СМИ и их роль в политической системе зарубежных государств

Проблема эффективного регулирования деятельности СМИ пока остается открытой. Однако из этого никак не следует умаление роли данного социального института как фактора политической жизни современного общества. Более того, весьма вероятно, что они станут одним из фундаментальных институтов грядущего, информационного, общества; в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ.[6]


7. Коммерческая система организации средств массовой информации на примере США

Как отмечалось ранее, частная система организации СМИ получила свое развитие в США. Основные теле- и радиокомпании, крупнейшие газеты и журналы этой страны принадлежат частным владельцам. Три четверти акций главных американских телекомпаний во власти крупнейших банков, таких как "Чейз Манхзттен", "Морган гарэнти траст", "Ситибанк" и "Бэнк оф Америка". Представители крупнейших банков и корпораций, так или иначе, представлены в редакционных советах информационных корпораций. В свою очередь многие директора ведущих газет, журналов и телекомпаний являются партнерами банков, страховых агентств, юридических фирм, университетов и всевозможных фондов.[6] Американские СМИ не имеют равных в мире по их количеству, разнообразию и техническим возможностям. Весь мир смотрит американские боевики, комедии, мюзиклы, "мыльные оперы" и мультфильмы. Почти всюду они занимают значительное место в сетке вещания местных телеканалов. Самым массовым и влиятельным СМИ в США является, несомненно, телевидение. Три общенациональных канала - Эй-би-си, Си-би-эс и Эн-би-си - безраздельно царили в эфире несколько десятилетий. Затем им составили конкуренцию сотни кабельных каналов и телесеть "Фокс". Американское телевидение - бойкое, зрелищное и скорое на перемены. Оно живет, прежде всего, за счет рекламы, а потому новые программы постоянно рождаются и умирают в зависимости от рейтинга зрительских симпатий. В стране насчитывается около 10 тысяч коммерческих радиостанций. В больших городах они узко специализируются на обслуживании конкретной аудитории. Человек с любыми музыкальными предпочтениями, родным языком и определенными взглядами на жизнь найдет волну по своему вкусу. Новостные и спортивные станции в основном вещают на средних волнах, музыкальные - на FM. [3]

Свобода слова в США гарантирована Конституцией, и некоторые вещатели предоставляют эфир носителям крайних политических и религиозных воззрений. Ремарки некоторых ведущих также иногда выходят за рамки хорошего вкуса. Американское радиовещание, в отличие от телевидения, частично финансируется государством. Национальное общественное радио, включающее в себя около 600 станций по всей стране, предлагает слушателям качественные новости, музыку и ток-шоу без рекламы. Его аудиторию составляют, прежде всего, люди образованные. Многие радиовещатели пользуются также частными грантами. Ряд университетов и колледжей содержит собственные станции. В отличие от Европы, США практически не имеют общенациональной прессы. Подавляющее большинство из примерно полутора тысяч ежедневных газет рассчитаны на читателей одного штата или большого города, хотя некоторые издания, в особенности "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", известны и авторитетны во всем мире. Америка - родина интерната. Интернет ставят в ряд с такими изобретениями человечества, как речь, письменность, печатная книга. Впервые электронным образом газеты стали доставляться в начале 1980-х годов в рамках эксперимента, в котором участвовал ряд печатных изданий, в том числе «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост». Но в силу дороговизны и узости рынка эксперимент был прерван. В массовом порядке периодические печатные издания начали создавать свои электронные версии на сайтах под своим именем в 1993-1995 годах, а бум создания электронных газет пришелся на 1996 год, когда насчитывалось около 450 сайтов, представляющих только газеты, не говоря уже о других периодических изданиях. Сейчас из более чем 5000 газет в сети 3520 производятся в США.[12]

Все средства массовой информации в США можно условно поделить на четыре блока.

§     I блок – пресса (газеты, журналы)

("Вашингтон пост", "Нью-Йорк таймс", "Ю-эс-эй тудей", "Крисчен сайенс монитор" и т.д., а так же |наименее популярные издания).

§     II блок – телевидение (телесети и каналы) |

(Эй-би-си, Си-би-эс, Эн-би-си, "Фокс", Си-эн-эн и т.д.)

§     III блок – радио (государственные структуры и коммерческое вешание)

("Нешнл паблик радио", "Клиар чэннел", "Инфинити" и т.д.)|

§     IV блок – агентства новостей

(Ассошиэйтед пресс, Юнайтед пресс интернешнл, Блумберг бизнес ньюс, "Нью-Йорк таймс", "Вашингтон пост" и т.д.)[9]

8. Государственная система организации средств массовой информации на примере Франции

Основные расходы на организацию СМИ во Франции берет на себя государство. Установление подобной модели происходило во времена президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду. Обосновывалась она теоретическим доводом, что в многопартийной, плюралистической стране свобода печати реально возможна, если только она подконтрольна правительству. При этом считалось, что государство должно выступать в роли влиятельного политического арбитра, гарантирующего плюрализм взглядов. Благодаря такой политике Франция к концу XX в. оказалась обладательницей одной из наиболее развитых в техническом отношении коммуникационных систем. Следует заметить, что и в этой стране есть телекорпорации со смешанным капиталом, а также чисто коммерческие информационные структуры.[6] У французов великое множество местных газет и несколько общенациональных, выходящих ежедневно - одна для крайне правых, одна для крайне левых, одна для правого крыла правого центра, одна для левого крыла правого центра и так далее. По мнению французов, газеты - это, прежде всего текст, а не картинки; они должны нести действительно серьезную информацию, а не печатать объявления, должны содержать солидные материалы, а не пикантные сплетни. Но равновесие должно быть все равно. Вот потому-то у французов есть и столь любимые ими комиксы, и еженедельник «Канар Аншене» («пойманная лиса») - французский вариант «СПИД-ИНФО». Есть у них и «Пари Матч», хотя это, скорее, социальный институт, а не журнал. Французы очень любят его - ведь он подтверждает именно то, во что они сами так хотели бы верить: это они, французы, самые умные, самые ловкие, самые красивые, самые артистичные люди в мире, и, кроме того, они всегда в центре всеобщего внимания. Французы совершенно не желают, чтобы этот журнал вскрывал ошибки государственных деятелей или описывал недостатки и слабости великой Франции. «Пари Матч» неустанно доказывает, что Франция всегда была и есть впереди планеты всей. Во Франции в настоящее время существует порядка 1000 издательских домов (3000 изданий в месяц). Ежегодно появляется 900 новых изданий, при этом 1000 изданий прекращают свое существование. Основным экспедитором является компания NMPP, контролируемая издателями. Кроме этого 32% издательств работают с другими экспедиционными центрами. Экспедитор доставляет тиражи региональным оптовикам, которые распределяют издания по розничным точкам. Так же неотделимую роль в жизни страны играет радио. На французском радио есть поп передачи, передачи местных радиостанций, передачи в стиле ретро, передачи, посвященные серьезной музыке, спортивные и новостные передачи, а также всякие лотереи и игры-угадайки, когда нужно самому звонить в студию или же ведущий звонит из студии по частным телефонам. Однако там нет ни одной передачи, обладающей стопроцентной лояльностью по отношению к государству. Телевизор французы смотрят исключительно потому, что там показывают новости, передачи на спортивные темы и старые французские фильмы. Францию называют страной журналов, так как она занимает 1-е место среди стран ЕС по количеству покупаемых журналов среди людей в возрасте старше 15 лет. По данным статистики, на каждую 1000 человек во Франции приходится 1354 экз. журнальной периодики и только 150 экз. ежедневных газет. В стране выходит более 10 тыс. различных изданий. Из них более 100 ежедневных газет, общим тиражом 12 миллионов экземпляров. Крупнейшие газеты: "Юманитэ", "Фигаро", "Франс суар", "Ле Монд".[16]

9. Общественно-правовая система организации средств массовой информации на примере Швеции

Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы, ее площадь - 450 тыс. квадратных километров (174 тыс. квадратных миль) с «ярко выраженной экспортной направленностью»: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национального продукта и более 30% промышленных товаров. Швеция принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных капиталистических стран. Экономике страны свойственна высокая степень концентрации производства и капитала. Монополизация экономики очень высока в Швеции. В Швеции общий тираж ежедневных газет - 4 миллиона экземпляров! Это очень высокий показатель, который говорит о влиянии прессы на шведское общество. В регионах наибольшей популярностью пользуются именно региональные, а не центральные газеты. У шведского рынка нет чёткого разделения между бульварными газетами для большинства и изданиями для элиты. Ежедневные качественные газеты читают во всех слоях общества, вне зависимости от уровня образования и доходов. Шведское государство поощряет создание новых газет - в том числе за счёт налоговой политики. Тем, кто проигрывает в конкурентной борьбе, предоставляются субсидии. Цель выдачи таких субсидий – способствовать многообразию средств печати. Такая помощь не налагает обязательств на газету, а, следовательно, не ущемляет ни права журналистов, ни свободу печати в целом. Государство считает, что граждане должны получать информацию из разных источников. На телевизионном рынке Швеции сегодня большое разнообразие каналов, в том числе коммерческих, финансируемых за счёт рекламы. Кстати, шведская компания MTG, которая владеет многими из этих каналов, является крупным инвестором и на российском рынке масс-медиа. Несмотря на рост популярности коммерческих каналов в Швеции, общественное телевидение не сдаёт свои позиции. Оно финансируется за счёт абонентной платы с населения. В результате на общественных каналах Швеции практически нет рекламы. По своей структуре шведское общественное телевидение является акционерным обществом. Его акциями владеет независимый фонд. Правление фонда назначается правительством после консультаций со всеми партиями в риксдаге. В правление включают, в том числе, представителей неправительственных организаций. Однако ни правление, ни риксдаг или правительство не имеют права влиять на содержание программ или осуществлять цензуру. Вообще в Швеции практически невозможно оказать давление на журналистов. На страже их прав – законы и традиции. Первый Акт о свободе печати появился в Швеции ещё в (1766) году – раньше, чем где-либо в мире.

В основе журналистских свобод лежат три принципа.

1. Принцип всеобщего доступа к информации, в том числе к государственным документам.

2. Принцип свободы предоставления информации. Это означает, что любой человек, например чиновник, может анонимно поделиться с журналистом любой информацией.

3. Принцип максимальной личной защиты. Всю ответственность за материал несёт не сам автор, а ответственный издатель.

Вместе с тем при любых обстоятельствах журналист не должен выходить за рамки профессиональной этики. В Швеции на страже кодекса чести стоят Совет по делам прессы и прессомбудсман (в его обязанности входит рассмотрение жалоб граждан на публикации журналистов). Деятельность Совета финансируется Союзом журналистов и Ассоциацией издателей газет. Швеция стала первой страной в мире, где журналисты добровольно создали такую систему самоограничений. Шведские СМИ занимают центральное место в деле предоставления гражданам доступа к информации. Считается, что это фундамент демократии. Такое же важное значение имеет собственное, независимое наблюдение СМИ за работой власти. Власти Швеции находятся под постоянным давлением СМИ. Благодаря этому служители народа, лучше делают свою работу.[19] В судах Швеции истцы часто подкрепляют свои судебные иски решениями и заключениями независимых органов саморегулирования СМИ. А суды, в свою очередь, очень часто обосновывают свое решение этическими принципами и мнением Совета по делам прессы. Это обстоятельство крайне не удобно для журналистов, поскольку результаты добровольного процесса, финансируемого самой прессой, используются впоследствии против нее же.

В 1916 году был создан Совет по взаимодействию прессы. В его состав входят: Клуб издателей, Ассоциация шведских журналистов, Союз издателей Швеции, Радио Швеции, Телевидение Швеции, Образовательное радио и Союз радиовещателей. В состав Совета входят 6 человек: 3 (от общественности, включая судью – Председателя Совета), 3 (от газет: 1 – от Ассоциации газетных издателей, 1 – от Союза журналистов, 1 – от Национального пресс-клуба). Финансируется Совет за счет штрафов и выговоров, которые получают СМИ. Совет возглавляет судья, как правило, Верховного или Верховного административного суда. На данном этапе для урегулирования работы СМИ действует так называемый этический кодекс прессы, радио и телевидения. Принят он в 1978 году Советом по взаимодействию прессы. Действует и до сих пор, правда, с поправками и изменениями. Согласно тексту кодекса, профессиональная этика заключается главным образом не в применении раз и навсегда установленного набора правил, а в постоянной ответственности журналиста за все свои действия. Цель кодекса - способствовать выработке профессионального поведения у работников прессы, радио и телевидения. [18]

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены три основные системы организации СМИ: частная (коммерческая), применяемая в США, государственная во Франции и общественно-правовая в Швеции. Ни один из рассмотренных мной способов общественной организации СМИ не является универсальным и безупречным. Казалось бы, общественно-правовую модель можно было бы рассматривать как образцовую, позволяющую сводить к минимуму использование СМИ в манипуляционных целях. Однако эта модель в настоящее время является скорее нормативным идеалом, который лишь отчасти представлен в политической практике западноевропейских стран. На самом деле в Швеции, Великобритании, ФРГ, Италии и других странах, которым присуща эта система, образовалось сосуществование общественных и частных каналов массовой коммуникации. Внутри СМИ идет постоянная борьба между тенденцией к полной коммерциализации и тенденцией к контролю за их деятельностью со стороны общественных организаций и групп. Государственная модель тоже смотрится очень даже не плохо. Основные теле- и радиокомпании принадлежат государству. Оно же осуществляет контроль над наиболее крупными газетами и журналами. Казалось бы, модель тоже может претендовать на роль образцовой. Но именно такой контроль государства и его идеология искажает действительность. Возможно, из-за тщательного отбора пропускаемой информации все французы считают себя самыми лучшими в мире, а еще они обязательно должны быть в центре всеобщего внимания. Нельзя сказать, что такая государственная политика плоха, но хорошей ее назвать трудно. Название модели, характерной для США – коммерческая – говорит само за себя. Сразу же ясно, что основные теле- и радиокомпании, крупнейшие газеты и журналы этой страны принадлежат частным владельцам. Возможно, именно поэтому, данные СМИ не имеют равных в мире. Благодаря этой системе, американцам никто не уступает по количеству, разнообразию и техническим возможностям СМИ. Ведь именно в этой стране в данной сфере создана конкуренция. А сама борьба за лидерство существенно влияет на качество и подачу информации. Но у этой системы есть свой минус. В Америке частные каналы отвечают, прежде всего, интересам крупного бизнеса. Ведь именно его представители являются владельцами различных СМИ и поэтому они напрямую устанавливают контроль и навязывают свою точку зрения, пусть даже через размещение рекламы. А это не всегда хорошо.

Литература


1.                       Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., Изд-во «Эксмо». 2003.

2.                       Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы – М.: Прометей, 2004.

3.                       Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Ч. I–ХI: Сборник /Отв. ред. Я.Н.Засурский. Спб - ПИТЕР 2001.

4.                       Ильченко С.Н. Телевидение новейшего времени: последствия виртуализации реальности // Техника кино и телевидения. 2003. №9.

5.                       Коган В.З. Качество информации и мир инфологем // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск. 1993.

6.                       Мельник В.А. Политология. 5-е издание, переработанное и дополненное – Мн.: Вышэйшая школа, 2006.

7.                       Менеджмент СМИ в 2002 году: Сборник / Под ред. В.Л.Иваницкого. 2003.

8.                       Науменко Т. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию. Вопросы психологии. 2003. №6.

9.                       Прохоров Е.П. Режим диалога для демократической журналистики открытого общества: Уч.-метод. пособие. М.: Инфра-М 1999 г.

10.                   Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981. Т. 1.

11.                   Смолян Г.Л., Зараковский Г.М. Политико-идеологическая составляющая информационно-психологической безопасности // Общественные науки и современность. 1997. №5.

12.                   Тертычный А.А. Колледж журналиста. Цикл лекций // Журналист № 1–12. 1999

13.                   Фисенко П.И. Общая теория безопасности. М., 1994.

14.                   Хейвуд Э. Политология/Э.Хейвуд.М., 2005.

15.                   Цыганков П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Московского университета. – Сер. 18: Социология и политология. – 1999. – № 4

16.                   Шарончикова Л.В. СМИ Франции//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2001. – № 5.

17.                   Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. – Ч. 1. – М.: [Российская академия управления], 1992.

18.                   Этический кодекс для работников прессы, радио и телевидения (Швеция), 1978 г., с учетом поправок, внесенных в 1995 г.

19.                   Юхан Муландер (посол Швеции), Текст выступления на медиа-форуме Татарстана о роли СМИ в Швеции от 19 мая 2006 года.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты