Ø наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
Ø экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
Ø стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно говорил о том, что будущее за нанотехнологиями, и в России будут создаваться специализированные центры занимающиеся изучением и разработкой нанотехнологий. Один из таких центров планируется создать и в Ставропольском крае.
Нанотехнологии позволят поднять промышленность государства и сельское хозяйство на новый уровень, (продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий) победить множество болезней без нарушения целостности организма, способствовать развитию космонавтики, которая также является актуальным и перспективным направлением.
Космонавтика в настоящее время все больше выходит за рамки фундаментальной науки и приобретает все более четкие черты прикладной области знания, дающие значительный экономический эффект государству.
Вкладываются средства в поиск новых энергоносителей, альтернативных источников топлива, причем, не только в РФ, но и во всем мире. И вопрос первенства в данной области также немаловажен.
Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии.
Государство заинтересовано в высококлассных специалистах, вводится все больше образовательных программ зарекомендовавших себя в ряде развитых западных стран. Но, не все эти программы находят свой отклик в сознании россиян, т.к. они не адаптированы к нашему менталитету (например, ЕГЭ). Но введение этих программ связано с подписанием Болонского соглашения, в котором принимала участие российская сторона, т.к. стремясь к полноценному участию в Европейском сообществе, РФ считает необходимым выполнять и эти соглашения. По данному соглашению, до 2010 года Россия переходит на образование Европейского образца.
Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.
Но в российском сознании закреплена идея, что лучше отечественного образования ничего нет, т.к. только оно дает широкий спектр знаний и их четкую проверку. Но, ни одно тестирование, не раскрывает весь творческий потенциал личности. Тем не менее, государством поощряются международные поездки учащихся по обмену знаниями.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.
Актуальной стала проблема экологии. РФ, как и большинство стран мира, подписала Киотский протокол экологической безопасности. В связи с важностью решения экологических проблем, предмет, изучающий экологию, является обязательным для муниципальных образовательных учреждений, и способствует формированию бережного отношения к природе, окружающему миру, в т.ч. энергетическим ресурсам.
Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
Ø сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
Ø ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.
Ведется масштабная пропаганда здорового образа жизни: рекламы, брошюры, обязательные антирекламы табачной и алкогольной продукции, тематические часы в образовательных учреждениях, документальные фильмы и т.д. В последнее время, Россия стремится занять знаковое место в развитии международного спорта, вырастить молодые поколения будущих чемпионов. Здоровая нация – приоритет любой рациональной и прогрессивной национальной идеологии.
Одно из основных направлений в культуре – обращение к истории, традициям нации. Все больше выставок, кинофильмов и телепередач посвящены истории Государства Российского, все чаще обращаются к военным и трудовым подвигам советского народа, которые всегда будет для нас примером.
Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:
Ø создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
Ø совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
Ø обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
Ø совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
Александр II сказал: «У России есть только два союзника – армия и флот». Россия следовала этому правилу неукоснительно, вкладывая колоссальные средства в развитие обороноспособности.
Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).
Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.
Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.
Все проекты, связанные с военным делом превосходят по стоимости гражданские проекты в сотни раз. Все бюджетные средства, которые тратятся на такие проекты, могли бы обеспечить не только экономическую стабильность государства, но и создание неообщества, чего достигла Япония, не имеющая возможности, согласно пакту о капитуляции, содержать армию. Но иначе Россия потеряла бы статус конкурентно способной ведущей державы, т.к. постоянно приходится вести борьбу за поддержание стабильного военного паритета в мире.
В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников.
Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.
Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России. Успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития.
Идеология обороноспособности держится на такой форме как патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.
Невозможно оставить без внимания подвиги советских людей отдавших ради свободного и светлого будущего своим потомкам и государству все свои силы и множество жизней. Можно приводить сотни примеров подлинного патриотизма народа. Героизм прошлых поколений оставил неизгладимый след в истории и сердцах потомков, и находит свое отражение в современности. Все больше молодежи не приемлют националистические настроения, шовинизм, отречение от Родины.
Эти настроения подкрепляются политикой мирного сосуществования государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературу, соответствующую тематике научной работы, были выделены определения и сущность терминов «национальная безопасность» и «идеология». Национальная идеология и национальная безопасность неразрывно связаны через понятие «национальные интересы» и цели достижения экономической стабильности. Идеология формирует национальную безопасность, а она в свою очередь, сохраняет идеологию.
Национальная безопасность затрагивает политический, социальный, экономический, духовный уровни, т.е. те аспекты, где находит свое отражение и формируется идеология. Национальная безопасность формируется с ростом потребностей общества, сформулированными как национальные интересы, которые связаны с историческими этапами формирования общества, и отражены в современной Конституции РФ.
Задачи национальной безопасности четко сформулированы и одобрены президентом Д.А. Медведевым в «Стратегии национальной безопасности до 2020 года».
Идеология имеет множество форм и непосредственно связана с политикой и общественной жизнью государства. Она может, как ускорять, так и замедлять развитие общества.
Ее главная задача состоит в участии в двух взаимосвязанных процессах стабилизация и прогресс. Идеология постоянно совершенствуется, как и национальная безопасность, она полностью зависима от потребностей государства и общества.
Сейчас идеология также претерпевает ряд изменений, выраженных, в основном, в трех тенденциях: Евразийское направление, Православие, Славянское направление, подразумевающее объединение «братских» славянских народов Восточной Европы, разрозненных в постсоветский период.
Сравнение идеологий РФ и ведущих стран мира указывает на динамичный процесс глобализации, т.к. основные идеи очень схожи, но при этом не являются совершенными, т.к. с мировым кризисом лучше справляются развивающиеся страны, а не мировые «полюсы».
Идеология является стержнем национальной безопасности, т.к. включает в себя развитие и направление науки, культуры и обеспечение обороноспособности государства – составляющих национальную безопасность.
Сложно оценить степень влияния современных тенденций на национальную безопасность, т.к. в период мирового кризиса экономика была дестабилизирована. В последних официальных отчетах правительства отмечается значительное улучшение экономической ситуации.
Преодоление любого кризиса – это приобретение обществом колоссального опыта многократно ускоряющего развитие государства, и эти знания найдут свое отражение в политике национальной безопасности и, безусловно, в направленности идеологии.