СНГ: на пути к экономическому союзу

     Постсоветские страны распределяются только между двумя из четырех обобщенных групп валютного режима,  представленных в таблице. В России, Беларуси,  на Украине, в Казахстане, Кыргыстане, Молдове, Армении и Грузии действует или режим независимо плавающей валюты, или (Беларусь) другие режимы управляемого плавания - оба режима принадлежат к обобщенной группе  более  подвижного  режима.  Ни одна страна СНГ не имеет режима “составной валюты” или режима  “ограниченной  подвижности по отношению к одной валюте или группе валют”. Это значит, что даже те члены СНГ, которые с наибольшей вероятностью могут ядро Содружества, не имеют ни возможности, ни желания - по крайне мере сейчас - присоединиться к ЕВС или заключить аналогичные  соглашения в постсоветском экономическом пространстве.  Что касается трех прибалтийских государств,  то там ситуация,  конечно, несколько иная, потому сто соглашения  об ассоциации с ЕС,  которые они подписали в июне 1995 г., и вытекающий из них статус свободной торговли,  по всей вероятности, заставит  эти  республики  очень тщательно изучить “за” и “против” присоединения к ЕВС,  несмотря на связь литовской  валюты  с  долларом США, а  латвийский  - с СДР (этот вывод неоднозначен,  учитывая тесную связь эстонской валюты с немецкой маркой, в чем проявляется тенденция, которая вероятнее всего скажется и на ЕВС в целом).  В отличие от формирования ЕВС, образование постсоветской междуна-родной валютной системы не имело четкого  теоретического  обоснования.  Однако это не означает, что за этим процессом не стояло вообще никакой философии: она действительно существовала, но это была “философия принудительной интеграции”,  т.е.  защиты национальных интересов в неблагоприятном окружении (“дать меньше,  взять больше”) - с одной стороны, и уменьшения потерь - с другой.  Страны СНГ,  склонные к “розовому оттенку” в экономической  политике,  колеблются  между  системами,  если пользоваться терминами европейской валютной интеграции,  “образца 1997 г.”, между проектами единой валютной системы, похожими на “третью стадию”, и  идеями многостороннего клиринга,  потому что они занимаются в основном срочном насущими проблемами без ясного  понимания  системного характера логически непротиворечивых подходов.  Те,  кто с энтузиазмом прилагают опыт валютной интеграции в Западной Европе к  условиям  СНГ, игнорируют политическое  отношение постсоветских эконотемы. Учитывая нынешние центробежные тенденции в том, что касается относительной значимости отношений внутри СНГ,  структуру взаимной торговли и расхождение национальных экономических механизмов,  трудно представить,  что,  при улучшении финансовой ситуации, постсоветские экономики рискнут создать общую валютную систему.

Заключение.

    Механизм экономической интеграции,  и в частности интеграции  в финансовой сфере,  в  Европейском  Сообществе/Европейском Союзе всегда был образцом для интеграции в других частях мира,  включая постсоветское экономическое пространство.  Опыт интеграции в Западной Европе является своеобразным примером для понимания проблем и нахождения  путей для их решения.  Однако ни принципы и правила, ни понимание определенных стадий процесса интеграции,  развития институтов  и  разработки соглашений не  остаются неизменными,  когда они переносятся на другие регионы, даже в пределах Европы.

     Недавняя история  Европейского  валютного  союза дает практически урок для СНГ.  Из опыта наших соседей мы узнали, что валютная интеграция может  привести  к  сложным  проблемам и как раз тогда,  когда она приближается к своей высшей стадии;  что, будучи сам по себе логически последовательным, принятый график может подвергнуться пересмотру ичто может потребоваться выполнение некоторых  предварительных  соглашений для того, чтобы дальнейшее движение вперед стало возможным; и еще важнее то,  что иногда лучше следовать естественному ходу развития международной (региональной)  валютной  системы,  а  не изобретать что-то лучшее. Как следует из настоящей работы,  коллективная валюта, какой бы убедительной она ни была в теории,  не может противостоять конкуренции с национальными валютами и превратиться в  настоящие  деньги, если не реализованы механизмы, намеченные на третью стадию Европейского валютного союза,  хотя они и могут показаться преждевременными. Переходные экономики  должны быть особенно осторожными в своих инициативах в области международных валютных отношений.

    Вероятно,  в рамках СНГ следует создать “ядро” валютной системы, которое будет ведущей ролью рубля.  Такая система может иметь форму механизма периодически пересматриваемой привязки, в которой другие валюты стран-участниц этого механизма будут привязаны к  рублю.  В новейшей экономической  литературе по проблемам рыночной трансформации широко признается,  что,  учитывая приоритетность  задачи  привнесения конкуренции  извне и превращения мировых рыночных цен в ориентиры для национальными производителями, обменные курсы не должны быть абсолютно подвижными. Конечно, в существующих условиях валютная привязка в рамках СНГ вряд ли достижима - не потому,  что правительства не могут принять решение о том,  какой следует установить обменный курс, а просто потому, что такая привязка не имеет смысла,  пока не улучшится  финансовый положение в странах,  которые могут образовать “ядро” валютной системы СНГ. Как только финансовая ситуация в переходных экономиках более  или менее стабилизируется,  будет стоять вопрос не о том,  следует ли осуществлять валютную привязку, а о том, как это лучше сделать.

    Однако механизм  периодически  пересматриваемой  привязки  нельзя считать абсолютно желательным даже применительно к зоне свободной торговли или  таможенному союзу,  потому что его эффективность зависит от степени открытости национальной экономики,  от доли стран-партнеров  во внешнеторговом обороте каждой страны ( эта доля должна по крайней мере превышать долю любой третьей страны), и - что еще важнее - от последовательности финансовой  политики страны и стабильности ее приоритетов.  На деле в переходной экономике финансовые приоритеты в течении  финансового года претерпевают почти регулярные изменения. Так, инфляционная ситуация потребность в финансировании бюджетных расходов необходимость компенсировать потери,  причиненные импортерами протекционистскими мерами - все эти факторы определяют различные типы валютно-денежной  политики. Общность  финансовых  приоритетов может быть достигнута только при сравнительной однородности национальных экономических  механизмов, относительной гармонизации процессов социально-экономической трансфор-мации и успешном осуществлении экономических реформ.

Трудно представить,  что  в  СНГ валютная привязка может производиться по отношению к общей валюте,  такой,  как ЭКЮ, потому что “коллективная” валюта  требует, 

во-первых,  высокой степени международной финансовой конвергенции,

во-вторых (что для рассматриваемого вопроса имеет особое  значение),  взаимной  уверенности  в  твердой  решимости стран-партнеров стабилизировать финансы (помимо двусмысленной проблемы оптимальной валютной зоны).

    Кроме того, не следует преувеличивать роль ЭКЮ, поскольку она не является  обычным  посредником  в  международных расчетах. При  то,  что  платежи внутри СНГ в большинстве случаев осуществляется в российских рублях или долларах США,  возникает  проблема обеспечения рублевой массы для этой цели. Снабжение рублями может быть обеспечено на базе рублевой стабильности,  которая дестимулирует  экспорт и поощряет импорт.  Последнего,  нелегко добиться, потому что финансовые ресурсы на российском денежном рынке истощены,  что  тормозит инвестиции, а приток капитала из-за границы незначителен. Однако, если следующее российское правительство предпримет попытку ускорить  финансовую реинтеграцию СНГ,  российские производители будут обвинять его в подрыве сотрудничества в рамках СНГ и одновременно в поощрении  импорта в ущерб отечественным производителям.

    Трудно также представить, что валюты СНГ будут привязаны к доллару США  или  любой  другой твердой валюте ввиду недостатка ликвидности (резервов твердой валюты),  который мешает проведению валютных  интер-венций. Скорее это будет все-таки российский рубль.  Однако такая система имеет смысл только при условии что, 

во-первых,  рубль сам  будет привязан (вероятнее  всего,  к  доллару США) , 

во-вторых,  что страны-партнеры сохранят сравнительно высокую степень взаимной торговли.

    В последнем случае,  с одной стороны,  они будут испытывать одни и те же шоки, а с другой стороны,  снизятся негативные эффекты  внешнеторговой уязвимости. В  результате  этого появится международная (региональная) валютная система, скорее напоминающая не выраженную явно зону немецкой марки,  чем реально существующую ЕВС. Несомненно, сохранится механизм структурного кредитования со  стороны  России,  а  существующие наднациональные валютные  органы  (в  первую очередь Валютный комитет) будет играть роль контрольного органа.

    Такое решение  будет приемлемым в случае более тесной координации национальных денежно-кредитных политик. Однако нет необходимости в де-нежной и  финансовой  конвергенции  во “европейском” смысле этого слова:  вся эта надстройка будет иметь черты  временного, переходного сооружения.  Возможно,  в  более  отдаленном будущем,  как только закончится дезинтеграция постсоветской  международной  валютной сферы, страны, которые образуют “ядро” валютной системы СНГ, приступят к более сложным этапам финансовой итеграции.



Особые роль  и ответственность в становлении экономического союза стран СНГ принадлежит,  несомнено,  России. Ее общий экономический потенциал превышает потенциал любой из остальныхреспублик бывшего СССР. Так, на долю России приходилось в 1990 г. свыше 62%  основных  фондов и 66%  промышленного производства Союза.  При этом здесь сосредоточены подавляющая часть научно-технического  потенциала, а также свыше 70%  реализуемой на мировых рынках продукции.  Пооценкам, российский вклад в создание конечного  продукта  в  остальных республиках СССР  достигал в среднем 54%.  Да и теперь Россия занимает ведущее место в товарообороте практически всех независимых государств, входивших прежде  в  СССР.  К тому же в большинстве из них влиятельные позиции в производстве и бизнесе занимают представители русской  диаспоры.

Как показывает практика, проводимые в России преобразования политической и хозяйственной конъюктуры непосредственно отражаются на экономической ситуации в масштабах Содружества.  Можно без  преувеличения утверждать, что в условиях сохраняющейся всесторонней взаимозависимости, тем более при открытых,  или по меньшей мере проницаемых границах, любые решения российских властей оказывают во многом определяющее воздействие на ход событий в соседних странах. В свою очередь экономическое положение в России в немалой степени определяется уровнем и характером ее сотрудничества со странами ближнего зарубежья.

Поэтому вопрос  о  том,  быть  или не быть экономическому союзу в СНГ, и если быть, то каким, зависит в решающей степени от позиции России, от того курса,  который она изберет в своих отношениях с участниками Содружества. Конечно, если судить по официальным документам и заявлениям российских руководителей, то принципиально вопрос кажется решенным в пользу СНГ: развитие интеграции между его членами, сохранение и обновление общего экономического пространства.

Однако вполне очевидно,  что на деле такой курс проводится крайне непоследовательно, со многими сбоями и отступлениями. Это прежде всего подтверждает практика проведенная рыночной реформы,  ни темпы,  ни основные мероприятия которой,  начиная с либерализации цен,  не являются предметом серьезного согласования в Содружестве.  Аналогичным  образом вряд ли  соответствует  курсу на интеграцию меры по ужесточению режима взаимных обменов,  включая распространение на них системы лицензирования и квотирования, экспортных пошлин и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты