Россия и Белоруссия
Министерство образования Российской Федерации
Курский государственный педагогический университет
Аналитическая записка
«Геополитические аспекты взаимоотношений России и Белоруссии»
Выполнил: студент отделения
экономики и менеджмента
2курса, 2 группы
Веденьёв В.О.
Проверил: доцент Нечаев
Владимир
Дмитриевич
Курск-2002
«В XXI век наши страны вступают в новом качестве, вместе уверенно двигаясь к союзному государству. Это полностью отвечает чаяниям народов России и Беларуси».
Из выступления Бориса
Ельцина на церемонии подписания
Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, 25 декабря 1998 года
Введение
Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества
геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в
мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной
сверхдержавы — характеризуется обилием проектов “обустройства России”,
зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять
заспорили “западники” и “славянофилы”, громко заявили о себе евразийцы. Но
при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены
академические исследования современной геополитической ситуации и реальных,
а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.
Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический
анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется
изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее
внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от
геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции
России.
Восточно-славянский треугольник
Вопреки появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям
"межморья", или Балто-Черноморского пространства, и попыткам
противопоставить российскую государственность как якобы "евразийскую"
"однозначно европейским" западным странам СНГ, реальным фактом по-прежнему
остается восточно-славянский треугольник, то есть пространство интенсивных
связей и особых отношений между Россией, Украиной, Белоруссией и их
народами.
Такой вывод основан, по меньшей мере, на трех серьезных аргументах.
Начать с того, что в значительной степени сохранились желание поддерживать
гуманитарные связи, равно как и притяжение объективно более мощной
российской культуры и русского языка. В свете этого понятно, что на
личностном уровне российско-украинско-белорусские отношения затрагивали
десятки миллионов человек, вырастая в особо значимую внутриполитическую
проблему.
Другой центростремительный фактор - это неоспоримо выявившаяся к концу
1990-х принадлежность России, Украины и Белоруссии к постсоветскому
пространству, успешно покинуть которое удалось странам Балтии. Уже тот
факт, что расширение НАТО остановилось на западных границах Украины, весьма
показателен. Но окончательную точку в этом вопросе поставила позиция
Европейского союза, который, несмотря на все попытки Украины
продекларировать свой европейский выбор, отказывается предоставить Киеву
кандидатский статус даже в перспективе и рассматривает Украину сквозь
призму концепции "прямого соседства".
Наконец, в последнее десятилетие продолжилась своего рода игра на
ревности - демонстрация сближения с одним из партнеров, чтобы
воздействовать на позицию другого. А это говорит о реально существующем
ощущении внутреннего единства трех стран. В России такая позиция была
наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа "Возродится ли Союз?" (1996),
в котором было, с одной стороны, заявлено, что перспективы российско-
украинских отношений зависят от того, как пойдут дела с Белоруссией (и
Казахстаном), а с другой стороны, отмечено, что рост - благодаря
экономическому сотрудничеству с Россией - благосостояния белорусов
затруднит Киеву проведение "политики самоизоляции". Символичен в этом
смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход Украины, который
пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское руководство
пыталось затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что "Украину
отталкивают" и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то, что
президент Белоруссии Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на
украинском направлении как раз тогда, когда ему было нужно в чем-то убедить
Москву.
Развитие отношений
При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие объединительной инициативы:
1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции в Содружестве;
2) решить проблему «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе;
3) претворить в жизнь идею «избирательного» подхода к интеграции на постсоветском пространстве, перейти к двусторонней модели межгосударственных отношений, как более перспективной форме интеграции;
4) хотя бы частично осуществить идею создания «славянского союза» из стран наиболее близких России по политическому, экономическому и культурному развитию.
Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования
СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между
Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия
десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали
проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых
государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие
в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным
связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-
белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и
белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом -
не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание.
Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях,
коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие
виды экономического сотрудничества. В зонах свободной торговли между
странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры.
Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во
внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы
для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет особой союз, в
котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров,
рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает всеми чертами общего
рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют свои
экономические курсы. Наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция
предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и
экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы.
(Эта схема носит, прежде всего, теоретический характер, на практике же
встречаются различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-
белорусское сотрудничество скорее подпадает по этой классификации под
промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком, т. е.
занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.
При этом данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели
современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это -
не интеграция двух рыночных, основанных па частной собственности экономик.
Белорусскую экономику вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней
практически не представлена частная собственность, она контролируется и
направляется государством. Российская экономика является экономикой
переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль
рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии с
Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством. Роль частного
российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции
минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и
сознательной политики белорусских властей. Кроме того, если в западных
интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-
белорусском случае - скорее о сохранении старых, сложившихся в
социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это
можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую
ограничивающими действие рыночных механизмов.
Геополитическое значение союза
Российско-белорусская интеграция и основана на политической воле, на
сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же
обусловлена эта политическая воля, какие мотивы стоят за интеграционными
усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно
объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все
дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция
имеет, прежде всего «геополитическое» значение. Союз с Белоруссией
обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет
открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для
создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе
России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают
безопасность всего пространства Союза РФ с РБ. Пророссийская позиция
Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в
противном случае может отгородить Россию от основных магистралей
транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через
Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные
постсоветские республики не только избавятся от российской
энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах
реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории
Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор
распадется на два самостоятельных направления - южное и северное.
Белоруссия обладает целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному
развитию экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое
положение, поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные
транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с
Европой. Кроме того, в республике сохранилась относительно развитая
коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая
рабочая сила, достаточно высокий научно-технический потенциал,
производственные мощности для выпуска целого ряда конкурентоспособной на
российском рынке и на рынке третьих стран продукции, развитый
агропромышленный сектор.
Препятствия для экономической интеграции
Наиболее радикальным, с точки зрения интеграционного процесса, представляется переход к единой денежной единице и формирование единого эмиссионного центра.
В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров использовать в
качестве единой валюты российский рубль, но при этом белорусская сторона
настаивала на том, чтобы Россия выделила стабилизационный кредит для
поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл. Руководство
ЦБ РФ возражало против предоставления кредита, настаивая на изменения
кредитно-денежной политики Национального банка РБ, которые способствовали
бы оздоровлению финансового положения страны.
Тем не менее, к концу 2000 г. компромиссы были найдены, и 30 ноября В.
Путин и А. Лукашенко подписали Соглашение о введении единой денежной
единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.
Документом предусматривается, что с 1 января 2005 г. в качестве
единственного платежного средства на территории России и Белоруссии будет
функционировать российский рубль, а с I января 2008 г. предполагается
ввести новую общую валюту уже Союзного государства.
О том, что страна начинает вступать в полосу рыночных преобразований, свидетельствует и принятие нового закона об экономической несостоятельности, который вступил в силу с февраля 2001 г. Процедуре банкротства и санации подвергаются сейчас не единицы и не десятки, а сотни предприятий-должников. Причем примерно четверть дел о банкротстве возбуждаются против государственных предприятий, чего прежде практически не было.
Соглашение о Таможенном союзе между РФ и РБ, предусматривавшее создание
единой таможенной территории и отмену таможенного контроля на российско-
белорусской границе, было подписано еще 6 января 1995 г. Данное намерение
подтверждалось Договором о Сообществе России и Белоруссии, Уставом Союза
России и Белоруссии, наконец, Договором о создании Союзного государства.
Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся различия в размерах таможенных
платежей позволяли коммерсантам уклоняться от их уплаты в России путем
оформления товаров из третьих стран на более благоприятных условиях в
Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бюджету нашей страны
наносился весьма существенный урон.
Кроме того, российская сторона терпела убытки и от разницы экспортных пошлин на нефтепродукты. В конце марта 2000 г. власти РФ фактически восстановили контроль на границе с Белоруссией, а последняя, естественно, предприняла адекватные меры. Таможенный союз оказался под угрозой.
Однако, благодаря политической воле союзников, противоречия удалось
устранить. 29 января 2001 г. было подписано Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении
унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования
в Союзном государстве. В соответствии с этим соглашением, и Россия, и
Белоруссия будут теперь применять в торговле с третьими странами единые
таможенные тарифы.
Важным и трудно решаемым вопросом представляется и выработка единой ценовой политики. Проще говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны стоить одинаково в обоих государствах (речь, разумеется, не идет о розничных ценах). Белорусские промышленные предприятия оплачивают природный газ по ценам в 3.5-4.3 раза выше, а электроэнергию - в 5.5-6 раз выше, чем в соседних регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля 2002 г. в Москве заседании ВГС Союзного государства стороны договорились, что с 1 мая будут введены единые цены на энергоносители, а с 1 июля - единые транспортные тарифы.
Одной из важнейших проблем интеграции является унификация налогового законодательства и проведение единой налоговой политики. Серьезным камнем преткновения является принятие единообразных нормативно-правовых актов, определяющих принцип и порядок установления государственных тарифов на продукцию (услуги) предприятий естественных монополий. Есть и некоторые подвижки. Так, практически унифицированы законодательные нормы двух стран по вопросам косвенного налогообложения. С 2000 г. Белоруссия перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в России. В целом же белорусская правовая база в налоговой сфере в значительно большей степени, чем российская, отстает от потребностей рыночной экономики.
Заключение
Важнейшими выводами, которые можно сделать из анализа дискуссий, связанных с обсуждением белорусско-российского союза, являются следующие:
1) для успешного решения внешнеполитических задач России требуется урегулирование внутренних проблем, иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее геополитических планов;
2) несмотря на окончание биполярной эпохи, сохраняются старые стереотипы
во взглядах на межгосударственные отношения, на Россию и ее политику;
продолжают существовать опасения возрождения сильной России, страх перед
«российской угрозой», пришедшей на смену «советской угрозе»;
3) в случае сохранения Россией независимого внешнеполитического курса, она будет неизменно встречать препятствия в реализации своих геополитических планов, в том числе на постсоветском пространстве, со стороны не только США, но и других региональных держав, которые могут получать американскую поддержку;
4) существует серьезное противодействие закреплению двустороннего союза в ряде стран ЦВЕ, которое находит сочувствие у США и будет оказывать влияние не только на внутриполитическую ситуацию в Беларуси, но и на российско- белорусские отношения;
5) в Беларуси нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и правящей элиты, и весьма распространено мнение о том, что республике следует иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику, в которой Россия будет одним из векторов.
Список использованной литературы:
1. Н.Федулова. Перспективы российско-белорусского объединения//МЭИМО,
06.2002, №7, с.93-102.
2. В.А.Колосов, Р.Ф.Туровский. Геополитическое положение России на пороге
ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/ 02.2000
3. А.Розанов .Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности // pro et contra, 1998, т.3
4. Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ.
М.:МОНФ,2000
5. А.Машес. Внешняя политика России:1991-2000. // www.pubs.cornegie.ru, зима-весна т.6, 2001.
6. Поссорит ли Лукашенко Россию с Западом? // www.sewing.ru, 4.12.2000
7. Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001
8. Т.Корнейко. Россия и Лукашенко. // www.gazeta.sng.ru. 09.09.2001
9. Морозов П. Политические грабли. // АИФ, 41(866), 1997, с.10