Россия в революциях

Булыгинская дума, реформа Государственного совета, выборы в первую Государственную Думу

Народное представительство в России было учреждено манифестом и законом об учреждении Государственной Думы, изданными 6 августа 1905г. По этому первоначальному «учреждению» Госдума имела лишь законосовещательный характер и ее постановления не имели обязательной силы; однако она должна была рассматривать не только предлагаемые правительством законопроекты, но и государственный бюджет, который таким образом становился уже до известной степени под общественный контроль; законодательная инициатива Думы была ограничена правилом, что для внесения в Думу законопроект должен быть подписан не менее чем 30 членами Думы; в целях контроля над закономерностью управления Государственная Дума может предъявлять запросы министрам, однако последние ответственны только перед императором, и если Дума (большинством двух третей) признает объяснения министра по предъявленному к нему запросу неудовлетворительными, она представляет свое заключение по этому поводу государю. Положение о выборах в Государственную Думу устанавливает выборы на основе классового и цензового представительства. Общее число выборщиков по всей России составляло: от крестьян - 42%, от землевладельцев - 31 %, от горожан - 27 %.

Члены Думы от каждой губернии избираются губернским собранием выборщиков. Выборщики избираются на уездных избирательных собраниях по трем куриям:

1)  землевладельцев;

2)  крестьян- уполномоченных от волостей;

3)  городских жителей, обладающих достаточным цензом.

Крупные города выделяются в особые избирательные округа.      У крестьян первую степень образует волостной сход,        вторую - съезд уполномоченных от волостей, третью - губернское избирательное собрание. Из числа членов Думы от каждой губернии один непременно должен быть от крестьянской курии.

Манифестом 17  октября Государственной Думе были представлены законодательные права и  обещано расширение избирательного права. Указом 1-го декабря круг избирателей в Государственную Думу расширен значительно, почти  до пределов всеобщего избирательного права ( в городах избирательное право  получили  все квартиронаниматели; однако это избирательное право было весьма неравным по « удельному весу» голосов избирателей различных категорий). К трем куриям прибавилась четвертая - рабочие. 20-го февраля 1906 г. было издано новое «Учреждение» Государственной  Думы для приведения его в соответствие с принципами, установленными  Манифестом  17-го  октября. В тот же день было издано новое положение о Государственном Совете, который был реформирован. Из административного органа он превращался в верхнюю палату будущего парламента, верную власти и имевшую равные с Думой законодательные полномочия. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем  поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представлялись на утверждение императора. Преобразованный Государственный Совет состоял из половины членов по выбору и половины по назначению императора (председатель назначался императором).

Члены Совета по выборам состояли из следующих групп: от православного духовенства - 6; от академии наук и от университетов - 6; от земских собраний - 34; от дворянских обществ - 18; от торговли и промышленности - 12; от съездов землевладельцев не земских губерний - 22 (из них 6 - от царства Польского), всего 98 человек; такое же количество членов ежегодно назначалось государем «к присутствию» в Государственном Совете.

            24-го апреля, всего лишь за три дня до открытия Думы, были приняты Основные законы, сильно ограничивающие ее законодательные, бюджетные и политические права. Дума лишалась многих своих полномочий. Ей запрещалось обсуждать вопросы, относящиеся к “ведению государя”, такие, как международные, военные и внутренние дела двора. Финансовые прерогативы Думы были еще более куцыми, чем законодательные. В ее компетенцию не входили все затраты, связанные с вопросами “ведения государя”, а также государственной задолженности; в конечном итоге половина бюджета страны не подлежала контролю со стороны Думы, государь сохранял “высшую самодержавную власть” (из официальных документов было исключено лишь слово “неограниченная”); в перерывах между сессиями (а время сессий определялось государем) только он мог провозгласить и утвердить новый закон, объявить или отменить чрезвычайное положение, приостановить по своей воле действие любого закона или гражданских свобод. Однако, если во время перерыва сессий законодательных палат явится необходимость в принятии какой-нибудь экстренной меры, имеющей законодательный характер, то она императорским указом (в порядке «верховного управления») с тем, однако, что по открытии законодательной сессии (в течении двух месяцев со дня созыва Думы) эта мера должна быть внесена на одобрение Государственной Думы, иначе она автоматически прекращает свое действие (пресловутая 87-я статья Основных законов). Министры назначались и снимались со свих постов по его соизволению и отвечали за свои действия только перед ним одним. Таким образом, о парламентском правлении не могло быть и речи. 

            Единственное неудачей консервативной реставрации, блестяще проводимой Витте, стали выборы в Думу. Закон о выборах делал ставку на монархические и националистические чувства крестьянской массы. В действительности же крестьяне поддержали оппозиционные партии. С учетом отсутствия опыта выборы растянулись на три недели (с 26 марта по 20 апреля 1906 года) и прошли из рук вон плохо. Власти мало вмешивались в ход выборов; участие в них приняла только половина избирателей. Это были первые всеобщие выборы за всю историю России.

            Выборы  дали полную победу оппозиционным партиям. В составе Думы было около 170 кадетов, около 100 трудовиков, 15 социал-демократов (меньшевиков), 70 «автономистов» (представителей окраин), 30 умеренных и правых, около 100 беспартийных. Исходя из результатов выборов, можно сделать несколько общих выводов:

1.   Несмотря на все оградительные меры, такие, как избирательный ценз и многоступенчатые выборы, власти потерпели относительное поражение на выборах. Крайне правые партии и октябристы получили на выборах  всего лишь 10% голосов. Выборы нанесли жестокий удар по основному догмату самодержавия - нерушимому единству царя и народа.  

2.   Большинство крестьян, вместо того, чтобы поддержать на выборах тех, кто считал себя их естественными защитниками, помещиков или местных государственных служащих, проголосовало за своих собственных кандидатов или за кандидатов оппозиции. Т. о. в Думу были избраны около 100 беспартийных депутатов, выступающих за аграрные реформы и еще 100 депутатов-трудовиков.

3.   Главную победу на выборах одержала партия кадетов, получившая более трети мест. Это был результат весьма умелой кампании, которую провели лучшие публицисты и ораторы страны. Конфликт между оппозиционно настроенной Думой и государем, претендующего на роль носителя исторической и монархической законности, стал неизбежен. Но борьба оказалась неравной.

            За несколько дней до открытия Думы Витте подал в отставку (14 апреля), получив перед этим иностранный заем, более половины которого представило правительство Франции. Заем спас царский режим от финансового краха. Витте критиковали как либералы, так и консерваторы. Последние обвиняли его в своем провале на выборах. Отставка Витте знаменовала собой серьезное поражение: обновление самодержавия по прусской модели не получилось. Витте был заменен старым консервативным бюрократом Горемыкиным.


Первая дума и конец парламентских иллюзий

27-го апреля Дума была торжественно открыта государем, приветствовавшим избранников в Зимнем дворце, и затем приступила к заседаниям (избрав председателем кадета проф. С. А. Муромцева). В ответном адресе государю Дума представляла требования ответственного перед Думой министерства, упразднение Государственного Совета, принудительного отчуждения частновладельческих земель в пользу малоземельного крестьянства и полной амнистии осужденным за политические преступления. Ответная декларации правительства, оглашенная премьером Горемыкиным на заседании Думы 13-го мая, содержала отказ в этих требованиях, после чего Дума большинством голосов портив 11 вынесла «формулу недоверия « правительству и потребовала выхода его в отставку. После этого почти каждое появление кого-либо из членов правительства на трибуне Государственной Думы для объяснения вносимых в Думу законопроектов или для дачи ответа на предъявленный Думой запрос сопровождалось дружными, громкими и продолжительными криками: «В отставку!». Правительство в свою очередь бойкотировало Думу, представляя на ее рассмотрение лишь законы второстепенной важности.

            Отношения между правительством и Думой становились все более натянутыми, речи оппозиционных депутатов становились более резкими (эти речи печатались и распространялись по стране), а между тем революционное движение снова оживало, особенно усиливался массовый аграрный террор в деревнях. Депутатская ассамблея приняла проект аграрного закона, согласно которому крестьяне могли бы за “справедливую компенсацию” получить арендуемые ими земли. 20-го июня правительство обратилось к населению с сообщение по аграрному вопросу, в  котором признавало недопустимым принцип насильственного отчуждения частновладельческих земель. Дума, со своей стороны, в заседании 6-го июля постановила обратиться к населению с «разъяснением», в котором она сообщением, что не отступит от принципа принудительного отчуждения (хотя по закону Думе не было предоставлено право непосредственно обращаться к народу). Правительство сочло, что этот вопрос не входит в компетенцию Думы, будучи слишком важным для страны, и 8-го июля явился царский манифест о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов. Около 180 членов распущенной Государственной Думы собрались в Выборге (в Финляндии) и составили воззвание к населению с призывом не платить правительству податей и не давать в армию солдат. “Выборгское воззвание” преследовало двойную цель. С одной стороны - выразить общественное неодобрение авторитарным действиям правительства, с другой - предупредить взрыв народного возмущения, облекая его в приемлемые формы протеста, чтобы сохранить шанс на установление конституционного правления. В действительности воззвание не получило в стране достаточного отклика и имело только один результат: его составители подверглись судебным преследованиям и тем самым потеряли возможность баллотироваться в состав следующей Думы. Партия кадетов лишилась многих своих депутатов.


Вторая Дума - доказательство невозможности политического обновления

            Одновременно с роспуском первой Думы премьер И. Л. Горемыкин был уволен  от должности  и заменен нестандартным, энергичным и мужественным министром внутренних дел П. А. Столыпиным, который заявил о намерении правительства поддержать «обновленный строй» и проводить необходимые реформы и в то же время решительно бороться с революционным террором.

            Вскоре после роспуска Думы произошли военные бунты в Свеаборге, Кронштадте и на крейсере «Память Азова», а также попытки всеобщей забастовки в Москве. Индивидуальный революционный террор принял очень широкие размеры: 12-го августа на даче Столыпина, на Аптекарском острове, произошел сильнейший взрыв, которым свыше 30 человек было убито и столько же ранено, но сам министр не пострадал.

            25-го августа был опубликован (в порядке 87-й статьи Основных законов) закон об учреждении военно-полевых судов для борьбы с революционным террором[1]. Одновременно с этим в ходе подготовки новой избирательной компании Столыпин направил свои усилия на подрыв деятельности оппозиционных партий. 260 ежедневных и периодических изданий были приостановлены с июля по октябрь 1906 года. Обещанная в 1905 году свобода слова была забыта.

            И вместе с тем была опубликована широкая программа реформ, которую правительство намерено было проводить. Ведя суровую борьбу с революционным террором, Столыпин одновременно издавал, в порядке той же 87-й статьи, целый ряд указов для улучшения правового и материального положения крестьян[2].

            Выборы во вторую Думу происходили в январе 1907 г. Предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей. В результате, с одной стороны, значительное усилилось крыло левых партий, с другой, усилилось правого крыла. Состав новой Думы был таков: социал-демократов 65 (2/3 из них - меньшевики), эсеров 34 (выборы в первую Думу партия эсеров бойкотировала), трудовиков 101, народных социалистов 14 (таким образом, крайние левые партии образовали почти половину состава Думы), кадетов 92, мусульман 31, поляков 47, казаков 17, октябристов и умеренных 32, правых 22, беспартийных 50. Дума была открыта 20-го февраля 1907 года. Наученная предшествующим опытом, Дума решила действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии преступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья споры разгорелись по двум вопросам: аграрной политики и принятию чрезвычайных мер против революционеров. 6-го марта премьер Столыпин выступил в Думе с декларацией правительства; в ответ на резкие нападки и угрозы со стороны представителей левых он заявил: «Не запугаете!». В другой раз, говоря о требованиях левых партий, они произнес свою знаменитую фразу: «Им нужны великие потрясения, нам великая Россия». Скоро для правительства выяснилась невозможность наладить сотрудничество с Думой: правительство потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказалось это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против “незаконных действий”  полиции. Тем временем всюду возобновлялись террористические и антитеррористические акции (только за май погибло несколько сот человек). Получив известие о том, что думская фракция социал-демократов работает над созданием «военной организации» социал-демократов в войсках, правительство 1-го июня потребовало от Думы лишения членов фракции социал-демократов депутатской неприкосновенности и привлечения ее к суду за организацию военного заговора. Дума передала требование в комиссию для выяснения обоснованности. 3-го июня появился манифест о роспуске Государственной Думы и об изменении избирательного закона. (Те депутаты социал-демократы, которые не успели скрыться, были арестованы.)

            Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как «государственный переворот». Новый закон разрабатывался в условиях абсолютной секретности в течение нескольких последних месяцев. Он ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьян и национальных меньшинств, увеличивал неравенство в представительстве различных социальных категорий. Теперь голос одного помещика равнялся голосам 7 горожан, 30 крестьян или 60 рабочих. Период, который открывался Манифестом 17-го октября 1905 года, когда была сделана первая в истории попытка сочетать самодержавный режим с конституционной формой правления, пришел к концу. “Проклятый закон”, как прозвали в народе новый закон о выборах, вновь возвращал страну к самодержавию.

            На данном этапе победа была, несомненно, на стороне царской власти. Страна, уставшая от двух с половиной лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. Правительство получило покорную Думу, функции которой ограничивались утверждением представленных ей законов. Таким образом, государственный переворот 3-го июня 1907 года знаменовал собой поражение революции 1905 года и явное возражение самодержавия, которому удалось отказаться от большинства уступок, вырванных под давлением оппозиции 17-го октября 1905 года. Однако 1907 год никоим образом не был возвратом к 1904 году. По словам Витте, “революция в умах” и сила ее превосходила силу существующего режима. Страна пробудилась к политической жизни, самодержавие не представлялось отныне единственно возможной формой правления, вопрос о выборе режима стоял на повестке дня. Поначалу, в 1905 году, казалось, что от такого политического “пробуждения” выиграли либералы. Они лучше других выражали требования низших слоев, но в 1907 году их время было упущено, и попытка укоренить Думу на почве новой государственной законности провалилась. Концепция либеральной парламентской революции, которая могла бы привести мирным путем к конституционной демократии, потерпела поражение. Вместе с тем либералы хотя и не обладали реальной властью,. Но составляли большинство в обеих Думах и оказались достаточно приближенными к власти, чтобы тем самым дискредитировать себя в глазах значительной части народных масс, руководство которыми они не взяли на себя из-за страха перед яростью стихии. Народное движение все больше попадало под влияние других идей, в особенности социалистических. В итоге события 1905-1907 гг. не привели Россию к политической интеграции с демократическими режимами остальных европейских стран. Они всего лишь подорвали доверие к либералам и усилили конфронтацию между представителями крайних течений.





Литература

Пушкарев           Очерки по русской истории

Верт  Н.  История советского государства

Ключевский В. О. Краткий курс по русской истории









Ковалев В. А.

 

 

 

 

Реферат на тему:

Провал попытки установления

парламентской монархии в России

(1905 - 1907 гг.)


[1] Закон этот не был внесен в Государственную Думу, и весной  1907 г. его действие прекратилось; всего было казнено по приговорам военно-полевых судов 683 человека; жертвами  революционного террора за 1906 г .были 768 убитых и 820 раненых представителей власти - от главного прокурора и нескольких губернаторов до простых городовых.


[2] Кроме того, были изданы указ 14-го октября 1906 г. свободе старообрядческих общин и указ 15-го ноября 1906 г. Об ограничении  рабочего дня и о воскресном отдыхе торговых служащих.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты