Россия и Китай: пограничный вопрос

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена[27].

Против соглашения выступили представители КПРФ. В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит»[28]. Депутат уверен, что Китай проводит собственную политику и никаких уступок взамен России не даст. Хабаровский крайком КПРФ организовал митинг против передачи островов. Надо сразу отметить, что наша сторона на протяжении всех 40 лет переговоров по пограничным вопросам всегда была готова к определенным компромиссам. Все зависело от китайской стороны. И сейчас именно китайская сторона проявила инициативу для компромиссного решения, в результате чего при пассивной, но позитивной позиции нашей стороны и было подписано упомянутое соглашение. После подписания документов, Путин отметил огромную важность этого политического шага. После 40 лет, потраченных на разрешение этого вопроса, Россия и Китай проявили заметную рациональность и достигли сбалансированного решения, что отвечает интересам обоих стран, сказал президент РФ[29].

В совместном заявлении В.В. Путина и Ху Цзиньтао от 14 октября 2004 г. сказано, что решение вопроса о границе между Россией и Китаем - это надежная гарантия передаваемой из поколения в поколение дружбы между народами двух стран и их добрососедского сотрудничества, важный вклад в безопасность и стабильность АТР и всего мира, классический пример успеха при разрешении споров по вопросу о границе для всех государств на Земле. Что этот документ представляет собой в политическом плане победу для каждой из сторон, что он сбалансирован и разумен. Ху Цзиньтао в связи с этим сказал, что необходимо оглянуться на пройденный путь и обратить взгляд в будущее, что китайская сторона хочет вместе с российской стороной углубить стратегическое партнерство между Китаем и Россией, всесторонне развивать его, выводя на более высокий уровень. В.В. Путин заявил, что тем самым "поставлена точка" в решении этого вопроса[30].

Заключение


С момента нормализации отношений между СССР/Россией и КНР, подписания и ратификации Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года главным во взаимоотношениях двух стран стало движение вперед к укреплению доверия, к развитию взаимосвязей во всех областях, с попутным решением оставшихся в наследство от прошлого нелегких вопросов. Анализируя причины столь быстрого и практически неуклонного нарастания российско-китайского сотрудничества, необходимо в первую очередь подчеркнуть заинтересованность обеих сторон сначала в нормализации, а затем и в укреплении двусторонних отношений в духе взаимного доверия и сотрудничества. Россия после распада Советского Союза остро нуждалась в стабильности, предсказуемости и отсутствии конфронтационности вдоль границы с Китаем. Китай в свою очередь также был заинтересован в нормализации отношений с Россией как в целях создания надежного «стратегического тыла», так и в целях урегулирования спорны вопросов по совместной границе в духе приемлемого компромисса. Такой конструктивный настрой Москвы и Пекина позволил им снять наиболее болезненные вопросы в их двусторонних отношениях уже в самом начале 1990-х годов и завершить этот процесс после юридического оформления прохождения общей границы.

На сегодняшний день можно смело заявить, что Россия и Китай в целом сумели урегулировать свои приграничные трения, и создать условия для долгосрочных отношений стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Отныне полемика по вопросам истории формирования границы, дискуссионные вопросы истории русско-китайских связей отныне выведены из сферы межгосударственных отношений. Эти проблемы стали объектом научного анализа и дискуссий ученых. Именно в таком качестве они сегодня воспринимаются и в России, и в Китае.

Достигнутая договоренность о точном определении прохождения линии границы - это решение, отвечающее национальным интересам обеих сторон. Здесь действительно никто в принципе не проиграл, и обе стороны политически только выиграли. В новой обстановке в мире, когда возникла новая общая опасность и необходимость реальных действий в сфере глобализации, стороны получают возможность практически взаимодействовать, опираясь друг на друга. При этом они получают возможность по-новому действовать и в настоящем, и в будущем. По-иному можно будет смотреть и на отношения партнера с третьими странами, да и на самого партнера. В каком-то смысле Россия и Китай становятся новыми партнерами. Отныне вопрос о границе решен окончательно, и граница эта длиной в 4 тысячи километров станет спокойной. Китайцы облегченно вздохнули, поскольку сумели «сохранить лицо»[31], а перед Россией открылись возможности заключать с Китаем миллиардные сделки, вполне соответствующие гигантскому потенциалу нашего южного соседа.

В целом можно сказать, за последние годы КНР и Россия не только прочно встали на путь сотрудничества, но и построили механизмы, делающие его возможным. Для реализации достигнутых соглашений созданы межправительственные рабочие группы по торговле, сотрудничеству в области обороны и энергетики. Сторонам удалось в значительной мере устранить или, по крайней мере, ослабить унаследованные от прошлого источники напряженности во взаимоотношениях. Нельзя недооценивать последствия этих достижений и структурных изменений. Как минимум, их следует рассматривать в качестве гарантии против внезапного ухудшения отношений и средства оперативного решения проблем еще до того, как они перерастут в кризисные ситуации.

Список источников и литературы

1.        «Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности». РАН Институт МЭиМО. - М.: Наука, 2007. – 325 с.

2.       «Китай в мировой и региональной политике» (История и современность). – М., 2003. – 189 с.

3.       «Китай в мировой политике» - М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет), «Российская политическая энциклопедия», (РОССПЭН), 2001. – 528 с.

4.       Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center, 2008. -Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000.  -С. 439.

[2] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 19

[3] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 41.

[4] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 44.

[5] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С.56.

[6] Там же.

[7] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 57.

[8] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С.58.

[13] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 62.

[14] Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000.  -С. 441.

[15] Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах/Составитель Т.А. Шаклеина. Т.3. Исследование. М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (У) МИД России; Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация, Наука, Образование)»; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.-С. 471-472.

[16] Шерман У. Гарнетт «Ограниченное партнерство» - М., 1999. – С. 21.

[17] Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000.  -С. 446.

[18] В Пекине прошла встреча Бориса Ельцина с председателем КНР Цзянь Цзэминем//[Электронный ресурс]/Деловая пресса,2008. – Режим доступа: #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 62.

[20] Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах/Составитель Т.А. Шаклеина. Т.3. Исследование. М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (У) МИД России; Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация, Наука, Образование)»; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.-С. 502.

[21] Демаркация российско-китайской границы (2005)//[Электронный ресурс]//Википедия,2008. – Режим доступа: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22]Putin has given China the island and a half, the Far East counts up windfall loss//[Электронный ресурс]/Saturday, October 23, 2004. Evgeny Smirnov,2008. – Режим доступа: #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Россия поделилась с Китаем территорией//[Электронный ресурс]/ЭФКО Аналитика,2008. - Режим доступа: #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Читинский губернатор убежден в правильности передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Леонид Драчевский: "Передача островов Китаю уберет последний спорный момент в наших отношениях"//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Россия отдаст Китаю два острова//[Электронный ресурс]/Новый регион,2008. - Режим доступа: #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Зачем России отдавать земли Китаю? Истоки и подоплека нового витка территориальных споров//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] В Хабаровске продолжается борьба против передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29]Russia and China have completed the legal process of delimiting their common state border //[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа: #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] Press Statement after the Signing of Russian-Chinese documents//[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа: #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Путин подарил Китаю полтора острова: на Дальнем востоке подсчитывают убытки//[Электронный ресурс]/Newsru.com, 2008. – Режим доступа: http://www.newsru.com/arch/russia/19oct2004/present.html, свободный доступ.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты