки при скрещивании с русским языком исчезли , но они обогатили русский язык и пополнили его словарный состав .
Материальная культура этих племен также внесла свой вклад в материальную культуру Древней Руси .
«Повесть временных лет» перечисляет народы , которые дань дают Руси : чудь , меря ,весь , мурома , черемись , мордва , пермь , печера ,ямь , литва , зимигола , корсь , норома , либь(ливы) . Никоновская летопись к числу данников Руси ямь(емь) и либь (ливов) , летописец имел в виду современную ему ситуацию , т.е. конец XI-начало XII столетий .
Часть перечисленных племен не была так органически связана с русскими и Русью (литва, корсь, зимигола, либь , ямь) ,как другие , ассимилированные славянами (меря , мурома ,весь ) .Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую .
Поэтому в основном мы остановимся только на тех племенах , которые были наиболее тесно связаны с восточными славянами , с Русью и русскими , с Древнерусским государством , а именно : меря ,мурома ,чудь ,весь ,голядь ,мещера , карелы .
Племена Поволжья и Прибалтики отнюдь не были дикарями . Они прошли сложный и своеобразный путь , рано узнали бронзу , рано освоили земледелие и скотоводство , вступили в торговые и культурные связи с соседями , в частности с сарматами , перешли к патриархально-родовым отношениям , познали имущественное расслоение и патриархальное рабство , познакомились с железом .Племена балтийских языков с самой глубокой древности , доступной лингвистическому анализу , заселяли Понеманье , Верхнее Поднепровье , Поочье и Поволжье и большую часть течения Западной Двины . На востоке балты доходили до Московской , Калининской и Калужской областей , где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми , аборигенами края . Повсюду на данной территории широко распространена балтская гидронимия .
Для культуры балтов , земледельцев и скотоводов характерны наземные постройки столбовой конструкции .
В средней части Белоруссии в эпоху раннего железа и до середины I тыс . н.э. были распространены поселения со штрихованной керамикой .
Основным занятием жителей этих поселений было подсечное земледелие , сочетающееся со скотоводством .
Повсюду у балтов господствовал первобытно-общинный строй с патриархальной родовой организацией .Основной хозяйственной и социальной единицей являлась большая патриархальная семья , т.е. семейная община .Ее господство было обусловлено самим типом хозяйства . Подсечное земледелие требовало общинного , коллективного труда .
Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних . На древнюю культуру балтов наслаивалась славянская культура .
Культурная и языковая связь балтов и славян обусловлена либо древней балто-славянской общностью , либо длительным соседством и общением .Следы участия балтов в формировании восточных славян обнаруживаются в погребальных обрядах (восточная ориентировка погребения , змеиноголовые браслеты , особые платки , закалываемые фибулами , и др. ) , в гидронимии . Каменные курганы ятвягов с сожжениями и погребениями не встречаются ни у восточных балтов , ни у славян . В период образования Древнерусского государства процесс ассимиляции балтов славянами на его территории в основном был завершен . Среди балтов преобладал долихокранный , широко- и среднелицый расовый тип , видимо , светлопигментированный , вошедший в состав славянского населения в качестве субстрата .
На обширном пространстве восточные славяне соседствовали с различными финно-угорскими племенами , впоследствии обрусевшими . Некоторые из них сохранили свой язык и свою культуру , но были такими же данниками русских князей , как восточно-славянские племена .
Во второй половине I тыс.н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами . В это время у эстов господствовали подсечное земледелие и скотоводство .
Связи между эстами и восточными славянами установились давно, во всяком случае не позднее 8в. н. э., когда на юго-востоке Эстонии к западу от Псковского озера появляются курганы и сопки кривичей и ильменских словен. Они проникают на территорию распространения каменных могил эстов. В славянских курганах , обнаружены в Эстонии , находят некоторые предметы материальной культуры эстов.
Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. ”Повесть временных лет” сообщает, что ”на Белеозере седять весь” , но, по-видимому, весь продвигалась на восток с южного берега Ладожского озера.
Культура веси в общем однородна. Веси принадлежат небольшие курганы юго-восточного Приладожья, расположенные одиночками или многочисленными группами. Материальная культура характеризует как племя, занимавшееся в 11 в. подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.Сохранился первобытно-общинный строй, патриархально-родовой быт.
Постепенно все больше и больше среди веси распространяются славянские вещи и памятники христианского культа. Потомков веси усматривают в современных вепсах. Памятью о веси являются такие названия , как Весь-Егонская (Весьегонск) , Черепо-Весь (Череповец).
Вепсы , насчитывающие 35 тыс. человек, являются сейчас самой многочисленной из упоминаемых в летописях народностей, ассимилированных славянами.
Трудно проследить историю карел в период, предшествующий образованию Древнерусского государства и на начальных этапах его истории.
Общественный строй карел причудливо сочетал в себе архаические (пережитки матриархата) и прогрессивные черты (накопление богатств)
Прибалтийские племена находились под большим влиянием восточных славян, русской культуры.И чем дальше на восток, тем влияние являлось все более и более ощутимым. С момента вхождения в состав Древнерусского государства оно стало решающим. Об этом говорит прежде всего словарный состав языка всех прибалтийских финно-угров и балтов, где очень много.
Если прибалтийские финно-угры долгое время сохраняли и сохраняли свой свой язык, культуру, языковые и этнографические особенности по настоящее время, то приволжские и прикамские восточные финно- угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, белозерская весь, а может быть, и некоторые другие, имена которых до нас не дошли.
Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось результатом не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогощения культуры и языка, причем в результате скрещения распространялись русский язык и русская культура.
Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно эрзя, в земле которой славянские вещи и славянский обряд трупосожжения вместе с самими славянами появляются в 8-9 вв.
Что касается северо-востока(перми, печеры и югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже 10-начала 11вв. Уже в 1032 г. новгородец Улеб ходил к Железным Воротам.
Русское влияние ощущается и среди мари (черемис, цармис), и камских, или волжских, болгар и в Хазарии. С камскими болгарами восточные славяне познакомились также очень давно.
Русские проникали и дальше на юго-восток, в Нижнее Поволжье, о чем пишут восточные источники, сообщающие о целом районе столицы хазарии Итиля, населенном славянами, о судьях для славян, совершающих суд по языческим обычаям.
Обрусело болгаро-хазарское население степей Подонья. Русской Белой Вежей стала хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, в город.
Русское влияние распространилось на Тамень, на Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность.
Всюду в степях, до Белой Вежи и Тмутаракани, распространялся длинноголовый европиоидный расовый тип с незначительной примесью короткоголового.В то же самое время среди степняков-кочевников преобладают монголоидные расовые типы.
На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гето-дакийского населения края.Это были далекие предки волохов.
На огромном пространстве от Наровы и берегов Ладожского и Онежского озер до нижнего Дона и Тамани, от Западной Двины до низовьев Оки и Средней Волги шел процесс ассимиляции восточными славянами племен балтийских, финно-угорских, иранских и тюркских языков .
Сталкиваясь на протяжении ряда столетий с русскими, соседи восприняли их более высокую материальную и духовную культуру, в свою очередь обогатив ее своим вкладом. Это наблюдается в жилище, утвари, одежде. Такова этническая карта Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства и на начальном этапе складывания древнерусской народности.
Образование древнерусской народности.
Язык- основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком , дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отныдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территории, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.
Народность складывается на определенном этапе общественного развития, в эпоху классового общества. Складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 вв.-время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.
8-9вв. в истории восточного славянства были временем разложения первобытно-общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя – первобытно-общинного, доклассового, к другому, более прогрессивному, а именно классовому,феодальному обществу, в конечном счете был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудый производства.
8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричными железными сошниками и присошником.
Наряду с развитием производительных сил в области сельсохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно-общинных отношений сыгроло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.
Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появлении новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности- все это явилось величайшим стимулом распада первобытно-общинных отношений.
Рост ремесла и развитие торговли подрывали устои первобытно-общинных отношений и способствовали возникновению и развитию феодальных.
Возникает и развивается основа феодального общества-феодальная собственность на землю.
Формируются различные группировки зависимого люда.Среди них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.
Огромную массу сельского населения составляли свободные общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего свою свободу в результате долговых обязательств.Это кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов.
На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло.
Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления ввиде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.
Создание Древнерусского государства было в первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовалисобой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и приоизводственных отношений.
Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме среднеднепровского, киевского центра , она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.
Конец 10 столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).
В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей , хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости.Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ”мати градом Русьским”.
По летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности,
Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.
Упрочилось международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией. Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев,датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.
Народность- этническое образование, характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.
Древнерусская народность сложилась в результате слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.
Русская, или великорусская , народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части, хотя и большей, восточных славян.Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем.
Древнерусская народность явилась этническим предком всех трех восточнославянских народностей:русских,или великороссов,украинцев и белорусев,-и складывалась она на грани первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма.Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений.
Теперь нам предстоит рассматреть вопрос о появлении в эпоху раннего феодализма принципиально новой этнической общности- древнерусская народность.
Прежде всего следует остановиться на древнерусском языке .В языке всех славян в 9-11вв. было еще очень много общего.
Сохраняя много общего со славянскими языками , древнерусский язык в то же время уже отличался от других славянских языков.
В древнерусском языке имелись уже десятки тысяч слов, между тем как и к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч.
Образование Древнерусского государства сопровождается заменой племенных связей, хотя и в стадии их разрушения , связями территориальными.
В 9-10 вв. в древнерусском языке происходят большие изменения.Обогощается его словарный состав, совершествуется грамматический строй, изменяется фонетика.
На Руси было, собственно, два языка литературы: древнеславянский письменно-литературный язык и собственно-древнерусский литературный язык. В основу древнеславянского письменно-литературного языка лег македонский диалект болгарского языка8-9вв.
Основой древнерусского литературного языка был народный разговорный язык. В создании общерусского разговорного языка , хотя сохраняющего диалектные особенности , но тем не менее ставшего речью всей Русской земли, решающую роль сыграли народные массы.
Перейдем к вопросу о складывании территориальной общности древнерусской народности.Как мы уже видели, 9-10вв. были временами территориального складывания восточного славянства. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, границ расселения восточных славян и Древнерусского государства.
Территориальное объединение восточных славян как единого этнического образования было столь прочным, что , например, западные рубежи восточнославянских наций наших дней-украинской и белорусской, являющихся потомками древнерусской народности, в основном совпадают с этническими границами восточных славян на западе и с рубежами Древнерусского государства 9-11 вв.
Культура Киевской Руси, материальная и духовная культура русских времен Древнерусского государства однородна и едина.Об этом говорит древнерусский архитектурный стиль, общие черты которого отнюдь не перекрываются местными вариантами и локальными особенностями.
Понятия русский и христианин, православный, начинают совпадать. Совпадают понятия язык (народ) и вера(религия).
Ярко проявлялись и особенности психического склада русского народа:трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость, мудрость, гостеприимство,благожелательность, доброта и свободолюбие, характеризующее русский народ везде, на всех этапах истории нашей Родины.
Яркими памятниками древнерусского патриотизма , отражающими чувство самосознания русского народа, являются и ”Повесть временных лет”,и ”Слово о законе и благодати ” митрополита Илариона, и ” Память и похвала Иакова Мниха”, и другие жемчужины древнерусской литературы.
Единство древнерусской народности было настолько прочным, что даже после страшного Батыева нашествия, когда установился трехвековой тяжкий гнет, когда обширные пространства Руси на западе и юге стали добычей литовских князей, польских и венгерских королей, когда наступил государственный распад древнерусской народности, в разных концах Русской земли сохранилось очень много общего в языке и культуре .
Память об общем происхождении из единого корня навсегда сохранилась в сердцах братских народов.Несмотря на все исторические испыиания, русский, украинский и белорусский народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близость языка и культуры, общность своей судьбы.
То общее, что объединяеь великоросса, украинца и белоруса, есть результат не только общности происхождения, уводящий нас в седую даль времен, на в незыблемых связей, установившихся между населением различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его государства, во времена Киевской Руси. В этом огромное значение Киевской руси в истории славянских народов Восточной Европы .
Список литературы:
1.Ю. В. Юрхин, ПОЛИТОЛОГИЯ
2.В. В. Мавродин, Происхождение русского народа