Региональный конфликт (на примере Грузино-Абхазского конфликта)

Открытая печать в настоящее время рассматривает три возможных сценария развития военных действий в этом регионе. Во всех трех основные идеи одинаковы: добиться вывода российских миротворцев из зоны безопасности, заменить их на натовских, или из стран СНГ, дружественных Западу, а потом втянуть контингенты альянса. Захватить хотя бы часть Гальского района, посадить там «абхазское правительство в изгнании», которое запросит помощь у Запада. Нейтрализовать действия России и удержать эту часть абхазской территории до подхода натовских сил. Впоследствии полностью поглотить Абхазию и развернуть на ее территории базы НАТО. В итоге Россия теряет контроль над Закавказьем, а затем и над всем Северным Кавказом.

Весьма многозначительным для Абхазии и Юга России представляется заявление ныне действующего президента США о том, что «операция НАТО против Югославии может быть повторена в любое время и в любом месте земного шара».

Думается, что решение абхазо-грузинского конфликта все-таки не в применении военной силы, а в целенаправленных, терпеливых переговорах. И в связи с этим резко возрастает роль Москвы как давнего друга и партнера Кавказа и Закавказья, а также Коллективных сил по поддержанию мира в конфликтной зоне Абхазия-Грузия. Уход российских пограничников показал, что фитиль новой региональной войны в этом районе тлеет, активизировалась минная война со стороны грузинских диверсантов, начались абхазо-грузинские морские инциденты с обстрелами и захватами сейнеров.

Надо иметь в виду и решимость военно-политического руководства Абхазии отразить агрессию. В открытой печати уже прозвучало заявление представителей Конфедерации народов Кавказа о нанесении ударов по территории Грузии с территории кавказских республик в случае нового абхазо-грузинского конфликта. Они утверждают, что их удары приведут к расколу Грузии на 4—6 частей.

Словом, новый абхазо-грузинский военный конфликт, если он случится, явится очевидной угрозой России на ее южных границах.




Выводы


В целом региональный конфликт представляет собой результат конкурентного взаимодействия двух и более политических акторов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д.

Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)

Новая эпоха, наступившая с распадом Советского Союза, характеризуется множеством примет, самой печальной из которых можно назвать целую серию конфликтов, разгоревшихся на постсоветском пространстве.

Свертывание внешнего влияния России, осуществляемое сначала во имя «общечеловеческих ценностей» (под которыми на практике понимались интересы наших стратегических конкурентов), затем – ради снижения бюджетного дефицита, в конечном итоге принесло свои плоды: Россия утратила значимое влияние за пределами территории бывшего СССР. Даже представители стран, наиболее благожелательно относящихся к России, на деле склонны отрицать ее право защищать всех своих граждан.

Слабость России на международной арене вызвала резкое сужение повестки дня на переговорах с США и Европой, что, в свою очередь, способствует повышению значимости региональных конфликтов. Ведь давление глобальной конкуренции является «великой постоянной» современного исторического развития, и государства, недостаточно сильные, чтобы участвовать в глобальных процессах, сталкиваются с этой конкуренцией на более низком, региональном, уровне. Кто не хочет защищать свои интересы на дальних рубежах, будет вынужден защищать их на ближних подступах.

На протяжении последних 15 лет безопасность Южнокавказского региона находится под угрозой неурегулированности конфликтов в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, нестабильности в Чечне и Дагестане. Международные террористические сети, религиозный экстремизм используют сепаратистские движения в качестве отработки диверсионных актов и вербовки новых наемников. Россия столкнулась с этой угрозой в лице международного терроризма, попыток спровоцировать конфликты в зонах компактного проживания некоторых этнических меньшинств, экспорта радикальных религиозных течений в приграничных с Северным Кавказом и южных регионах страны. Это обуславливает активное участие России в урегулировании региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Бедность, неурегулированность этнических и территориальных конфликтов, авторитаризм и информационная закрытость локальных общин являются корнями международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому от посреднической миротворческой стороны очень важны и меры по содействию экономическому развитию, утверждению принципов демократии и прав человека, урегулированию застарелых конфликтов в нестабильных регионах.

Среди потенциальных предпосылок к новым межнациональным конфликтам в странах СНГ нужно назвать безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и ругиональных конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма. В силу этих обстоятельств, по нашему мнению, Центральная Азия и Кавказ остаются наиболее конфликтными регионами. Быстрый рост населения, особенно его трудоспособной части будет способствовать вытеснению пришлого населения.

В Российской Федерации в ряде регионов всё еще сохраняется межэтническая напряженность в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует также отдельного рассмотрения. 

Литература


1.       Амелин В.В. этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // Сredo new, 1997, № 1.

2.       Анискевич А. С. Политический конфликт. Владивосток, Изд-во ДВГУ. 1994.

3.       Арон Р. Мир и война между народами. — М., NOTA BENE, 2000.

4.       Арцибасов И. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М., 1989.

5.       Военная конфликтология: основные подходы к изучению вооруженных конфликтов // Современная конфликтология в контексте культуры мира. — М., 2001.

6.       Военный энциклопедический словарь. Т.1. — М., Рипол Классим, 2000.

7.       Делягин М. От глобальных противоречий – к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике, № 5, сентябрь-октябрь 2004.

8.       Дмитриев А. Войны бывают... Сравнение войн. — М., 2003.

9.       Жилин П.А. О войне и военной истории. — М., Наука, 1984.

10.   Ибраева Г. СМИ в военно-политических конфликтах ХХ века // #"_Toc135027535">Приложение А

Основные события и даты в истории грузино-абхазского конфликта


1917 г., 8 ноября — создан Абхазский народный совет, высший орган власти в крае.

1918 г., июнь — под предлогом борьбы с большевистскими силами в Абхазию входят войска Грузинской Демократической республики.

1921 г., 31 марта — Абхазия провозглашена Советской Социалистической республикой.

1931 г., 11 февраля — VI съезд советов Абхазии "одобрил" решение о преобразовании ССР Абхазия в автономную ССР в составе Грузинской ССР. 1956 г.

10 июля — постановление ЦК КПСС Об ошибках и недостатках в работе ЦК КП Грузии, осудившее «искривления национальной политики» в Абхазии.

1957 г., апрель — волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.

1967 г., апрель — массовые выступления абхазов с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.

1978 г., май, сентябрь — массовые выступления абхазов с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.

1989 г., 18 марта — 30-тысячный сход абхазов. Принято обращение к высшим органам власти СССР о возвращении Абхазии статуса (союзной) советской социалистической республики.

1989 г., 15-16 июля — кровавые столкновения между грузинами и абхазами в Сухуми (16 погибших).

1990 г., 25 августа — ВС Абхазии принимает Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. Раскол между депутатами-абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.

1990 г. , 24 декабря — Владислав Ардзинба избран председателем Президиума ВС Абхазии.

1991 г., 25 сентября — выборы в ВС Абхазии; формирование депутатского корпуса проходит на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.

1992 г., 6 января — Владислав Ардзинба избран председателем ВС Абхазии нового состава.

1992 г., начало февраля — политическая напряженность в Абхазии в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии.

1992 г., 5 мая — наивысшая точка нараставших противоречий между абхазской и грузинской фракциями ВС. Грузинская фракция покидает заседание. В полном составе парламент больше не собирался.

1992 г., июнь — в Абхазии идет процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.

1992 г., 23 июля — ВС Абхазии принимает постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978г. и введении в действие конституции 1925г., фиксировавшей доавтономный статус Абхазии.

1992 г., 14 августа — начало грузино-абхазской войны.

1993 г., 30 сентября — конец грузино-абхазской войны.

1993 г., 1 декабря — во время начавшихся в Женеве мирных переговоров подписан Меморандум о понимании.

1994 г., 4 апреля — в Москве подписано Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта и Соглашение о беженцах и порядке их возвращения.

1994 г., лето — в зоне конфликта начала развертываться миротворческая операция российских войск.


[1] Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // Политические исследования. №2. — М. 1991.

[2] Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // Политические исследования. №2. — М. 1991. С. 66.

[3] Ибраева Г. СМИ в военно-политических конфликтах ХХ века // #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Олегин А. НАТО: максимальная эффективность минимальными средствами // Отечественные записки, 2002, № 4-5. С. 63.

[5] Арцибасов И. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М. 1989. С. 157.

[6] Там же. С. 182.

[7] Лебедева М. Процесс международных переговоров. — М., 1993. С. 39.

[8] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М., 2000. С. 607.

[9] История Нагорно-Карабахского конфликта // #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты