Россия в современном мире, ее союзники и враги

Россия в современном мире, ее союзники и враги

 

План

 

 

Введение

Глава 1.Россия и мировое сообщество

Глава 2. Россия в период правления Путина В.В.

Заключение

Список литературы

Введение

 

Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене. Перед всеми странами мира, и в первую очередь Россией, встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя ответственность за выполнение заключенных им международных соглашений, в том числе и за выплату советских долгов, стала членом Совета Безопасности ООН.

На современную внешнеполитическую ситуацию  оказывают сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране.

В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России).

Цели внешней политики России претерпели изменения. На первое место вышла цель, связанная с установлением стратегического партнерства с ведущими азиатскими державами. А на "западном" направлении произошла существенная переориентация экспертного сообщества с задачи установления стратегического партнерства с США на стратегическое сближение с Европой. В значительной степени это может быть связано со сменой руководства США

Глава 1.Россия и мировое сообщество

 

Хорошо известно, что за последние годы произошли существенные изменения не только во внутренней, но и во внешней политике России. Эти изменения носили неоднозначный характер, включая смену внешнеполитических приоритетов. Соответственно, и оценки этих изменений экспертами носят также весьма противоречивый характер. В первую очередь, с качественными изменениями во внешней политике. Она, по их мнению, стала более сбалансированной в отношении Запада и Востока; внешнеполитический курс стал более соответствовать национальным интересам страны. Что же касается бытующего, особенно среди части западных аналитиков, мнения о том, что российская внешняя политика стала все больше приобретать черты конфронтационности по отношению к Западу, то российские эксперты с такой точкой зрения не соглашаются. Большинство из них считает, что внешнеполитический курс России, несмотря на произошедшие изменения, остается достаточно сбалансированным и не является излишне жестким в отношении Запада.[1]

Таблица 1

Согласие/несогласие с суждениями, характеризующими 
основной вектор перемен во внешнеполитическом курсе России 
за последние 3-4 года среди экспертов-традиционалистов и 
экспертов-западников, в %

С суждениями об основном векторе происходящих перемен во внешнеполитическом курсе России за последние 3-4 года 

Традиционалисты

Западники

Согласны

Не согласны

Согласны

Не согласны

Внешнеполитический курс России стал в большей степени соответствовать ее национальным интересам 

63,9

24,7

51,8

31,3

Внешнеполитический курс России стал более сбалансированным в отношении Запада и Востока

68,0

14,4

55,4

21,7

Внешнеполитический курс России стал излишне жестким в отношении Запада 

3,1

77,3

22,9

60,2


Согласно концепции внешней политики, утвержденной Президентом В.В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране дает основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества.

С избранием Президентом В.В. Путина отношения со странами Запада стали более открытыми, динамичными и гибкими. Российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий «холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы во Вьетнаме и на Кубе, утратившие былое стратегическое значение. С США были согласованы дальнейшие меры по сокращению ядерных арсеналов. В мае 2003 г. Вступил в силу Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он рассчитан на длительный срок и предполагает, что к 2012 г. У каждой из сторон останется не более 1700 – 2200 стратегических ядерных боеприпасов.[2]

Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом, позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в "сворачивании демократии". [3]

В 2004 году во внешней политике наблюдалось резкое ухудшение отношений с Западом, грозящее России изоляцией. На постсоветском пространстве возникли большие осложнения в отношениях с Украиной и Грузией. Внутри страны наблюдалось повсеместное снижение всякой оппозиционной активности. Обе палаты парламента, по мнению критиков, практически утратили политический вес.

Напряженность в отношениях с Украиной и Грузией, в которых в 2003-2004 годах прошли так называемые "цветные революции", стала одним из ключевых вопросов внешней политики России во время второго президентского срока Путина. В российско-украинских отношениях кризис выразился в перебоях с поставками на Украину российского газа в конце 2005 - начале 2006 годов, а в отношениях с Грузией центральную роль играл вопрос о суверенитете непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия и присутствии на грузинской территории российских миротворцев. "Цветные революции" и холодность Кремля к новым правительствам наложили негативный отпечаток на отношения России со странам Запада, что еще больше усугублялось фактом союза между Москвой и Минском, в то время как западные демократии резко осуждали режим Александра Лукашенко в Белоруссии. В отношениях c Соединенными Штатами центральное место занимал конфликт вокруг ядерной программы Ирана. [4]

В российско-украинских отношениях кризис выразился в перебоях с поставками на Украину российского газа в конце 2005 - начале 2006 годов, а в отношениях с Грузией центральную роль играл вопрос о суверенитете непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия и присутствии на грузинской территории российских миротворцев. "Цветные революции" и холодность Кремля к новым правительствам наложили негативный отпечаток на отношения России со странам Запада, что еще больше усугублялось фактом союза между Москвой и Минском, в то время как западные демократии резко осуждали режим Александра Лукашенко в Белоруссии.

Осенью 2006 года начался новый виток напряженности в российско-грузинских отношениях. Толчком для него послужил арест 27 сентября в Грузии четверых российских военных, которые были обвинены в шпионаже. Путин охарактеризовал действия Грузии как "государственный терроризм". Россияне были освобождены 2 октября, однако в тот же день Россия ввела против Грузии всестороннюю блокаду. Параллельно на территории России развернулась кампания против мигрантов из Грузии и их коммерческих предприятий. Осуществлялась депортация грузин, нелегально находившихся на российской территории, и эвакуация из Грузии российских граждан. Грузинское руководство назвало происходящее "мягкой формой этнической чистки". Зарубежные критики увидели в этом кризисе проявление имперских амбиций Путина и его ностальгии по советскому прошлому. Успех Путина видели в том, что он выбрал очень удачный момент для столкновения с Грузией: западные страны, в частности США, с их ослабевающими позициями в Ираке и Афганистане, так и не решились "повысить голос" на Россию[5].

9 октября 2006 года Северная Корея провела испытание ядерного оружия, зафиксированное зарубежными наблюдателями. Путин осудил действия КНДР, наносящие, по его словам, огромный ущерб процессу нераспространения оружия массового уничтожения. В то же время российский президент занял менее категоричную позицию, чем другие мировые лидеры, и выразил надежду на возвращение Северной Кореи в переговорный процесс.

Важным шагом внешнеполитической деятельности России является ее председательство в "Группе восьми", которое позитивно скажется на международном статусе России и обеспечит новый вклад и преемственность в работе "восьмерки". Рассмотренные на санкт-петербургском саммите вопросы международной энергетической безопасности, борьбы с инфекционными заболеваниями и проблемы образования значительно укрепят позиции Россия в глобальной экономике. Все они являются приоритетными для России, которая сегодня ставит масштабные задачи по экономической модернизации, развитию человеческого капитала, укреплению своих позиций в мировой финансово-экономической системе.[6]

Глобальной энергетическая безопасность, заявленная Россией, как крупнейшего экспортера газа и нефти, рассматривается не только как своя собственная, внутригосударственная, но и как общая проблема надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблема всего мирового сообщества. Такой подход позволит существенно увеличить позитивный капитал, накопленный Россией на международной арене в последние годы.

Глава 2. Россия в период правления Путина В.В.

 

Первый президентский срок (2000-2004)

26 марта 2000 года Путин был избран президентом РФ, одержав победу в первом туре выборов, и вступил в должность 7 мая 2000 года. В своей инаугурационной речи Путин уделил главное внимание необходимости сохранить единство страны и укрепить государство. Именно с этой задачей был связан один из наиболее значительных шагов Путина во время его первого срока - реформа федеративного устройства страны. В 2000 году были созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители президента в каждом из них. По словам Путина, этот шаг был направлен на устранение угрозы распада России. По мнению критиков, реформа оказалась не вполне удачной: одним из ее результатов стала развернувшаяся борьба за власть между полпредами и главами субъектов федерации. Кампания по усилению централизации в государстве получила продолжение позднее - после переизбрания Путина в 2004 году.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты