Происхождение, структура и функции политики
Содержание
1. Основные трактовки политики. Происхождение и структура политики
2. Виды политики и функции политики
3. Соотношение политики с моралью, правом, экономикой
4. Политическое насилие в системе власти, его оправданность
1. Основные трактовки политики. Происхождение и структура политики
На протяжении веков понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определению понятия «политика».
1 подход выражен в работах Античных ученых:
Политика в Античности еще не выделилась в самостоятельную сферу жизни, в самостоятельную область человеческой деятельности. Так, вспомним из истории: все граждане города-полиса в течении своей жизни занимали какой-либо должностной пост и все важные для города вопросы решало общее собрание (существовал институт остракизма – осуждение человека).
Платон рассматривал политическую науку как науку, которая должна воспитать в правителе лучшие моральные качества: бескорыстие, добродетель, практический ум, организаторские способности.
Таким образом, в Античности понятия «гражданский», «государственный», «общественный» не разделялись и отождествлялись с понятием «политический». Это нашло проявление в однокоренных словах: город-полис - polis, гражданин - polites, конституция - politea.
Под государством Аристотель понимал объединение людей, семей, селений, город.
2 подход (Никколо Макиавелли).
Н. Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу жизни, более того, в работе «Государь» он настаивает на том, что политические и общечеловеческие нормы несовместимы: мораль политика отличается от морали простого человека. Таким образом, Макиавелли разделил понятия «государство» и «общество», и отождествлял политику с понятием «государство», формами правления: «монархией», «республикой». Главное для политика, в отличие от античного понимания - усиление государства.
3 подход (в эпоху Нового времени).
Один из основателей либерализма в Европе Джон Локк, а вслед за ним Шарль Луи Монтескье, в противоположность Макиавелли, главное внимание акцентировал на ограничении власти государства. Отсюда идея разделения властей как гарантия от узурпации власти одним человеком. Таким образом, политика должна гарантировать человеку соблюдение его естественных, прирожденных прав человека: на жизнь, свободу, собственность.
4 подход (функционально-ролевой) рассматривает политику как способ достижения этических целей, справедливости, всеобщего блага. Данной трактовки придерживались Гегель, Руссо, Лассвелл.
Происхождение политики:
Итак, на ранних этапах развития общественный порядок поддерживался не за счет силовых методов, а естественным путем: решения старейшины, вождя; мнение общего собрания, общины; религиозные табу.
Однако с возникновением социальной дифференциации общества, непримиримых политических интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, сформировавшийся вместо института самоорганизации слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют.
Таким образом, политика появляется там, где возникли политические конфликты, которые уже не могли быть разрешены с помощью внегосударственных методов: моральные нормы, самоуправление, авторитет. Появляется государство как посредник между непримиримыми группами людей.
2. Виды политики и функции политики
Итак, политика сегодня рассматривается как область отношений, видов деятельности по осуществлению общих интересов, с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть и государство.
Государство – центральный институт политики, так как его цель – свести индивидуальные, коллективные интересы в единое, всеобщее, целое.
Структура политики: политические отношения; политическая организация; политическая деятельность; политическое сознание. Уровни: микроуровень: деятельность партий, организаций, движений, профсозов, личностей, лоббистов; макроуровень: сфера государственной власти ее устройства; мегауровень: международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕЭС, ЛАГ и др).
Функции: выявление и представление интересов людей; разрешение цивилизованным путем выявленных конфликтов; разработка перспективных целей развития общества; мобилизация масс на выполнение поставленных задач: политическая социализация людей.
Объект политики: любая человеческая проблема, если она становится общезначимой и требует для своего решения коллективных действий людей, обращенных к власти.
Чтобы стать субъектом политики, социальная общность должна:
а) осознать свои интересы, отличные от других;
б) оформиться организационно, идеологически (наличие программы)
в) реализовать свои интересы в практической деятельности выработать средства воздействия на государственную власть.
По времени:
а) долгосрочная (10-15лет), среднесрочная (3-5лет),
б) стратегическая (выбор коренных целей), тактическая (направленная на реализацию стратегических целей).
3. Соотношение политики с моралью, правом, экономикой
Можно ли применять к политике, в арсенале которой находятся средства насилия, категории этики и морали? На этот вопрос в истории политической мысли нет однозначного ответа. Выделяются 3 модели взаимодействия между моралью и политикой:
1. подчинение политики моралью,
2. существенный разрыв между политикой и моралью,
3. достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью.
1. В первых христианских умениях и трудах мы находим нравственные правила «люби врагов своих, как самого себя», «не убий», «кто хочет быть господином, пусть будет всем слуга» и т.д.
В Античности политика не разделялась с этикой, моралью и задачей политической науки было воспитание у правителей моральных качеств.
2. Никколо Макиавелли (XV-XVI вв.) полностью отделил мораль от политики и вывел на первое место задачу усиления государственной власти. Против тех, кто ставит свои частные интересы выше государственных, государь вправе применять насилие, вплоть до лишения жизни. Обвинения в жестокости не должны останавливать правителя. Для наведения порядка допустимы все средства.
В XIX-середине XX вв. проблема соотношения целей и средств получила дальнейшее развитие в работах русских революционеров. Нечаев С. для революционера все морально, что служит революции. Он уничтожает всех, кто мешает достичь ему цели. Ленин: все, что выгодно пролетариату, то и нравственно. Отсюда оправдание красного террора, расстрелы, высылка интеллигенции. Гитлер подчинил политику национальной морали, превосходство арийской нации, отсюда уничтожение славян и др. народов.
3. ХХ век дал возможность пересмотреть соотношение между политикой и моралью и перевести его в русло общечеловеческих ценностей.
Это стало возможным в результате отказа стран социалистического содружества от ярко выраженного классового подхода в отношениях между странами. Сегодня, в демократических странах, политика базируется на общечеловеческих ценностях. Мы можем выделить основные принципы политической этики – это идеи компромисса, гражданского мира, согласия;
- это соблюдение прав человека;
это специальные отрасли политической этики: парламентская этика, этика переговорного процесса.
Политика и право:
Право - это система требований к совместному проживанию людей, когда ни общество, ни индивиды не наносят друг другу ущерба своей политической деятельностью.
Право закрепляется в законе. В демократическом обществе - да, но в тоталитарном право и закон контролируются очень слабо.
Так, большевики рассматривали право в качестве ненужной категории, так как «диктатура пролетариата - это ничем не ограниченная и опирающаяся на силу, а не на закон власть».
Таким образом, право должно ограничивать деятельность власти в правовом государстве. Власть же большевиков сама определяла что законно, а что нет. Тем самым признавался примет политики над правом.
Политика и экономика:
Эти два явления взаимосвязаны и особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в переломные моменты истории. Наиболее полно взаимосвязь раскрывается в понятии ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика.
Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства, направленная на развитие экономики.
Можно выделить несколько подходов к проблеме взаимоотношения политики и экономики:
1 взгляд представлен в работах знаменитого экономиста Адама Смита – представителя либеральной концепции.
По его мнению, государство не должно вмешиваться в экономику, предоставив полную свободу рынка, конкуренции, в результате которой выживают лучшие производители. То есть, заинтересованность в прибыли, а в сущности, простой эгоизм, наилучшим образом служит всем.
Государство должно защищать конкуренцию от монополистов.
2 подход – в работах К. Маркса (т.н. экономический детерминизм). По его мнению, решающую роль в политическом развитии общества играет экономика. В будущем социалистическом обществе экономика должна быть плановой, дабы не было кризисов, анархии рынка.
3 подход представлен в работах Джона Кейнса. Его взгляды получили популярность после экономического кризиса 1930-х годов. Он показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Идеи Кейнса легли в основу «Нового курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечило мощный рост американской экономики. По его мнению, государство должно вмешиваться в экономику через 1) снижение налогов или 2) за счет увеличения государственного сектора, или 3) увеличивая дотации потребителям через пенсии, стипендии и т.д.
Кейнсианские методы использует президент Буш:
– сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тыс. долл для каждого предпринимателя при условии, если эти деньги идут на инвестиции;
– сокращает налоги с семейных пар (женитесь) почти на 2 тыс. долл.; до 1000 долл. с каждого ребенка (рожайте).
Каково отношение российских ученых к данной проблеме. По мнению ученых Института Экономики РАН государство должно быть субъектом рыночных отношений. Его функции в период реформирования экономики:
–создание законодательной и правовой базы для развития рыночной экономики,
– государственное владение основными инфраструктурами, производствами (оборонная промышленность, драгметаллы, алкоголь),
– предоставление льготных кредитов, участие в инвестиционных программах путем полного или частного финансирования (например, Япония – создание ЭВМ 5-го поколения) (космос, точные науки, новые технологии, медицина),
– проведение социальной политики, развитие науки, образования, искусства.
4. Политическое насилие в системе власти, его оправданность
Средства политической власти:
- рассчитанные на добровольное подчинение объекта власти субъекту власти;
- принудительного характера.
1. Авторитет, материальное стимулирование.
2. Совокупность приемов и способов властного воздействия, которые необходимы для того, чтобы заставить субъект власти подчиняться против его воли.
Возможно говорить о различных видах принуждения: духовное - идеологическое (навязывание принципов и идеалов, обеспечивающих классовое господство) и психологическое (постоянная угроза применения насилия).
Политическое насилие - одно из разновидностей принуждения - физического.
В результате формирования правового государства значение насильственных средств осуществления власти снизилось, что позволяет некоторым исследователям исключить насилие из числа средств политики, их арсенала власти. Так, Х. Арендт утверждает, что использование насилия - это не применение власти, а ее отсутствие.
Там, где начинается насилие, там заканчивается власть, ибо власть не может существовать без признания ее легитимности.
Однако в реальности такой подход страдает односторонностью: власть не может иметь поддержку всего населения. Всегда есть группы людей, которые недовольны существующими политическими институтами. Легитимность не дается режиму раз и навсегда.
В целом испытывая доверие к власти, граждане могут недовольны отдельными ее действиями: массовые волнения шахтеров, молодежи во Франции (1994) недовольной изменившимися условиями профессиональной подготовки, студенческие волнения в Екатеринбурге (1997).
Особенности насилия и его отличие от других средств власти:
1. Низкий созидательный потенциал (так с помощью насильственных методов, в основном стремятся разрушить старое, в то время как с помощью ненасильственных методов - установить что-то новое. Арендт Х.).
Насилие не может заменить самих реформ, направленных на создание нового.
2. Насилие основано на страхе. В виду этого можно добиться внешнего послушания, но нормы и ценности, навязываемые индивиду, не могут стать частью их внутренних личностных убеждений, Таким образом, насилие не гарантирует подчинение или послушание.
3. Насилие относится к дорогостоящим политическим средствам, связанных с человеческими жертвами и разрушением материальных ценностей.
Даже несколько дней вооруженного противостояния в октябре 1993 г. в Москве нанесли огромный экономический ущерб: по оценкам от 30 до 300 млрд.руб.
4. Высокая степень непредсказуемости результатов его применения. Его последствия могут не совпадать с намерениями тех, кто его использовал.
5. Применение насилия способствует распространению в обществе автократических тенденций, установлению диктатуры.
Для того, чтобы уменьшить негативное воздействие насилия на общество, оно должно быть ограничено определенными политическими рамками.
Во-первых, насилие должно иметь ответный характер, т.е. реакцию на насилие: освободительные войны 3-х стран, восстание против диктатора.
Во-вторых, насилие должно быть последним средством, когда все другие исчерпаны (переговоры, дипломатическое урегулирование, привлечение посредников).
В-третьих, объектом насилия не может быть мирное население.
В-четвертых, применение насилия должно быть подчинено принципу пропорциональности: использование минимально возможного насилия.
В-пятых, применение насилия должно быть ограничено принципом гуманитарного отношения с противником.
В-шестых, субъектам насилия следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека; решений Гаагской и Женевской конвенции, которые регулируют и вооруженные конфликты.
Женевские конвенции о защите жертв войны включают 4 Договора (1945, 1977):
1. «Конвенция об улучшении участи раненых и больных» обязывает участников конфликта подбирать и оказывать помощь раненым и больным неприятеля.
2. «Конвенция об обращении с военнопленными»
3. «Конвенция о защите гражданского населения во время войны»
4. «Конвенция об улучшении участи раненых и больных, потерпевших кораблекрушение в условиях войны»
Гаагская конвенция (1907 г.)
Женевский протокол (1925) о запрещении применения удушливых, ядовитых газов и бактериологического оружия.
Конвенция ООН о запрещении разработки производства, накопления химического оружия. (1975, 1978, 1981, 1993).