Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.
1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.
В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.
Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.
3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.
Экономическое сотрудничество стран.
Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.
Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.
В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.
Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.
В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.
3. 3. Проблема Южных Курил.
Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.
После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы.
Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.
Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».
Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.
Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.
Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.
Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.
Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.
Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».
Перспективы партнерства России и Японии.
В настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.
Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.
В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
Заключение
В последние годы отношения между Россией и Японией движутся в сторону поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной нерешенный вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон перешел в ранг конструктивных переговоров.
В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это можно считать серьезным достижением обеих стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.
Хотелось бы надеяться, что в будущем российско-японские отношения будут двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного сотрудничества, взаимовыгоды и поддержания крепких партнерских отношений.
Список использованной литературы:
Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11, 2000 г.
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М., 1997 г., стр. 369 – 378.
Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г.
Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.
Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная жизнь, №10, 2000 г.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь, № 8 – 9, 2000 г.
Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г.
Страницы: 1, 2