Социальная политика

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.


Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

-                     социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;

-                     социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

-                     социальное страхование: обязательное – всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное – части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.


В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов, предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.

Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична.

В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

-                     Строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;

-                     Переход к адресной помощи как отдельному гражданину, так и семье;

-                     Четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это;

-                     Перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.


При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.


Заключение

В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран имеет при этом огромное значение. Императивом для России, как представляется, являются наиболее общие направления социальной политики в развитых странах Запада и Востока, причем при более конкретном ее анализе предстоит по многим вопросам делать выбор между решениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную модель, разработанную в условиях другого государства, нельзя реализовать в России в неизмененном виде. Изучая опыт других стран необходимо выявлять основные направления социальной политики и, исходя из них, следует разрабатывать соответствующую российским условиям концепцию социальной политики, которая смогла бы решить множество существующих проблем.


Для современной России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.

В этой связи в первую очередь следует:

·        Четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий;

·        Выделить основные приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;

·        Продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

·        За государством должно остаться право устанавливать пределы как социализации, так и допустимой степени либерализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.


Самоустранение государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.


Для уравнивания социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

Отсюда вытекает необходимость:

·        Выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

·        Поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

·        Адаптация социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.)

Большое значение имеет программно-целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

·        Возвращение к практике социального планирования и разработке программ социальных преобразований на основе долгосрочных многовариантных народнохозяйственных вопросов;

·        Организационное упорядочение разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу для продвижения социальных реформ.


России предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

Социальная политика может быть современной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.

Литература

1.     Введение в политологию. Изд. Казанского Университета, 1992 г.

2.     Мальцев В.А. Основы политологии /М.:ИТРК РСПП, 1998 г.

3.     Матвиенко В. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 1999 г. №4.

4.     Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика //Вопросы экономики, 1993 г. №12.

5.     Соколинский В. Экономическая политика (Спецкурс). Лекция №5, Социальная политика. //Российский экономический журнал, 1996 г. №3.

6.     Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. //Человек и труд, 1998 г. №9




[1] [5, стр. 101]

[2] Понятие “социальное государство” применительно к России впервые официально было использовано в тексте Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты