3. дискриминация при приёме на работу;
4. насаждение культуры, обычаев, традиций, религии и языка одного народа над другим;
5. внешний фактор, который заключается во вмешательстве зарубежных стран, имеющих определённый интерес в данном государстве (пример супер-державы США);
6. этнорелигиозный фактор.
Это основные факторы, а в каждом государстве к ним могут добавляться специфические, характерные только для данного региона, что ярко видно на примере Украины.
Объективно в украинском обществе присутствуют как факторы, способствующие сепаратистскому движению, так и те факторы, которые способствуют развитию таких движений. Положительными факторами являются:
-относительная религиозная однородность населения (славянская ветвь человеческой культуры);
- этническое тождество русских и украинцев, которые составляют 94% нашей биэтнической страны.
- особенности менталитета украинцев, которые заключаются в повышенной терпимости и невоинственности.
Но вместе с тем, если провести на политической карте Украины линию с Юго-Запада на Северо-Восток, то легко обнаружить целый ряд потенциально благоприятных для сепаратизма особенностей этих регионов. Это:
1. Этноисторический фактор:
Процесс формирования территории Украины завершился в 1954 г., а процесс трансформации ее государственности - в 1991 г., когда она стала независимой. Отдельные части нынешней государственной территории Украины длительное время находились в составе других государств. С ХIII по XVII столетие, после падения Киевского государства, этнические украинские земли захватывались и неоднократно перераспределялись монголо-татарским государством Золотая Орда, Крымским ханством, Турцией, Венгрией, Молдавским княжеством, Польшей и Литвой. Образованное в XVII в. Украинское государство также не смогло удержать свою государственную территорию, распавшись в результате гражданской войны на Правобережье и Левобережье. Со временем территория Украины была в очередной раз перераспределена между Российской империей, Польшей и Османо-Турецкой империей. Накануне 1917 г. все украинские земли находились в составе двух империй: Российской (80%) и Австро-Венгерской (20%). В 1917-1920 гг. в результате драматической борьбы, участниками которой были Украинская народная республика во главе с Центральной радой, Украинская народная республика во главе с ЦИК Советов, Западно-Украинская народная республика, Донецко-Криворожская советская республика, Республика Кубанский край, ряд других государственных образований, в том числе в Крыму, образовалась Советская Украина.
Однако и после образования Советской Украины, вошедшей в состав СССР, часть украинских земель продолжала находиться в составе Румынии, Польши, Чехословакии, а после 1939 г. - Венгрии. Лишь накануне Второй Мировой войны и по её результатам Украине в составе СССР были возвращены земли общей площадью белее 150 тыс. км2, т.е. четверть нынешней государственной территории Украины.
2. религиозный фактор:
Близко к этноисторическому примыкает регионализм, имеющий религиозные корни. При этом большее влияние в политике может иметь не глобальное размежевание конфессий по линии существования доминирующих на Украине двух церквей - православной и греко-католической, - а присоединие церковного фактора к той или другой стороне в проявлениях этнического регионализма, т.е. локальное соединение в отдельных регионах этнического и религиозного факторов регионализации, значительно усиливающих регионалистский эффект.
В качестве примера можно привести стимулирование церковного регионализма закарпатских русинов, которые при поддержке со стороны Венгрии и Словакии выступают за создание самостоятельного государства русинов на территориях нынешних Венгрии, Украины, Словакии, Польши и части бывшей Югославии. Своей ближайшей политической целью они ставят обретение Закарпатской областью статуса автономии.
Религиозный компонент здесь вполне естествен, поскольку в этой области действуют 1404 религиозные общины 22 конфессий с колоссальным имуществом и недвижимостью, практически полностью и безвоздмездно переданными им государством.
3. Более русский Юго-Восток и более украинский Северо-Запад;
4. экономический фактор:
Не менее, чем этнический, для Украины имеет значение экономический фактор регионализации. Во многом он переплетается с первым и определяется как характером исторически сложившихся экономических связей регионов Украины с регионами сопредельных государств, так и желанием регионов самостоятельно решать проблемы экономической жизни без тесной привязки к центральной власти. Его развитию способствуют:
- наличие высокого уровня теневой экономики, которая, по официальным оценкам, составляет до 60% общего объема экономической активности;
- сохранение значительного разрыва в уровнях социального и экономического развития между отдельными регионами, который стимулирует неудовлетворенность более богатых территорий несправедливым, с их точки зрения, распределением национального дохода государства;
- более промышленный и зависимый от поставок сырья из России левобережный регион с преобладанием тяжёлой промышленности, машиностроения и энергетики военного производства и аграрный правобережный;
- стихийная, спонтанная регионализация функций государственного управления и принятия решений в социально-экономической сфере после выборов местных Советов и их председателей при отсутствии правовых актов, определяющих компетенцию и статус новоизбранных органов власти;
- слабость и продолжительная незавершенность процесса становления статуса и компетенции центральных органов государственной власти на Украине (парламент, президентские структуры, Кабинет министров). Принятая 28 июня 1996 г. Конституция Украины и ранее Закон о местном самоуправлении далеки от реализации. Это одна из причин того, что местные элиты тех территорий, экономикой которых в советские времена руководили преимущественно из Москвы, не признают авторитета нового центра, подвергают сомнению способность киевских органов власти построить собственное государство и вывести экономику из кризиса;
- низкий уровень внутренней кооперированности производства отдельных территорий в пределах Украины на фоне преимущественно односторонней внешней направленности хозяйственных связей, особенно на Россию;
- отсутствие до принятия Конституции Украины правового механизма бюджетного регулирования, которое осуществлялось преимущественно на основе двусторонних договоренностей отдельных территорий и Центра;
- отсутствие эффективных правовых актов, которые бы разграничивали компетенцию территорий и Центра в сфере управления экономикой.
5. более урбанизированный Юго-Восток с большей частью населения страны по сравнению с Северо-Западной частью;
6. в Юго-Восточной части расположены достаточно крупные индустриальные центры, такие как Днепропетровск, Донецк, Харьков, Одесса, таких на Северо-Востоке нет;
7. касательно исторической культуры этих регионов, то это Юго-Восток, направленный больше к России и Северо-Запад, напрвленный ближе К Польше, Венгрии.
Благодаря президентствованию Виктора Ющенка Украина приобрела ещё несколько факторов, способствующих развитию сепаратизма в нашей стране. Это проблема лжегероев, когда повстанцев ОУН-УПА приравняли по статусу к Ветеранам Великой Отечественной войны, что для первых является незаслуженной почестью, а других жестокой несправедливостью.
Кроме того, остро встал вопрос о языках. Как не парадоксально, но в нашем государстве 1 язык не объединяет нас, а наоборот носит характер насаждённого почти для половины населения. А всё потому, что это «из-под палки». Нам навязывают украинское телевидение, украинское обучение, украинский документооборот. Мне кажется, если бы украинизация носила бы более лояльный характер, то ситуация была бы поспокойней. Потому что все эти процессы должны происходить постепенно, с грамотным подходом. А в нашем случае мы имеем то, что имеем: во-первых, это неграмотный перевод телерадиопередач, зато он украинский, во-вторых, отвращение и в некотором роде ненависть к украинскому языку.
Пока что сепаратизм в Украине - это патологическая реакция части региональных элит, вызванная их невозможностью действовать демократическими, легальными средствами и решать конфликты в борьбе за власть путем подчинения украинской Конституции и законам, уважения к воле избирателей, а не к заранее спланированным политическим результатам.
4. Унитаризм Украины
Независимая Украина - унитарное государство. В ее состав входят 24 области и два города республиканского подчинения - Киев и Севастополь. Кроме этих административно-территориальных единиц в составе Украины находится Автономная республика Крым.
В процессе разработки и принятия Конституции развернулись дискуссии относительно возможных изменений формы государственного и территориального устройства Украины. Сохранить на Украине унитарное государство или избрать путь, ведущий к федерализации, - проблема, острота которой после принятия Конституции спала, но которая продолжает оставаться актуальной.
Точка в этой дискуссии, хотя бы на время, поставлена в ст. 2 Конституции, в которой говорится, что "Украина является унитарным государством".(3) Государственная аргументация исходит из необходимости решения специфических для государства задач. Одна из них - консолидация украинского народа, поскольку достижение национального и политического единства сегодня является одной из наиболее острых проблем украинского государства. Унитаризм в условиях Украины - это и гарантия обеспечения территорильной целостности, нерушимости государственных границ. Важное значение такое государственное устройство будет иметь и для обеспечения территориального верховенства государства. Унитарное устройство позволит осуществить мероприятия по укреплению центральной власти, которая продолжает оставаться слабой. Унитаризм воспринимается и как средство противодействия тенденциям сепаратизма и ирредентизма.
Особое значение унитаризм может иметь в переходный период для решения задач экономической трансформации на Украине как средство для осуществления единой государственной экономической политики по достижению не только политического, но и экономического суверенитета, как механизм формирования новой системы рациональных и диверсифицированных хозяйственных связей без ориентации только на одно государство, осуществления структурной перестройки, как мощный рычаг осуществления на всей территории страны единой политики в области отношений собственности.
Известно, что в мире существует только 21 федерация, остальные государства - унитарные. Для мировой практики было бы уникальным случаем, если бы унитарное государство по инициативе центрального правительства было превращено в федерацию.
5. Последствия возможной федерализации Украины
Положительные:
Сепаратизм - явление, потенциально присутствующее в любом государственном образовании и активизирующееся в определенных условиях, под воздействием различных групп факторов, связанных с политической и социокультурной трансформацией общества, существенным ослаблением или усилением центральной власти. Сепаратизм имеет не только негативные, но и позитивные функции в политическом процессе и не всегда ведет к распаду государства. Целями сепаратизма выступают сецессия, ирредентизм или политическая автономия. Целями власти в конфликте с сепаратизмом является сохранение политического суверенитета и территориальной целостности, интеграция и консолидация отдельных регионов и страны в целом.
Сепаратизм имеет не только негативные, но и позитивные функции в политическом процессе и необязательно ведет к распаду государства. Стабилизация социально-политической обстановки в стране, продуманная государственная региональная политика способствуют нейтрализации проявлений сепаратизма, позволяют отодвинуть его на периферию политической жизни, хотя и не устранить полностью.
Позитивными функциями сепаратизма являются:
- Сигнально-информационная, фиксирует недовольство политикой центральной власти и сигнализирует о социокультурных, экономических и политических интересах населения региона.
- Политическая социализация населения: усиление внимания жителей к политике федеральных и региональных властей, увеличение политической активности масс
- формирование местной полит элиты
- корректировка региональной политики федеральных властей
- инициирование подготовки к принятию полит решений, адекватных потребностям региона
- ликвидация социально правовых основ межрегионального неравенства
Основными аргументами федеративного устройства на Украине являются следующие. Описанные выше различия между отдельными регионами Украины, например Крымом, Донбассом, с одной стороны, и Галичиной - с другой, являются настолько существенными, что сохранение унитарного устройства не позволяет учитывать эту специфику и ведет к игнорированию центральной властью специфических интересов территорий. Это касается вопросов языка, истории, культуры, религии и не в последнюю очередь экономики и экономических связей. Важным аргументом экономического характера в пользу федерализма является то, что в унитарном государстве осуществляется несправедливое по отношению ко многим регионам, особенно индустриально развитым, перераспределение национального дохода, бюджета. Кроме того, значительное расширение экономической самостоятельности регионов является предпосылкой перехода к рыночному хозяйству. Такая самостоятельность может быть достигнута лишь при условии перехода к федеративно-земельному государственному устройству Украины.
Отрицательные:
Негативные для Украины последствия федерализации связывают с тем, что:
а) она имеет пока очень слабую власть в Центре, многие ветви власти еще до конца не сформированы, например, отсутствует Конституционный суд. Федерализация в этом случае может приобрести собственную инерцию, что вообще может поставить под вопрос существование Украины как государства;
б) существующие элементы федерализации, связанные с Крымом, доказывают опасность развития по варианту "а";
в) фактор экономической регионализации, как в случае с планами объявления Закарпатской области свободной экономической зоной, может неконтролируемо перерасти в фактор федерализации и быстро стимулировать процесс распада государства;
г) федерализация могла бы поднять и вопрос о столице, на которую может претендовать Харьков;
д) очень важным фактором является то, что, имея общую протяженность границы 8215 км, Украина заключила договор о признании границ только со Словакией и Польшей; таких договоров нет с другими сопредельными государствами - Россией, Белоруссией, Молдавией, Венгрией, Болгарией. Вместе с тем на границах со всеми этими государствами проживают этнические группы, тяготеющие к своей титульной нации.
Как видно, федерализм несет для Украины больше проблем, поэтому она и обратилась к унитаризму.
Федеративное устройство могло поставить под угрозу сохранение территориальной целостности, территориального верховенства государства, резко стимулировать все региональные тенденции, в том числе и связанные с реанимацией давних противоречий между отдельными регионами, возникновением проблем перераспределения территорий, что совершенно очевидно привело бы к расколу Украины и потере ее государственности.
6. Крымская проблема на Украине: карлик,
способный взорвать все
Статус Крыма - это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом. Значительное влияние в Крыму имеют политические силы пророссийской ориентации, отстаивающие создание на полуострове независисмого государства, которое строило бы свои отношения с Украиной на основе государственного договора. Другими словами, речь идет о переходе сначала к конфедеративным связям Крыма с Украиной, а затем и к полному оформлению самостоятельной крымской государственности. По такому сценарию создание самостоятельной крымской государственности, с точки зрения лидеров этих сил, откроет правовые возможности для объединения Крыма с Россией.
Тем не менее, представляется, что русский сепаратизм в Крыму во многом себя исчерпал. На политическую арену все более определенно выступает крымско-татарский сепаратизм, который гораздо более радикален в своих действиях. В основе он имеет межрелигиозный характер и является проявлением исламского фундаментализма. В настоящее время 400 тыс. крымских татар, живущих в Крыму, собираются увеличить свою численность до 2 млн. за счет родственников из Турции.
Известны и турецкие интересы относительно Крыма. Предметом конкретной турецкой политики является расширение экономического (через сеть банков и коммерческих структур с турецким капиталом), а затем и политического присутствия в Крыму. На этой почве в начале 1996г. произошло резкое охлаждение отношений между Турцией и Украиной. Для последней стала откровением напористость, с которой Турция продвигается в Крым. По степени реальности угрозы турецкий сепаратизм уже сравним с русским. Украина оказывается между двух огней на фоне того, что в России отсутствует понимание исламской угрозы в Крыму и продолжается муссирование крымской проблемы в антиукраинском контексте. В результате оказывается, что для Украины Турция и Россия в этом смысле находятся "в одной лодке".
В этой мутной воде Меджлис крымскотатарского народа, умело разыгрывая карту, завоевывает позицию за позицией. В решениях III курултая формально осуждается русский сепаратизм в Крыму, но поскольку Украина обвиняется чуть ли не в проведении "геноцида" в отношении крымских татар, последние угрожают переходом на российскую сторону, если она не признает политические права Меджлиса и не включит его в структуру органов государственной власти.
В результате Украина должна, исходя из реалий, просчитывать возможность и такого варианта развития событий в ближайшей перспективе:
1) через турецкую поддержку Меджлис провоцирует активизацию политического неповиновения крымских татар, о которой он уже заявил, и начинает террористические акции;
2) Россия в этих условиях может иметь формальный повод объявить Крым зоной своих жизненных интересов и посылать войска для защиты русских и русскоязычного населения, которых в Крыму большинство;
3) в результате в конфликт ввязывается Турция при поддержке НАТО, и мир получает конфликт гораздо более опасный, чем чеченский.
Поэтому рациональное разрешение проблемы крымского сепарпатизма может лежать только в юридическом и политическом поле Украины. Ибо российское политическое присутствие в Крыму Турция через Меджлис также встретит акциями дестабилизации.
Для полноты картины следует указать на то, что национально-патриотические силы Украины, особенно их праворадикальное крыло УНА-УНСО, отстаивают идею об ошибочности создания крымской автономии и предлагают сделать ее обычной областью Украины. Политическая абстракция - наиболее мягкая оценка этого проекта, осуществление которого развязало бы уже сегодня начало вышеописанного сценария.
Выводы
Стремление отдельных регионов и этнотерриторий в составе многонациональных государств к обособлению становится источником социальной, политической и экономической нестабильности, а главное, несет угрозу вооруженного противостояния, открытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, появлению беженцев, разрушению региональной хозяйственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что сепаратистские процессы являются негативными и для государства в целом: нарушается механизм функционирования политической системы, падает легитимность центральной власти, общегосударственная идеология испытывает кризис. Сепаратизм, создавая угрозу государственному суверенитету, подрывает территориальную целостность, нарушает принципы геополитической безопасности государства, снижая его международный престиж.
Литература
1. Политика и политология: Уч. пособие для студ. высших учеб. заведений – Одесса: ОКФА, 1998 – 208с.;
2. #"#">#"#">http://0da-nu0.livejournal.com/12006.html
5. http://planetadisser.com/see/dis_98144.html
Страницы: 1, 2