Россия и её связи со странами СНГ, Америки, Азии, Европы. СНГ: на пути к экономическому союзу

Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9 млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.[1]

Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.

В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.

Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году — 160,6 млн. долларов).В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть достаточ­ные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Запад­ной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потен­циально емком рынке и как партнере в промышленной коопера­ции. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из евро­пейских стран начинают осваивать российский рынок.

 В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее пер­спективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.

Например, возникла  идея так называемого 'Архангельского коридора", связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Ар­хангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После вво­да в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в ре­альный трансграничный проект. Этот проект — плод усилий ру­ководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Респу­блики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга Санкт-ПетербургаВторой трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван со­единить территории южной части Балтийского региона через фин­ляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую ав­томагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными российскими территориями че­рез Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республи­ка вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфрас­труктуры федерального значения.Только создание этих двух трансграничных коридоров позво­лит создать по обе стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и заметно повлиять на повыше­ние конкурентоспособности Балтийского региона в мировом мас­штабе и российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии — в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный по красоте природы и бо­гатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.В последнее время правительство Карелии провело консульта­ции с руководителями многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии, а также с прави­тельствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовы­годных проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах.[2]

Дальний Восток

Общее состояние региона

На территории региона располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край. Приморский край. Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаронский и Приморский края. Амур­ская. Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли­чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промыш­ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удале­ны друг от друга.

Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в  системе российских регионов. Прежде всего – особые экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью. Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98% алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Эти факторы и обусловили роль Дальнего Востока в составе СССР.Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения обо­ронной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отноше­нии были в значительной степени оторваны от стран АТР, от сво­их ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении от­стающего.Итак, не взирая на громкое название – “форпост социализма на Берегах Тихого океана” Дальний Восток в составе СССР играл роль сырьевого придатка и средства решения военно-политических задач. Несмотря на декларированную закономерность социалистического способа производства – «подтягивание отстающих территориальных звеньев», в советский период этот регион посоянно отставал  по уровню экономического роста от своих  соседей – Западной и Восточной Сибири ейчас ситуация на Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-эпергетическсом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали энергетикам более 180 Млрд. руб., что приводит к остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуж­дены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы. Так, нефтепро­дукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные исто­рии в регионе не редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует Хабаровский Край.Среди традиционных отраслей специализации- рыбная промышленность. Дальний Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбной продукции страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до 75% общего улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основных производственных фондов отрасли. Однако состояние флота таково, что 64% добывающих, 95% перерабатывающих и 56% транспорт­ных судов должны быть уже списаны. Отрасль близка к катастрофе.Перспективы развития внешнеэкономических отношенийПРИ РАЗРАБОТКЕ внешнеэкономической политики России на ближайшую перспективу важное внимание следует уделять раз­витию торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия, большая часть террито­рии которой обращена к Азии, с большой заинтересованностью отмечает, что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский регион ' становится одним из важных мировых центров роста, междуна­родным торговым и финансовым центром. ЗНАЧИМОСТЬ для России стран этого региона определяется ря­дом факторов:1. Становление АТР в качестве наиболее динамично разви­вающегося центра роста мировой экономики обуславливает необ­ходимость расширения российского присутствия в этом регионе.2. Сложившаяся исторически ориентация российской эконо­мики на Запад, с которой связывают возможности получения кредитов, опыта управления, новых технологий и оборудования, а также сбыта энергоносителей и сырья, отнюдь не исключает возможностей экономической активизации России на восточном направлении.В АТР мы имеем дело с начальной фазой интеграционных процессов государств, находящихся на разных этапах экономиче­ского развития, что создает в известном смысле более благопри­ятные условия для интеграции России в экономику региона. К тому же продуманная стратегия внешнеэкономической деятель­ности на Востоке могла бы позволить России получить опреде­ленные преимущества в отношениях с Западом.3. Расширение взаимовыгодного экономического сотрудни­чества со странами АТР могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов России, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири и на Даль­нем Востоке. В этом плане взвешенные общегосударственные ориентиры призвана наметить разрабатываемая в настоящее вре­мя Федеральная программа долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом необходимости закрепления населения, струк­турной перестройки экономики и вовлечения региона в мировое хозяйство, в том числе через расширение сотрудничества со стра­нами АТР.4. Экономическое сотрудничество со странами АТР открывает возможности для облагораживания структуры российского экс­порта. Структурная перестройка промышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства, расширение и совершенствование систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование и технологии, причем не только ультрасовременные. Улучшение экономической ситуации в боль­шинстве стран АТР вызвало рост внутреннего потребления, а следовательно, расширение потенциальных рынков для россий­ских товаров.5. Наблюдающиеся в регионе в последние годы процессы ли­берализации торговли, не говоря уже о реализации принятых деклараций и соглашений, создают более благоприятные условия для российских экспортеров машинотехнической продукции, проката, химических товаров, нефтепродуктов. Растущий интерес странами региона проявляется и к закупкам российской военно-технической продукции.6. Расширение участия России в перспективных многосторон­них экономических проектах в регионе может позволить более успешно решать и проблемы национальной экономики7. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР позволят в значительной степени повысить эффективность россий­ского импорта. Качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиат­ские страны обладают собственными или адаптированными за­падными технологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии могли бы быть с успехом использованы в России.

Введение

                               Америка.

  Если говорить об отношениях России и Латинской Америки, то настоящее развитие они получили только в нынешнем, двадцатом ве­ке.Научно-техническая революция и развитие транспортных средств спо­собствовали этому.

Латинская Америка - это более 20 стран, расположенных к югу от Соединеннных Штатов Америки.Страны региона заметно отли­ча­ют­ся по уровню  социалбно-экономического развития,что сязано с ши­роким разнообразием природных,исторических, политических  и дру­гих условий.

Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.

В результате долгой борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами  народы большинства  латиноамериканских стран   завоевали независимость еще в начале девятнадцатого века.

Подобно другим  развивающимся  регионам мира, Латинская Америка занимает подчиненное положение и международном  территориальном разделении труда, выступая и роли поставщика многих дефицитных видов сырья для промышленно развитых стран .

Cтраны Латинской Америки по многим показателям экономического  и социального  развития опережают освободившиеся  страны Азии и Африки. Это связано прежде всего  с тем, что они раньше других государств развивающегося мира вступили на путь капиталистического развития.

Внешнеэкономические связи имеют для латиноамариканских стран огромное значение.Через внешнюю торговлю страны региона получают значительную часть промышленного оборудования, транспортных средств, разичных приборов.

Основным  торговым партнером стран региона  остаются США. Среди  социалистичесих стран  СССР  являлся их крупнейшим партнером.Социалистические страны поставляли в Латинскую Америку    машины,оборудование и другие товары, а вывозили кофе, какао-бобы, бананы , цитрусовые,ананасы,кожи,хлопок,шерсть.  Возрастает импорт  из Латинской Америки готовых изделий и полуфабрикатов.Расширение связей между нашими странами способствовало  укреплению экономической самостоятельности гсударств Латинской Америки.

Эти данные показывают ,что,  несмотря на незначительную  долю взаимной торговли  импорт СССР значительно превышал его экспорт в страны региона.

Отношения латиноамериканских стран и России покажем но примере взаимоотношений с Венесуэлой.

1. Венесуэла - государство на севере Южной Америки, его территория 916,5 км.  Это страна с субэкваториальным климатом, среднемесячная температура 25-29 С, осадков 280-300 мм в год. Территория покрыта влажным и переменно влажным тропическим лесом, также есть саванны и сухие редколесья.

В древности территорию Венесуэлы заселяли индейцыю В 16 веке она завоевана испанскими конкистадорами, насаждавшими феодально крепостнические отношения с использованием рабского труда ввозимых из Африки негров. В 1821 году в результате Войны за независимость испанских коллоний в Америке испанское господство было ликвидировано. Окончательно рабство отменено в 1854 году. В 1819 -1830 годах Венесуэла входила в состав республики Великая Колумбия. С развитием в 20 веке нефтяной промышленности началось проникновение капитала США. В 40-60-е годы нашего века в страной управляли диктаторские режимы.   

Венесуэла - это  федерация в составе 20 штатов, двух федеральных территорий, федерального округа и федерального владения. Глава государства - президент. Законодательный орган - двупалатный Национальный Конгресс.

Население страны составляют, главным образом, венесуэльцы (нация образованная смешением испанцев, негров и индейцов).  Городское население - 90% (это максимальный показатель по ЛА). Официальный язык испанский, господствующая религия католицизм.

Основа экономики - добыча и переработка нефти.Некоторые отрасли хозяйства контролируются иностранным капиталом.

2. Первые  контакты между Россией и Венесуэлой относятся к 18 веку, когда в Россию прибыл венесуэлец Франсиско де Мирандо, который вошел в историю как один из самых ярких деятелей освободительного движения в ЛА. Он установил дружеские отношения с выдающимися людьми России.

В 19 веке представители России и Венесуэлы продолжали поиски путей для установления дружеских отношений. В 1856 году состоялся обмен грамотами между президентом Монагасом и императором Александром II.

Сороковые годы 20 века явились новым этапом в развитии отношений. В заключительный период Второй Мировой Войны народ Венесуэлы  развернул широкую кампанию против фашистской Германии.

Март 1945 года - венесуэльское правительство обратилось к руководству СССР с предложением установить дипломатические отношения. В 1952 году, когда в Венесуэле установилась диктатура Переса Хименеса, дипломатические отношения между странами были приостановлены, но контакты продолжались.

В полной объеме дипломатичские отношения возобновились в апреле 1970 года.

Хороший импульс в 70-80е годы получили культурные и научные связи, контакты по линии общественных организаций.

В 90е годы начался следущий этап развития российско-венесуэльских отношений. Правительство Венесуэлы официально признало Россию правоприемницей СССР.

3. Если в начале 70х годов в Венесуэлу из СССР экспортировались, главным образом, часы, газетная бумага, ликеро-водочные изделия и объем этих поставок не превышал несколких миллионов долларов, то в 1992 году по данным Центрального банка Венесуэлы, импорт из России составил около 50 млн. долларов. Почти 80% всей стоимости его пришлось на автомобильную технику, около 10% - химические товары и удобрения. Третье по значимости группой были металло обрабатывающие станки - 619000 долларов.

Свыше 10 лет существует так называемый  "нефтяной треугольник", то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие поставки нефти Россией в страны З.Е. в счет венесуэльских обязательств. Россия ежегодно экономит на транспортных расходах около 200 млн. долларов. Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.

Вместе с тем, несмотря на прогресс, масштабы экономических связей между двуми странами весьма скромны. Взаимный обмен поставками составляет лишь незначительную долю от общего товарооборота как России, так и Венесуэлы.

В настоящее время  сложились благоприятные предпосылки для расширения и углубления российско-венесуэльсктх отношений. Ликвидированы идеологические барьеры. В обеих странах развиваются схожие прцессы децентрализации и либерализации экономики, усиливается роль частного сектора. Приватизируются госпредприятия, осуществляются меры по црегулированию внешнего долга.

На внешнеэкономическую политику России оказывают большое влияние потребности сокращения дефицита госбюджета и обслуживания внешнего  долга, который достиг к концу 1992 года 78 млрд. долл.

Современная экономическая и финансовая ситуация в Венесуэле выглядит благополучнее, чем в России. Об этом свидетельствуют достигнутые в последние три года высокие темпы экономического роста, а также положительное сальдо торгового баланса. Дефицит государственного бюджета в 1993 году не превышал 3% ВВП (в России в лучшем случае он составил 12-13% ВВП). Ощутимых результатов достигла страна в осуществлении приватизации. В 1991 году Венесуэла добилась урегулирования внешнего долга.  

В последние годы как в России, так и в Венесуэле был принят ряд законодательных актов, оказывающих определенное влияние на возможности российско-венесуэльского экономического сотрудничества. В 1993 году в России были осуществлены меры по снижению объема квотирования и лицензирования экспорта. С другой стороны, значительно сократились импортные субсидии. Резко снизились поставки за счет иностранных кредитов. Это привело к выравниванию условий конкуренции между иностранными и российскими товаропроизводителями.



 

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты