Путин
Содержание:
1. Введение
2. Краткая биографическая справка
3. Личные качества, характеристики
4. ''Наследие''
5. Признание положения страны в мире
6. Итоги первых полутора лет у ''штурвала'' станы
7. Краткое описание внешней и внутренней политики президента РФ В.В.
Путина
8. Список используемой литературы
1. Введение
Прошло без малого два года с того момента, как Владимир Путин стал первым
лицом государства. Он принял управление страной, которая не только
находится в процессе внутренней системной трансформации, но и утратила свою
прежнюю международную роль и идентичность. Как внутренняя трансформация,
так и международная реидентификация потребуют, в конечном счете,
десятилетий. Результаты обоих процессов ни в коем случае не предрешены.
Разброс возможных сценариев все еще велик.
В этой связи президент Путин также является не столько «загадкой», сколько деятелем, находящимся в процессе становления и как политик, и как глава государства. Он не столько скрывает свои далеко идущие планы, сколько пока лишь определяется с ними. Его реальная политическая сила пока не известна. Ясно, что Путин стремится избегать серьезных внутренних конфликтов, пока не накопит достаточных, по его мнению, властных ресурсов.
Эти общие соображения следует иметь в виду, рассуждая о внешней политике
Владимира Путина. В этом реферате я коснусь внешнеполитического наследства,
оставленного новому президенту его предшественником; постараюсь определить
общие подходы Путина к внешней политике и его отношение к движущим силам,
определяющим российскую внешнюю политику на рубеже XXI столетия и, наконец,
подведу предварительный итог первых полутора лет деятельности Путина на
внешнеполитическом поприще. Помня, что прогноз - дело неблагодарное, я
завершу реферат самым общим видением перспектив российской внешней
политики. Но сначала кратко о биографии Владимира Владимировича Путина.
2.Краткая биографическая справка
Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) и по распределению был направлен работать в КГБ СССР.
Во время обучения в университете познакомился с Анатолием Собчаком,
который в качестве ассистента некоторое время вел у него занятия. После
окончания института был направлен по распределению в КГБ СССР. С 1975 по
1990 год служил в Первом Главном управлении (ПГУ) КГБ СССР (внешняя
разведка, ныне - Служба внешней разведки РФ), длительное время работал в
Германии. Подполковник запаса.
В начале 90-х годов Путин сам сообщил о своей работе в органах госбезопасности - после того, как ряд политиков обвинили его в сотрудничестве с КГБ.
По возвращении в Ленинград стал помощником проректора ЛГУ по
международным вопросам. В 1990 году благодаря ректору ЛГУ Станиславу
Меркурьеву возобновил знакомство с А.Собчаком, избранным в мае 1990
председателем Ленсовета. С.Меркурьев отрекомендовал Путина как
исполнительного работника и А.Собчак взял его к себе на должность
советника. С 1991 г. по июнь 1996 г. возглавлял в мэрии Санкт-Петербурга
комитет по внешним связям.
С марта 1994 г. - июнь 1996 г. первый заместитель мэра Санкт-Петербурга.
Июнь 1996 г. - март 1997 г. - заместитель управляющего делами администрации
президента РФ 2 ноября 1996 г. избран руководителем петербургского
отделения движения "Наш дом - Россия". С марта 1997 г. - заместитель
руководителя Администрации президента РФ - начальник Контрольного
управления администрации президента РФ. 26 марта 1997 Указом Президента РФ
был назначен заместителем Руководителя Администрации Президента РФ -
начальником Главного контрольного управления Президента РФ, сменив на этом
посту Алексея Кудрина, ставшего заместителем Министра финансов. По словам
Путина, на этот пост его рекомендовал сам Кудрин. В июне 1997 года Путин
был освобожден от должности председателя совета Санкт- Петербургской
региональной организации НДР. 19 сентября 1997 включен в состав
Межведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности. 25 мая 1998
был назначен первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ,
ответственным за работу с регионами, оставшись также начальником
Контрольного управления Администрации Президента (до начала июня, когда это
упралвение возглавил Николай Патрушев). 15 июля 1998 года возглавил
Комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
вместо С.Шахрая. 25 июля 1998 года Указом Президента был инзанчент
директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ). 1 октября 1998
введен в состав постоянных членов Совета Безопасности РФ. 18 ноября 1998
Указом Президента РФ включен в новый состав постоянных членов Совета
Безопасности РФ. В декабре 1998 г. вошел в состав попечительского совета
Международного фонда защиты от дискриминации. 1 декабря 1998 г. вошел в
состав Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонного
заказа.
3. Личные качества, характеристики
Во время работы в мэрии Санкт-Петербурга получил прозвище "серый кардинал" - он не любил бывать на виду, но без его ведома в мэрии практически ничего не решалось.
Анатолий Собчак любил пошутить что с Путиным "можно ходить в разведку"[1].
Обладает хорошими организаторскими способностями. Очень осторожен. Одно
из постоянных выражений - "А это законно?" Не любит принимать быстрых
решений. Путину часто приходилось выступать перед Законодательным собранием
Санкт-Петербурга. Он выступал на трибуне четко, кратко и жестко. Путин не
скрывал, что это дается ему очень тяжело и стоит огромного психологического
напряжения. В разговоре с одним депутатом мэр Собчак даже посетовал -
дескать, "пришел Путин из собрания - я его таким никогда не видел: он
почему-то весь синий и, кажется, на несколько килограммов похудел!"[2].
"Чекист-перестройщик. Путин считался "серым кардиналом", одним из самых
загадочных, но и самых влиятельных руководителей города. "Для печати о
Путине я ничего говорить не стану, особенно после его нового назначения в
Москве!" - так реагировали некоторые информированные питерские политики на
предложение поделиться впечатлениями о Владимире Путине. И чтобы
окончательно обозначить отношение к этой фигуре, торопились добавить: "Но
не нужно писать, что я ничего не захотел сказать о Путине!"[3]
"В разгар больших экономических преобразований в начале 90-х годов
задачей ВВ (так за глаза называли Путина в городских политических кругах)
было формирование условий для начала инвестиций в регион. Он лично
курировал создание в Петербурге валютной биржи и подписание крупного
консультативного договора между мэрией и KPMG в 1992 году. Он же
способствовал приходу в город ряда крупных германских финансистов, являясь,
по выражению одного из питерских бизнесменов, "мостиком" для немецких
капиталов. В частности, не без помощи Путина был открыт BNP-Drezdner Bank
(Rossija) - один из первых иностранных банков на территории России. Кроме
того, Путин участвовал в подготовке иностранных инвестиций в отели "Европа"
и "Невский палас". В нескончаемых встречах с иностранцами в Петербурге и за
границей Владимир Путин демонстрировал недюжинную энергию"[4].
4. ''Наследие''.
Свой первый визит в новом качестве и.о. Президента - Верховного
Главнокомандующего Путин совершил в Чечню. Рубеж XXI века войдет в новейшую
российскую историю как эпоха затяжных и тяжелых кавказских войн. Чечня -
самая тяжелая часть ельцинского наследства.
Кампания 1999-2000 годов отбросила длинную тень на международные
отношения России, прежде всего (хотя и не только) со странами Запада. В
сочетании с кризисом вокруг Косово и воздушной войной НАТО против
Югославии, а также коррупционными скандалами, связанными с Россией, это
привело к обострению отношений между Москвой и западными столицами.
Отношения с США достигли самой низкой точки за весь период после окончания
«холодной войны».
На Востоке Путин унаследовал от Ельцина хорошие, но неглубокие отношения с Китаем, стратегическое партнерство с которым основывается на узкой платформе политического диалога и военно-технического сотрудничества. В то же время Ельцин поставил своего преемника в трудное положение на японском направлении, необдуманно пообещав заключить мирный договор (и, значит, пойти на территориальные уступки) в нынешнем, 2000-м году.
Наиболее угрожающее положение для России сложилось к концу правления
Ельцина на южном фланге, где постсоветские режимы стран Центральной Азии
оказались перед вызовом исламского радикализма и трайбализма. Афганистан,
долгое время являвшийся генератором региональной напряженности, фактически
превратился в базу международного терроризма. Более отдаленные, но еще
более грозные проблемы на южном направлении связаны с активным
распространением ядерного оружия и ракетных технологий в регионе, что в
принципе меняет стратегическую ситуацию в мире в целом.
На этом фоне отношения России с ее ближайшими соседями - странами СНГ становились все более дифференцированными и в большинстве случаев все более отдаленными. Более того, будучи объективно слабее России, новые государства переигрывали Москву, заставляя ее идти на уступки.
В то же время к моменту передачи власти в Кремле положение России в мире имело ряд положительных аспектов, и страна все еще располагала некоторыми важными ресурсами. При Ельцине произошла первичная интеграция России в мировую экономику. Несмотря на растущее отчуждение в отношениях с Западом, конфронтация все еще не стала фактом. Москва добилась привилегированных отношений с «семеркой» (по формуле G-8), Европейским Союзом (в форме институализации диалога), НАТО (через создание Совместного постоянного совета).
Россия в конце ельцинской эры находилась не только в ослабленном, но и в расслабленном положении. При условии проведения Москвой энергичной, скоординированной и целеустремленной внешней политики некоторые из объективных слабостей можно было частично компенсировать. Это и попытался сделать Путин.
5. Признание положения страны в мире.
Новый президент начал с того, что признал скромные размеры российской
экономики и отсталость ее по сравнению не только с ведущими державами, но и
с вторым-третьим эшелоном стран современного мира. Одновременно Путин
признал ответственность самих россиян (в советскую и постсоветскую эпоху)
за такое положение дел. Вместо того, чтобы повторять риторику о
непреходящем величии державы, Путин сместил акцент на необходимость сделать
Россию «сильной страной». При этом он подчеркнул, что сила этой будущей
России будет заключаться прежде всего в ее экономической состоятельности -
остальное приложится. Экономика, о которой говорит Путин как о цели, это,
безусловно, экономика капиталистического типа, преодолевшая искривления
периода первоначального накопления капитала. Соответственно, Путин
формулирует главные задачи страны в терминах модернизации при помощи
интеграции в мировые процессы и привлечения иностранных инвестиций. В
принципе, в этих положениях заключена не только внешнеэкономическая, но и
внешнеполитическая стратегия страны. Если исходить только из этого, можно
было бы вывести примерно такую формулу: при Путине внешняя политика
призвана стать ресурсом для реализации «российского экономического
проекта», а не наоборот (когда внутренние ресурсы растрачиваются для
удовлетворения внешних амбиций). Несмотря на свою привлекательность, такой
вывод, однако, был бы по крайней мере поспешным.
Наряду с либеральным подходом к экономике (и ее месту в общем проекте
реформирования России) Путин демонстрирует черты довольно традиционного
государственника, что также имеет последствия для российской внешней
политики. Логика действий нового президента, по-видимому, подразумевает
первоочередное создание административного аппарата - орудия будущих реформ.
На это уйдет не менее полутора-двух лет, в течение которых главным делом
Путина будет не экономика, а политика. Борьба за укрепление реальной
власти, а затем ее удержание может не только поглотить основные наличные
силы, но и со временем превратиться в самодовлеющую задачу. Расчистка поля
может оказаться важнее самого проекта, т.е. собственно созидания. В
российской истории довольно примеров, когда сил хватало лишь для заточки
инструментов, после чего содержание инструментов становилось самоцелью.
Государство, действительно, поначалу крепло, но затем, не будучи
поддержанным процветающей экономикой и не уравновешенное институтами
гражданского общества, деградировало и иногда распадалось. Кроме того, в
российских условиях примат государства очень часто реализуется по формуле
"лес рубят - щепки летят". Некоторые «щепки», полетевшие уже в период
правления Путина (методы «Антитеррора» в Чечне, «дело Бабицкого», история с
Гусинским), уже создали проблемы для достижения внешнеполитических целей
нового президента. Пока что - количественные.
Страницы: 1, 2