Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Пейн считает, что зарождение и существование государственной власти строиться только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, то есть о праве на восстание.
Исходя из этого, по Пейну, получается, что борьба за существование, необходимость совместной трудовой деятельности заставляет людей вступать в социальные связи. Но и тут он делает оговорку. Экономическая необходимость является у него лишь одной из многих причин породивших общество. Другую причину он видит в психике человека, в неприспособленности его сознания к одиночеству. Решающую силу в общественной жизни Т. Пейн отдает разуму.
Как представитель естественно-правовой теории Пейн различал естественные и гражданские права человека.
Интерес представляют рассуждения Пейна о том, что сравнительно небольшая группа людей смогла бы выполнять и государственные функции без каких бы то ни было специальных правительственных учреждений.
Он характеризует английскую конституцию как эклектическое сочетание пережитков двух древних тираний с новыми, республиканскими элементами. В лице английского короля он видит остаток «монархической тирании», в лице пэров Англии – пережитки «аристократической тирании» и, в лице палаты общин – новые, республиканские элементы. Критикуя английский политический строй, Пейн критикует монархию в целом.
Все формы государственного правления Пейн делит на два вида: Правление на основе выборов и представительства и правление на основе права наследования.
Пейн приходит, в конечном счете, к выводу о том, что всякая монархия «противоестественна», в то время как республика соответствует природе и ее законам. Последовательный республиканизм Пейна делает его в политическом отношении – радикалом.
С особой решительностью оспаривает Пейн ссылки на почетное происхождение царствующих родов. Он называет первых царей главарями разбойничьих шаек, чье дикое поведение и превосходство в коварстве принесли им звание первых среди грабителей. Может быть, три ответа на вопрос, как впервые появились короли, заявляет Пейн: или по жребию, или по выбору, или по узурпации. Во всех этих трех случаях монархия логически себя не оправдывает.
Т. Пейн, впрочем, как и другие просветители этой эпохи, полагал, что эксплуатация, существование элиты и низов не противоречат идеям свободы и равенства. Пейн выступил в качестве утописта, предлагающего реформировать, а не разрушить существующий строй, сделать его пригодным для широких масс.
Хотя особенно он не верит в реальное осуществление своих проектов, понимая, что собственник вряд ли откажется от своего. А революцию он считает «неестественной» и «противозаконной». Основная ставка Пейном делается все на тот же «Здравый смысл», - смысл в том, что собственники пойдут на уступки неимущим.
По-моему Пейн был глубоко убежден, что принятие его проекта, ограничивающего чрезмерные аппетиты крупных собственников, вызовет не ослабление частной собственности, а ее усиление.
Сам Пейн хочет дать пример самоограничения. Он обязался внести сотню фунтов стерлингов в национальный фонд Франции и столько же Англии. Если каждый будет заботиться об общественных интересах, то наступит «рай на земле».
Именно из-за этого проекта экономического преобразования имя Т. Пейна и его заслуги стали замалчивать.
Есть в трудах Пейна еще немало других положений, имеющих не только исторический интерес, но созвучных современности. Так, из идеи природного равенства людей он делал прямые выводы о единстве человеческого рода и критиковал расистов своего времени. Поддерживая справедливую войну американских колоний против англичан, Пейн вместе с тем был решительным противником несправедливых войн, ведущихся в династических целях или в интересах крупных предпринимателей. Он считал, что народы кровно заинтересованы в мире. Поэтому многие положения Пейна в защиту мира и в наши дни очень актуальны.
Источники и литература:
Источники:
1. Пейн Томас Избранные сочинения. М., 1959.
2. Американские просветители. В 3Т. М., 1973.
Литература:
3. Согрин В. В. Мифы и реальности американской истории. М., 1986.
4. Согрин В. В. Идейные течения в американской революции XVIII в. М., 1986.
5. Согрин В. В. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX в. М., 1995.
6. Согрин В. В. Политическая история США XVII-XX вв. М., 2001.
7. Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М., 1969.
8. Гольдберг Н. М. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX вв.). М., 1965.
9. Харц Луис Либеральная традиция в Америке. М., 1993.
10. Кислова А. А. Томас Пейн – революционер и демократ. //Американский ежегодник. М., 1975.
11. История США В 4Т. Т1. М., 1963-1987.
12. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. В 3Т. Т2. М., 1963.
13. Деборин А. М. Социально-политические учения нового времени. В 3Т. Т1. М., 1958.
14. Баскин М. П. Томас Пейн // Пейн Томас Избранные сочинения. М., 1959. Стр.5 -20.
15. Рукшина К. С. Томас Пейн // Вопросы истории 1988 №7.
[1] Утверждение, будто бы Пейн был странствующим проповедником евангелистом (в 1766 г.), неверно. Это вымысел, впервые распространенный злейшим врагом Пейна, Олдисом.
[2] Деборин А.М. Социально – политические учения нового времени. В3Т Т1. Стр.424.
[3] Т Пейн. Избранные сочинения. Стр. 7.
[4] Т Пейн. Избранные сочинения. Стр. 20.
[5] Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. Т. 1. М.1962, стр. 407.
[6] Гольдберг Н. М. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII – XIX)., Стр.137.
[7] Гольдберг Н. М. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII – XIX)., Стр.148-160.
[8] Гольдберг Н. М. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII – XIX)., Стр.160.
[9] Кислова А. А. Томас Пейн – революционер и демократ // Американский ежегодник. М., 1975. Стр. 152.
[10] Кислова А. А. Томас Пейн – революционер и демократ // Американский ежегодник. М., 1975. Стр. 170.
[11] Кислова А. А. Томас Пейн – революционер и демократ // Американский ежегодник. М., 1975. Стр. 167.
[12] Рукшина К. С. Томас Пейн // Вопросы истории 88 №7. Стр. 89.
[13] Рукшина К. С. Томас Пейн // Вопросы истории 88 №7. Стр. 79.
[14] Рукшина К. С. Томас Пейн // Вопросы истории 88 №7. Стр. 80.
[15] Рукшина К. С. Томас Пейн // Вопросы истории 88 №7. Стр. 87.
[16] Л. Харц Либеральная традиция в Америке М.,1993. Стр.74.
[17] Л. Харц Либеральная традиция в Америке М.,1993. Стр.75.
[18] Л. Харц Либеральная традиция в Америке М.,1993. Стр.73.
[19] Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв. М., 2001. Стр. 34.
[20] Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв. М., 2001. Стр. 42.
[21] Т. Пейн. Избранные сочинения. Стр.265.
[22] В. Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, Т,I, Стр.420.
[23] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 373.
[24] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 279.
[25] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 373.
[26] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 254.
[27] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 265.
[28] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 367.
[29] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 280.
[30] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 269.
[31] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 270.
[32] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 272.
[33] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 300.
[34] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 287-288.
[35] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 270.
[36] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 266.
[37] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 367.
[38] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 247.
[39] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 366-367.
[40] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 367.
[41] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 367.
[42] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 367.
[43] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 247.
[44] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 247.
[45] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 287.
[46] Во время войны за независимость американский конгресс в 1777 г. принял решение напечатать 30 000 экземпляров Библии. Из-за трудностей издания Комитет торговли решил ввезти 20 000 экземпляров из Европы. Вследствие эмбарго этот вывоз был затруднен, и в 1782 г. конгресс принял резолюцию об издании Библии на средства Роберта Эйткнна, найдя его начинание «благочестивым и достохвальным, полезным в интересах религии»
[47] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 248.
[48] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 255.
[49] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 326.
[50] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 303-304.
[51] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 304.
[52] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 308.
[53] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 339.
[54] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 351.
[55] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 358.
[56] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 360.
[57] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 370.
[58] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 260.
[59] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 260.
[60] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 256.
[61] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 308.
[62] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 309.
[63] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 373.
[64] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 373.
[65] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 347.
[66] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 22.
[67] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 21.
[68] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 23.
[69] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 25.
[70] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 24.
[71] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 36.
[72] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 66.
[73] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 173.
[74] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 179.
[75] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 43.
[76] Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. Т. 1. М.1962, стр. 410.
[77] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 73.
[78] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 92.
[79] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 139.
[80] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 79.
[81] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 228.
[82] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 205.
[83] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 243.
[84] Кислова А. А. Томас Пейн – революционер и демократ // Американский ежегодник. М., 1975. Стр. 153.
[85] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 367.
[86] Т. Пейн, Избранные сочинения, стр. 419.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8