Роль государства в международных отношениях. История федерализма

Успешное решение всех поставленных задач позволит Правительству Мурманской области создать надежно функционирующую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с нефтяными разливами, повысит надежность системы экологической безопасности населения Мурманской области и ее территории.

Проведение мониторинга негативного воздействия существующих источников загрязнения на водную среду и биоресурсы Кольского залива Баренцева моря. Проект включает сбор, систематизацию и анализ сведений в районах интенсивного негативного воздействия на водную среду и биоресурсы Кольского залива. В 2009 году были выполнены следующие работы:

мониторинговая съемка по Государственной сети станций наблюдений. Были отобраны и проанализированы пробы морской воды и донного осадка;

геоэкологическая съемка участков южного и среднего колен Кольского залива с использованием профилографа. Проведен лабораторный анализ проб донного осадка на содержание тяжелых металлов и нефтяных углеводородов, хлорорганических пестицидов и полихлор-бифенилов;

анализ источников негативного воздействия на окружающую среду Кольского залива, начата подготовка базы данных по источникам негативного воздействия;

подготовлены рекомендации по выборке загрязненных грунтов в южном колене Кольского залива.

Результаты исследований показали, что загрязнение донного осадка на отдельных участках Кольского залива достигло критических значений. По совокупности антропогенных воздействий на морскую среду Кольский залив остается одним из самых нагруженных в арктическом регионе. При этом он продолжает оставаться рыбохозяйственным водоемом первой категории.

Загрязнение отдельных прибрежных участков дна Кольского залива достигло таких концентраций, когда необходимо ставить вопрос о разработке специального проекта по их очистке.

Осуществление опытных работ по экспериментальной очистке нефтезагрязненных почвогрунтов с использованием нефтеокисляющих бактерий в условиях Мурманской области.

Основные задачи проекта:

выведение штаммов углеводородокисляющих микроорганизмов из бактерий, адаптированных к условиям Севера; определение способов и методов активизации бактерий в условиях Севера; использование выведенных штаммов для обезвреживания нефтезагрязненных почвогрунтов, являющихся опасными отходами 3, 4 класса опасности, на территории Мурманской области.

Кроме того, в настоящее время в рамках региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2010 годы ведется разработка проекта по снижению негативного воздействия на водную среду Кольского залива (на стадии обоснования инвестиций). Проект нацелен на определение путей и методов снижения негативного воздействия на водную среду Кольского залива.

Осуществление проектных работ в области обращения с отходами производства и потребления. Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона. Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.

Экологическая безопасность и устойчивое развитие Мурманской области во многом зависит от решения проблемы обращения с отходами, в т. ч. обращения с отходами производства и потребления.

В рамках экологической программы был проведен ряд исследовательских работ в данной области: разработана декларация о намерениях инвестирования в систему обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области; определен комплекс первоочередных мероприятий по обращению с твердыми бытовыми отходами, обезвреживанию, использованию, утилизации отработанных нефтепродуктов и нефтешламов на территории области.

Данные разработки определили цели и основные направления государственной политики Мурманской области в сфере обращения с отходами на ближайшую перспективу.


Личность в спектре современных политических теорий


Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), "человек есть мера всех вещей". Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают "мерой политики", движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: [14]

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под эти углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной жизни призваны права человека.

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.

По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен. [15]

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Христианская социально-политическая концепция, а также социалистические идеи способствовали теоретическому обоснованию необходимости отказа от традиционных для раннего либерализма представлений о роли государства как "ночного сторожа" и о преимущественно неполитическом характере жизненной основной среды личности. Оказалось, что невмешательства государства в область социально-экономических отношений явно недостаточно для обеспечения большинству граждан свободы и нормальных условий существования, так как это сдерживает развитие некоторых отраслей экономики, обесценивает для низших слоев общества политические и гражданские свободы, делает их практически трудноосуществимыми.

Оно способствует углублению имущественного неравенства и обострению социально-классовых конфликтов, подрывает социальную стабильность либеральной демократии. Учет всего этого привел политическую мысль к существенному смещению акцентов с либеральных идей ограничения государственной власти для обеспечения индивидуальной свободы к христианской концепции использования государства в интересах достижения всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержки слабых и обездоленных.

В современных демократических государствах человек и власть взаимодействуют не только в собственно политической сфере - области государственного устройства, формирования органов власти, но и в вопросах распределения доходов, обеспечения социальной справедливости. Социальная политика превратилась в одно из центральных направлений деятельности государства.

Наиболее прохладно относятся к ней неоконсерваторы и, особенно, либертаристы, выступающие за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике, но и всюду, где оно возможно. Наиболее последовательные сторонники расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и государства - социал-демократы, христианские демократы, левые либералы и коммунисты. [16]

Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной жизни призваны права человека.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.

Политическая демократия - это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина.

При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться.

Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям.


Библиографический список


1.     Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2007. - 488 с.

2.     Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 448с.

3.     Мухаев, Р.Т. "Политология": Учебное пособие. - М.: Центр, 2000-521с.

4.     Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник. - М: Центр, 2006. - 294с.

5.     Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). / Б.Н. Топорнин - М: Центр, 2001. - 180с.

6.     Федосеев, А.А. "Введение в политологию", - СПб: ПИТЕР, 2008 - 289с.

7.     Чиркин, В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М: Просвещение, 2002. - 120с.

8.     Чистяков, О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). - М: Просвещение, 2004. - 215с.

9.     Ященко, А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. - М: Просвещение, 2000. - 438с.

10. 10. Экология Мурманской области. Режим доступа: [// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.125

[2] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.128

[3] Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С.210

[4] Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С.215

[5] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.136

[6] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.219

[7] Ященко, А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 2000. С. 234

[8] Чистяков ,О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 2004. С. 107 - 110, 123 - 126..

[9] Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. - Учебник. М., 2006. С. 262.

[10] «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

[11] Чиркин, В.Е.,Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 2002. С. 14 - 15.

[12] Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 65..

[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Мухаев, Р.Т., Политология: Учебное пособие. – М.: 2000 – С.210

[15] Федосеев А.А. «Введение в политологию», СПб, 2008. – С.125

[16] Федосеев, А.А. «Введение в политологию», СПб, 2008. – С.103


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты