Современная миграционная политика в зарубежных странах

Не случайно наиболее стремительный рост их численности наблюдается в Африке. Сегодня на африканском континенте насчитывается примерно 15 млн. беженцев, внутренне перемещенных лиц и других людей, изгнанных из родных мест. Причем, некоторые государства этого региона зачастую выступают и как страны приема беженцев, и как страны, их поставляющие. К примеру, в 2003г. Судан вынуждены были покинуть 490 тыс. беженцев. В то же время эта страна приняла 328 тыс. вынужденных мигрантов из соседних государств. Демократическая республика Конго стала страной исхода 395 тысяч мигрантов, в этот же период, предоставив убежище 330 тысячам человек.[5]

Несколько иное положение наблюдается в Азии, где нашли приют 9,4 млн. людей. Там сформировались ярко выраженные поставщики беженцев, причем как непосредственно в страны Азии, так и в развитые государства Запада. Так, с 2000 по 2003 гг. страны Индокитая были вынуждены покинуть около 2 млн. человек, больше половины из которых поселились в развитых странах Запада. Из них 49% приходится на США, 8,4% - на Австралию, 8,1% - на Францию. Именно с этой группой беженцев связана знаменательная веха в истории Юго-Восточной Азии, а также в международной политике в отношении беженцев как таковых. 14 июня 1989г. был принят Всеобъемлющий план действий в интересах индокитайских беженцев, устанавливающий правовые основы решения проблем беженцев и лиц, ищущих убежище, из Вьетнама и Лаоса. В результате его действия, в частности, сократилась численность «людей в лодках», пытающихся нелегально выехать из Вьетнама. Этот же план предусматривает добровольное возвращение индокитайских беженцев на родину.

Одним из главных поставщиков беженцев в Ближневосточном регионе по-прежнему остаются палестинцы, численность которых, по сведениям БАПОР, составила к концу 2003г. 4 млн. человек.[6]

И только в последний год наметилась тенденция, характеризующаяся увеличением лиц, возвращающихся на родину, и снижением числа новых беженцев. Так, из указанных УВКБ ООН 20 556 700 беженцев собственно беженцами являются 10,4 млн. человек. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом их число сократилось почти на 14%. Надо подчеркнуть, что это произошло благодаря усилиям УВКБ ООН, направленных в последние годы на возвращение беженцев в страны исхода. К примеру, в Афганистан вернулось почти 2 млн. гражданского населения. Репатриировались на родину и беженцы из Анголы, Бурунди, Боснии - Герцеговины, Сомали и др. В 2002г. число мигрантов, добровольно возвратившихся на родину, составило 2,5 млн. человек, в то время как в 2001г. эта цифра не превышала 500 000 человек.[7]

Вместе с тем, например, почти 2,5 млн. афганских беженцев продолжают жить в изгнании. Если к 20,6 млн. вынужденных мигрантов, попадающих в сферу деятельности УВКБ ООН, прибавить 4 млн. палестинских беженцев и около 25 млн. экологических беженцев, то общая величина этих категорий вынужденной миграции составит около 50 млн. человек, что представляет огромную проблему современного мирового сообщества, имеющую серьезные негативные последствия морального, экономического, политического характера для будущего мира.

Изменения, произошедшие в странах Центральной и Восточной Европы после 1989г, а также бывшем СССР породили особую группу вынужденных мигрантов, въезжающих в развитые страны.[8] Некоторые потенциальные экономические мигранты начали прибегать к обращению с просьбой об убежище как средству, позволяющему въехать на территорию этих государств. Эти факты, а также большие масштабы этой миграции, пик которой пришелся на 1992г, вынудили Запад предпринять значительные шаги по ее недопущению, что привело к введению «режима предоставления временной защиты». Появилась и получила развитие, по сути, новая категория вынужденных мигрантов - «лица, ищущие убежище». Этот институт получил широкое распространение. Сегодня в мире насчитывается больше 1 млн. мигрантов этой категории. Принятие Лондонских резолюций 1992г. способствовало значительному ограничению каналов законного въезда мигрантов на территорию Европейского Союза, что заставило многих вынужденных мигрантов обращаться к услугам контрабандистов, использованию фальшивых документов и т.п. Это лишь усилило скептицизм общественности относительно истинных мотивов лиц, ищущих убежища. Многие европейские правительства подозревали, зачастую несправедливо, что мигранты просили убежища по экономическим причинам.

Меры западноевропейских стран по корректировке своей политики в области предоставления убежища и иммиграции в 1990-е годы совпали с усилиями по достижению более тесной экономической и политической интеграции посредством создания единого европейского рынка. Это предполагало устранение всех внутренних торговых ограничений и препятствий для свободного передвижения людей в рамках Европейского сообщества, ставшего частью Европейского союза, созданного в 1993г. после вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском союзе.

Среди причин, способствующих сохранению огромного числа беженцев и перемещенных лиц, необходимо выделить также причины, обусловленные ухудшением окружающей среды, экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф. Численность так называемых «экологических беженцев» по оценкам, приведенным в 1992г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, по всей видимости, уже превысила численность классических беженцев и продолжает быстро увеличиваться, что несомненно требует более активных мер мирового сообщества по предотвращению данных негативных явлений. Как отмечал бывший Генеральный секретарь ООН в 1993г. Бутрос Гали, «невозможно провести четкую и ясную границу между конфликтами, войнами и стихийными бедствиями по тому влиянию, которое они оказывают на гражданское население. Засуха, наводнение, землетрясение и циклоны также разрушительны для людей и благосостояния общества, как войны и гражданские конфликты».[9] Эти стихийные бедствия происходят не в вакууме и зачастую обусловлены неразумной промышленной и сельскохозяйственной деятельностью во многих, в первую очередь в развивающихся, странах. Интенсивная вырубка леса, например, ведет к обезлесению, что в свою очередь повышает опасность засухи и наводнений, развитие которых уменьшает плодородные земли и тем самым вынуждает часто огромные массы голодных людей мигрировать из родных мест. Так, голод в районе Африканского Рога в 1980-е годы вынудил миллионы африканцев к миграции как внутри самих стран этого района, так и через государственные границы.

Наконец, вынужденная миграция может быть вызвана не только стихийными бедствиями, экологическим кризисом, но и производственными причинами. Во многих развивающихся странах, например, земля постоянно отторгается у населения в целях оживления экономики. Крупные программы развития инфраструктуры, такие как сооружение плотин, автомобильных дорог и трубопроводов, рассматриваются - часто неправильно, как отмечается в одном из докладов Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, - как надежное средство содействия экономическому росту. В результате только за период с 1953 по 1987 гг. в развивающихся странах было осуществлено 29 проектов по сооружению плотин, в результате которых были вынуждены покинуть свои родные места более 1,3 млн. человек. Еще хуже обстоит дело с проведением сельскохозяйственной политики, зачастую не учитывающей интересы традиционных землепользователей.

На проведении программ по переселению в третьи страны особенно отразились события, произошедшие в сентябре 2001г. в США и последовавшая за ними глобальная война с террором. США, которые обычно принимали у себя на переселение наибольшее число беженцев, установили в 2002 г. квоту в размере 70 000 человек, но только 26 300 из них смогли на самом деле переселиться в эту страну. По сравнению с 2001г. число беженцев, переселенных в третьи страны под эгидой УВКБ ООН сократилось на 56% (см. табл.2).


Таблица 2. Основные страны, в которые осуществляется переселение беженцев[10]

 

Страна

2001г.

2003г.

Соединенные Штаты

85010

26300

Канада

17077

10400

Австралия

8330

Норвегия

3940

1200

Новая Зеландия

1140

670

Швеция

550

1000

Финляндия

540

570

Дания

520

490

Нидерланды

20

160

Ирландия

23


Таким образом, все меньшая готовность предоставлять убежище вынужденным мигрантам определяет заинтересованность сообщества в скорейшем мирном урегулировании конфликтов и масштабной добровольной репатриации беженцев на родину.

Характерной тенденцией современного развития международной миграции населения является двойственность миграционной политики. При этом подчеркнем, что в отношении международных мигрантов, в том числе и вынужденных, проводится вообще более жесткая и строго регламентированная миграционная политика, которая представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений по регулированию миграционных процессов, преследующую экономические, демографические, геополитические и др. цели.

На современном этапе развития можно выделить три уровня миграционной политики: мировой, международный и национальный.

Миграционная политика на мировом уровне проявляется в действиях международных организаций, прежде всего ООН, МОМ, МОТ, в тех документах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях. Среди последних особое место принадлежит Всемирным конференциям ООН, имеющих правительственный статус, и соответственно документы, на них принимаемые имеют более чем рекомендательный характер.

За прошедшие годы было проведено 5 таких конференций: три по вопросам народонаселения и развития, и две - по вопросам окружающей среды и развития, на которых было обращено внимание на необходимость политики и программ в области миграции, являющейся результатом разрушения окружающей среды.

Двойственность миграционной политики на мировом уровне заключается в том, что интересы международного сообщества или отдельных международных организаций могут входить в противоречие с национальными интересами отдельных государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты