· СЕХБ – 268 общин.
Интересно состояние православной церкви на Беларуси именно в раскладке по епархиям (данные 1999 г.):
1. Минская епархия – 279 приходов, 183 храма, 10 часовен;
2. Могилевская епархия – 68 общин, 65 храмов, восемь молитвенных домов, одна часовня;
3. Брестская епархия – 162 общины, 163 храма, 18 часовен;
4. Гродненская епархия – 81 община, 79 храмов, пять молитвенных домов, один храм при больнице;
5. Новогрудская епархия – 85 общин, 108 храмов, 2 часовни;
6. Пинская епархия – 147 общин, 147 храмов, 34 часовни;
7. Гомельская епархия – 86 общин, 81 храм, семь молитвенных домов;
8. Туровская епархия – 50 общин (данные 2000 г.);
9. Витебская епархия – 82 прихода;
10. Полоцкая епархия – 76 общин, 79 храмов, одна тюремная церковь.
Таким образом, наибольшее число православных общин (приходов) находится в Брестской области, на втором месте идет Минская область, на третьем – Гродненская. На востоке Беларуси количество православных религиозных общин значительно меньше, это видно по Могилевской, Гомельской и Витебской областей. С одной стороны это социальный знаковый показатель особенностей населения в западной и центральной частях Беларуси, а с другой – своеобразный «щит», возводящийся Русской православной церковью на западных рубежах своего влияния, против прозелитической экспансии католической церкви, которая на настоящее время состоит из 1) Минско-Могилевская архиепархия-митрополия (Минская и Могилевская области), 2) Гродненской римско-католической епархии (Гродненская область) – входит в состав Минско-Могилевской архиепархии, состоит из 152 парафий (общин) (01.01.1995 г.), 3) Пинской римско-католической епархии (Брестская и Гомельская области), 4) Витебской диоцезии (Витебская область). Большинство верующих римско-католической церкви сосредоточены на западе Беларуси, точнее, в Гродненской области. То есть, в цели и задачи всех прочих католических епархий и диоцезий входит и активная прозелитическая деятельность.
Динамика развития религиозности населения (начало 90 гг. XX в. – начало XXI в.):
· Удельный вес православных среди верующих сократился с 51 % до 44 %;
· Удельный вес католиков сократился с 15,7 % до 15,2 %;
· Численность православных увеличилась в четыре раза;
· Численность католиков увеличилась в три раза;
· Численность протестантов увеличилась в четыре раза.
На начало XXI в. около 50 % взрослого населения Республики Беларусь считает себя верующими. Из них более 80 % - православные, более 10 % - католики, 2 % - протестанты, 0,2 % - мусульмане, 0,2 % - иудеи, 1 % - другие. В Западной Беларуси процент религиозности населения более высок, чем в Восточной – верующими себя считают 70-80 % населения, при среднем по республике – 45-50 %. Но на деле «практикующими» верующими, регулярно посещающими храмы, является только 15 %, а реально состоят и действуют в тех или иных общинах лишь 5-6 % (по соцопросам в Москве (РФ) и Беларуси).
По проводившимся опросам в гороскопы верят 26 % православных, в «дурной глаз», «порчу» и колдовство – 47 %, в спиритизм – 25 %, тогда как в существование дьявола – только 32 %. В переселение душ верят 27 %, 21 % доверяет магии, хотя бы раз участвовали в сеансе спиритизма 10%. Оказывается, при сравнении характеристик сознания «определенно верующих» и «определенно неверующих» (атеистов), то обнаруживается, что именно последние в 2 – 4 раза меньше подвержены влиянию различных суеверий, оккультизма, сатанизма и прочих неорелигий. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 47 % и 21 %, в спиритизм – 25 % и 6 %, в астрологию – 29 % и 15 %. Более того, распространенность «веры в колдовство» среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Среди посещающих церковь еженедельно их 54%, 2 – 3 раза в месяц – 59%, один раз в месяц – 50%, 2 – 5 раз в полгода – 54%; снижается она только среди посещающих церковь довольно редко – один раз в полгода (41%) и один раз в год (40%), еще ниже – среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя все должно было быть, казалось бы наоборот. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, с которыми в него и пришли. Во многом данная ситуация объясняется «кадровой проблемой» религиозных организаций: т. е. подготовкой достаточного количества священников, обладающих должным качеством знаний. В республике все-таки развивается церковное образование и в православной, и в католической церкви. К тому же, в соответствии со ст. 28 закона «О свободе совести и религиозных организациях», религиозные объединения в соответствии со своими уставами могут создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.
В XX в. в религиозной сфере жизни общества появились насколько направлений, которые получили общее наименование «новые религии» или «new age». Появление таких неорелигий в современном обществе связано с происходящими в обществе информационными процессами. Наряду с евангелическим протестантизмом (особенно с таким направлением, как пятидесятничество) культы new age представляют собой религиозную составляющую такой современной идеологии, как глобализм. Учения данного типа характерны синкретизмом, активной, даже агрессивной, проповеднической деятельностью, умелое пользование средствами массовой информации. Культы «new age» подразделяются на четыре типа: 1) «религии объединения» (кришнаиты, Оомото и ряд других); 2) культы христианской (точнее, «псевдохристианской») направленности (Церковь Унификации Муна, Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Христа); 3) культы оккультной традиции (масонство, розенкрейцерство, сатанизм); 4) синкретические религии (неоязычество, бахаи, сайентология, «Белое Братство», Церковь Виссариона). В составе этих движений примерно половина в возрасте от 14 до 25 лет, 20 % – от 30 до 35 лет, остальные – пожилые люди. То есть явно присутствует ориентация на молодежь.
По характеру реализации своих идей Новые религии подразделяются также на четыре типа: 1) экстремистские религии с доминированием эсхатологических идей о «конце света» и реализацией их в виде пропаганды и провоцирования катастрофических изменений в обществе, радикального переустройства жизни адептов (уход из семьи, с работы, отказ от собственности, самоубийства); 2) культы, проповедующие постепенные, «эволюционные», изменения в сознании людей, что, как правило, означает господство жестко структурированного общества, делящегося на «высших» и «низших», которые разделены непреодолимой пропастью; 3) религиозные движения, связанные с переустройством той или иной социальной группы (как правило, ориентированы на молодежь); 4) религиозные движения, ориентированные на утилитарно-прагматическое приспособление к определенному хозяйственно-бытовому устройству общества. Но все неокульты сходятся в своих целях полного подчинения человека, а в перспективе – к достижению «мирового господства». Это тот случай, когда религиозные организации взяли на вооружение методики агрессивного менеджмента, распространенные в сфере бизнеса (проблема «зарабатывания» денег весьма значительная для новых религий, так состояние Муна в настоящее время определяется суммой в шесть миллиардов долларов (!), а лидер Аум Сенрикё Асахара Сёко владел сетью прибыльных ресторанов). Хаос в сознании современного человека им выгоден: ведь, когда нет твердых нравственных ориентиров, когда ни в душе, ни в уме нет порядка и умения различать добро и зло, человеком легко овладеть, а его волю сделать податливой и управляемой. Можно выделить также наличие 5) консервативно-реставрационных религиозных движений, связывающих будущее общества с давно отжившими реалиями (абсолютная монархия, община, натуральное хозяйство, язычество).
В отличие от традиционных конфессий, существовавших на белорусской земле несколько столетий, для которых понадобилось время на возрождение полноценной деятельности, уничтоженных советской властью организаций и учреждений, большинство Новых религий («новый век», нью эйдж, new age) уже владело разработанными механизмами адаптации к современной культурной среде, готовыми ответами на все вопросы, поставленные современностью, «технологиями», которые якобы способствовали быстрому духовному росту и совершенствованию.
Культы new age не только разрушительно воздействуют на государство и общество, разрушая их структуры (например, семью), но и внедряются и в традиционные религии, подрывая их изнутри. Это понятно, ведь религиозные организации это часть общества, со всеми его проблемами. Здесь достаточно привести пример РПЦ (Русской Православной Церкви). Все чаще встречается скрытая принадлежность православного духовенства к той или иной секте. В одной из сибирских епархий среди монашествующих обнаружились последователи Богородичного центра, в других – тайные почитатели Виссариона. В Челябинской епархии – скрытые члены Белого братства, поклонники учения Рерихов, сайентологов. А в церковной печати (газета «Во имя Христа») встречаются откровенные антихристианские заявления. Похожая ситуация имеет место и в других традиционных конфессиях. По крайней мере, сами сторонники new age считают, что Второй Ватиканский собор римско-католической церкви открыл им дорогу внутрь нее. Один из основных признаков, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции – это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые та или иная религиозная группа не желает публично раскрывать.
Идеология белорусского государства должна основываться на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).
В сфере идеологии у религий современное государство может позаимствовать много действительно нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в традиционном обществе. Что тем более важно в условиях современных вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси.
ЛИТЕРАТУРА
1. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. // НРПА .- 2002.-№ 123.- 2/886.
2. Устав Союза Беларуси и России // Советская Белоруссия. – 1997.- 26 мая.
3. .Государство для народа. Доклад Президента А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании. // Советская Белоруссия. – 2006г.–№ 42.–3 марта.
4. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А.Мельник; науч. ред. П.Г.Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007
5. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004.
6. Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учеб пос. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. Под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова.–Мн.: ИВУ Минфина, 2005.–312с.