Смена политических элит в России в 80-90-е гг. XXв.

Многие политологи считают, что для воспитания подлинно демократической элиты понадобятся многие годы. Политическая культура не только старой, но и в определенной мере новой элиты отражает уровень политической культуры тоталитарного общества, в котором политическая апатия людей легко переходит в политический экстремизм. Польский политолог С.Вильнович отмечает, что демократии в обществе ровно столько, сколько демократической культуры. А ее увеличение - очень длительный процесс. Он пойдет нормально, если его участники признают себя лишь учениками в деле демократии и не будут считать себя демократами только потому, что они боролись с тоталитаризмом.

                Известно, что в демократических (или хотя бы нетоталитарных) странах формирование контрэлиты происходит в недрах старой социально-политической структуры в среде оппозиции. Ситуация в России и других странах СНГ в этом смысле очень специфична. В условиях тоталитаризма указанный процесс деформировался, затормаживался и интенсифицировался лишь в конце восьмидесятых годов. Новая элита частично формировалась в недрах КПСС, частично из лидеров неформальных движений. Новая элита в отличие от старой, неоднородна с точки зрения как политического происхождения, так и профессиональных качеств, идеологических ориентаций.

Старая  элита была закрытой элитой, элитой кабинетных интриг, не умеющей общаться с рядовыми гражданами. Посттоталитарная элита выдвинута в значительной степени «снизу». Однако, после того как она пришла к власти, быстро обнаружилось, что качества, которые необходимы правящей элите, сильно отличаются от качеств, необходимых оппозиционерам. От новой элиты требуется не столько выступать на митингах, сколько каждодневно и квалифицированно управлять обществом. Новая элита оказалась в большинстве случаев не готова к этой роли. Пока новая элита вызывает в народе лишь разочарование. Дело вовсе не в профессионализме (он - дело наживное), просто новая элита в своем большинстве не выдержала испытания властью.

Тут возникает деликатный вопрос: а возможна ли элита без институциональных привилегий, и если это возможно, то будет ли «дешевая» элита оптимальной? Ведь отсутствие всяких привилегий в условиях напряженной работы может помешать сформировать элиту из действительно лучших, талантливых управленцев (иначе они уйдут в бизнес или в другие структуры). Высокие посты могут потерять для них привлекательность. Не наивно ли рассчитывать на то, что элита будет состоять целиком из подвижников, идеалистов, думающих лишь о том, чтобы бескорыстно служить народу. Тут сталкиваются леворадикальная и консервативная точки зрения.

Сторонники первой точки зрения исходят из того, что если элита будет обладать привилегиями, то она будет думать не об интересах народа, а о защите этих самых привилегий и с течением времени превратятся в группу, противостоящую народным массам. Носители консервативных умонастроений возражают, досадливо отмахиваясь от «назойливых» требований элитаристов. Зачем говорить только о привилегиях элиты? Подумайте сначала об ее огромной ответственности. Ведь если ее представители будут думать о хлебе насущном, то они с неизбежностью будут хуже управлять обществом. В результате общество только потеряет.

                Кто прав в этом споре? Многие полагают, что решение этой дилеммы - нахождение оптимума, «золотой середины», а точнее - нахождение той тонкой грани, когда необходимые для выполнения политических и иных функций права (пусть это будут даже привилегии) не перерастали бы в злоупотребления, чтобы элита не превратилась в группу, эксплуатирующую общество.

 


Социологический портрет элиты


 

Высшее

 руководство

Партийная элита

Парламентск-ая элита

Правительст-во

Региона-льная элита

Бизнес-элита

В

целом

При Брежневе

61,8

 

59,1

41,9

61

59

нет

56,6

При Горбачеве

54,0

54,9

44

56,2

52

нет

52,2

При Ельцине

53,1

нет данных

46,5

52

49

42,1

 48,5

Таблица 1

Средний возраст элиты.

 

                Из таблицы 1 видно, как помолодела элита за последние 10-15 лет. При Горбачеве произошло выравнивание возрастов по элитным группам. Традиционные партийно-государственные структуры помолодели. А вот относительно демократически избранный парламент наоборот постарел. Это явление можно объяснить как следствие искусственного его омоложения в брежневский период. Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть страны как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и колхозников. Выборы в декабре 1993 года показали, что наиболее рациональный возраст для государственной работы - 46 лет.


 

Высшее

 руководство

Партийная элита

Парламентск-ая элита

Правительст-во

Региона-льная элита

Бизнес-элита

В

целом

При Брежневе

3,9

4,3

32,8

0

0

нет

8,2

При Горбачеве

5,7

8,4

8,4

нет

данных

0

нет

5,6

При Ельцине

2,3

8,6

11,2

2,9

0

0

4,2

Таблица 2

Женщины в элите

(в процентах от численности группы по столбцу)

 

                Доля сельчан в окружении Б.Н.Ельцина сократилась в пять раз. Даже среди региональных руководителей - самой близкой к селу группы - доля выходцев из сельской местности сократилась в два раза. В целом доля сельских выходцев (таблица 3) за последние 10-15 лет сократилась в 2,5 раза. Можно сказать, что теперь страной правит группа людей, отличающаяся совершенно другой ментальностью от прежних лидеров хотя бы потому, что их социализация происходила в других условиях.

 

Высшее

 руководство

Партийная элита

Парламентск-ая элита

Правительст-во

Региона-льная элита

Бизнес-элита

В

целом

При Брежневе

57,7

59,2

нет

 данных

45,6

66,7

нет

57,3

При Горбачеве

48,6

48,5

55,7

нет

 данных

65,6

нет

54,6

При Ельцине

12,5

22,9

нет

данных

22,9

33,8

22

22,8

Таблица 3

Выходцы из села в элите

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты