Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.
Судоустройство в штатах.
Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы.
В каждом штате имеются три группы судов:
- ограниченные специальной юрисдикцией,
- общей юрисдикцией,
- апелляционной юрисдикцией.
Низшее звено судебной системы штата -- местные суды, ограниченные специальной юрисдикцией (мировые, полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела по незначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могут обжаловаться в суде общей юрисдикции.
Суды специальной юрисдикции рассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, о завещаниях, о нарушениях безопасности движения.
Местные суды общей юрисдикции (окружные) рассматривают дела по существу.
Иногда в штатах существуют апелляционные суды.
В большинстве штатов должность судьи выборная. Судьи избираются населением по партийным спискам.
ЛОББИЗМ.
Лоббизм (по-английски лобби -- кулуары) -- механизм воздействия частных и общественных организаций (заинтересованных групп) на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.
Все заинтересованные группы имеют в своём составе подразделения, которые занимаются лоббистской деятельностью или пользуются услугами наёмных лоббистов.
Лоббисты -- как правило юристы, имеющие большой опыт работы в органах государственной власти.
Лоббисты выступают на слушаниях в комитетах Конгресса, составляют и предлагают для внесения проекты законов, финансируют избирательные кампании кандидатов в Конгресс.
В 1946 году был принят федеральный закон о регулировании лоббизма, по которому лоббисты обязаны регистрироваться в палате представителей и Сенате и представлять им сведения о том, на кого они работают, каковы цели их клиентов и расходы на лоббистские мероприятия.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.
Специфика американской правовой системы обусловлена федеральным устройством государства, наличием Конституции США и Конституций штатов, особенностями политического и социально-экономического развития США.
Источники права.
Источником американского права является английская система общего
"прецедентного" права, то есть права, создаваемого судами.
Свод норм, создаваемых судебными прецедентами, дополняется и развивается законодательством.
Правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право.
Тем не менее, толкование законов и правил их применения определяется нормами общего права.
Большую роль в формировании американского права играет административное нормотворчество органов исполнительной власти.
Влияние обычая, как источника права, особенно заметно в сфере функционирования институтов государственной власти. Многие из них созданы и действуют не на основе норм общего или статутного права, а в силу сложившейся практики. Например, кабинет министров, постоянные комитеты палат Конгресса, политические партии, не предусмотрены Конституцией и не созданы законодательным путём.
Когда для разрешения спора в суде не находилось необходимой нормы, можно было обращаться в особоые "суды справедливости".
В США такие суды существовали в отдельных штатах.
По мере развития правовых системы штатов “право справедиливости" утратило самостоятельное значение, но судебные приказы "судов справедливости", предписывающие или запрещающие какое-либо действие, сохранились.
Основными источниками американского права являются:
- судебный прецедент,
- законодательство,
- административные нормы,
- обычай и
- право справедливости.
Принцип федерализма в правовой системе.
В США нет общенациональной правовой системы, существует пятьдесят правовых систем штатов и отдельная федеральная правовая система.
Конституция США содержит положения, позволяющие унифицировать законодательство и судебную практику штатов, а также закрепляет принцип взаимности в применении нормативных актов одного штата государственными органами другого.
Федеральные суды обязаны оказывать доверие и уважение нормативным актам и судебным решениям, принятым в штатах.
Конгресс США располагает широкими возможностями унификации правовых систем штатов.
Соотношение федерального права и правовых норм штатов определяется принципом верховенства федерального права (конституции, федеральных законов и международных договоров США) по отношению к нормативным актам штатов.
Споры по поводу соответствия правовых норм штатов федеральному праву разрешаются в судебном порядке вплоть до Верховного суда США, как высшего органа конституционного надзора.
Отрасли права.
Общепринятые: конституционное, международное, административное, трудовое, семейное, гражданское, военное, уголовное.
Хорошо развиты отрасли права, связанные с предпринимательством и личной собственностью: договорное, торговое, финансовое, налоговое, авторское и патентное и т.д.
Адвокатура.
Разделенность, сложность правовой системы, многоуровневость судебной системы, необходимость ориентироваться в огромной массе прецедентов определили особое положение и влиятельную роль практикующих юристов.
Доступность квалифицированной юридической помощи широким слоям населения остается социальной проблемой. Существуют государственные и благотворительные организации юридической помощи малоимущим и беднякам.
Правоприменяющие учреждения.
Функция правоприменения возложена на государственные органы с соответствующими полномочиями в сфере правосудия и исполнения закона: суды, полицию, органы расследования, шерифские ведомства и ведомства государственного обвинения (атторнейские службы).
На федеральном уровне главное должностное лицо - генеральный атторней
(глава министерства юстиции) - руководит федеральными обвинителями в
судебных округах - атторнеями США.
На уровне штата главным должностным лицом в сфере правоприменения является генеральный атторней штата (только консультирует правительство штата и представляет его в судах, но не надзирает за полицией и не руководит местными обвинителями).
Полиция штата занимается, в основном, безопасностью движения.
Следственные органы правительства штата ограничены конкретными правонарушениями (коррупция должностных лиц штата).
Местные правоприменяющие учреждения выполняют основную работу:
. уголовное преследование осуществляется службами окружных атторнеев в городах и графствах,
. охрана общественного порядка и расследование преступлений ведут полицейские управления в городах и шерифские управления в графствах.
.
Окружные атторнеи, шерифы, начальники полиции в большинстве штатов
выбираются и не имеют административного руководства.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Общие принципы.
В конституции США объявлено, что избираются:
. президент и вице-президент,
. обе палаты конгресса страны,
. органы власти в штатах, включая губернатора,вице-губернатора и членов законодательных собраний,
. советы графств, муниципальные советы, советы специальных округов,
. должностные лица органов штатов,
. судьи и окружные атторнеи,
. должностные лица на местном уровне,
. представители правоприменяющих органов (шерифы, полицейские медицинские эксперты, коронеры).
В США действует мажоритарная система относительного большинства: избранным считается тот, кто набрал больше голосов избирателей, чем каждый из его конкурентов, даже если он не получил 50% голосов.
Избирательным правом обладают граждане США обоего пола, достигшие 18- летнего возраста и прожившие на данной территории определенный срок.
Президентские выборы.
Первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года - день выборов президента США по постановлению конгресса.
Перед президентскими выборами проводятся неконституционные первичные выборы
- праймериз - в 30 густонаселенных штатах.
Они продолжаются с февраля по июнь года президентских выборов и определяют
делегатов на съезд партии. Их главная цель - рейтинг популярности
кандидатов на пост президента.
Праймериз довольно подробно описан в законодательстве этих 30 штатов.
В июле-августе года выбора президента созываются национальные партийные съезды, на которых официально выдвигается кандидат соответствующей партии на пост президента США и утверждается предложенная им кандидатура на пост вице-президента.
Выборы президента и вице-президента являются косвенными: в день выборов
американские избиратели голосуют не за президента, а за членов коллегии
выборщиков, которые заранее выдвигаются единым списком от партии в кажом из
50 (+ округ Колумбия) штатов.
Коллегия выборщиков состоит из 538 человек: 535 человека - от 50 штатов
страны и 3 выборщика от федерального округа Колумбия, который не имеет
своих представителей ни в одной из палат конгресса.
Члены коллегии выборщиков не являются членами конгресса США и
государственными служащими.
В первый понедельник после второй среды декабря того же года избранные
месяцем раньше выборщики собираются в столицах штатов и персонально
голосуют за кандидата в президенты и кандидата в виц-президенты.
Если большинство выборщиков проголосовало за данных кандидатов, они
считаются официально избранным на пост президента и вице-президента.
В противном случае палата представителей выбирает президента из числа трех
кандидатов, получивших наибольшее число голосов.
В начале января оглашаются результаты голосования коллегии выборщиков на совместном заседании обеих палат конгресса, после чего президент и вице- президент считаются официально избранными.
Отсчет срока пребывания президента на посту начинается с 20 января года, следующего за годом выборов.
Выборы в конгресс.
Выборы членов обеих палат конгресса США, законодательных собраний штатов, всех должностных лиц штатов и местного управления являются прямыми.
Выборы в конгресс США проводятся также в первый вторник после первого понедельника ноября с периодичностью в 2 года.
Сенатором США ( сроком на 6 лет) может быть человек, являющийся в течение 9 лет гражданином страны , достигший возраста 30 лет и проживающий в том штате, от которого баллотируется. Каждые 2 года происходит ротация сената на одну треть.
Членом палаты представителей (сроком на 2 года) может быть человек, являющийся в течение 7 лет гражданином страны, достигщий возраста 25 лет и проживающий в том штате, от которого баллотируется по норме - от 500 тысяч избирателей один член палаты представителей.
Абсентизм.
Неявка зарегистрированных избирателей на участки для голосования - характерная черта выборов США. Например, в 1984 году за Р.Рейгана проголосовало 30,6% избирателей из всех, имеющих право голоса.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
У власти попеременно находятся 2 партии: Демократическая и Республиканская.
Двухпартийная система сложилась в результате особенностей избирательной
системы, государственного устройства, исторических традиций, порядком
финансирования выборов.
Другие крупные партии называются “третьими партиями”, среди них: либертаристическая партия, партия граждан и др.
Демократическая партия США.
Исторически формировалась в традициях фермерства, городских низов и плантаторов Юга . Организационно оформилась и получила свое название в 30-х годах XIX века.
Основы современной избирательной базы и политики демократов были заложены президентом Ф.Д.Рузвельтом в годы “нового курса”.
За последние 50 лет партия 32 года (8 президентов) владела Белым домом, 44 года контролировала обе палаты конгресса.
В 60-х годах нынешнего века партия пережила кризис, связанный с войной во
Вьетнаме и социальными потрясениями.
В 1984 году, после нескольких поражений на выборах партия стала опираться
на разнородную избирательную коалицию: крупных предпринимателей Северо-
Востока и Юга страны, профсоюзов, научный мир и либеральную интеллигенция.
Демократическая партия не имеет фиксированного членства. По опросам общественного мнения к демократам принадлежит около 40% избирателей.
Действующий устав принят в 1974 году.
Высший орган - национальный съезд партии, созываемый в год президентских
выборов.
Текущее руководство осуществляет национальный комитет, избираемый из
представителей всех штатов и территорий страны.
В каждом штате есть партийная организация (комитет).
Официальным лидером считается президент или кандидат в президенты, выдвинутый на последнем съезде партии.
Эмблема Демократической партии - осел.
Республиканская партия США.
Основана в 1854 году крупными предпринимателями Севера и фермерами не южных
штатов.
При образовании партии основной целью была борьба с рабством. Первый
республиканский президент - А. Линкольн (1862г.).
С момента основания до “великой депрессии” придерживалась концепции
“твердого индивидуализма”, минимизирующей государственное вмешательство в
экономику.
Республиканская партия является более консервативной, чем демократическая, не имеет постоянного членства, 23% избирателей США считают себя республиканцами. Ее эмблема - слон.
ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
В начале XIX века были созданы организации квалифицированных рабочих -
цеховые профсоюзы, которые затем объединились в национальные.
В 1886 году произошло объединение цеховых профсоюзов в Американскую
федерацию труда (АФТ), которая придерживалась идеологии компромиссного
“делового тред-юнионизма”.
Во время великой депрессии образовалась масса профсоюзов на производственной основе ( рабочих сталелитейной промышленности, автомобильной и т.д.). В 1935 году они объединились в Конгресс производственных прфсоюзов (КПП). Они проповедовали “социальный юнионизм”, т.е. проведение социальных реформ в интересах рабочих.
В 1955 году обе организации объединились для совместных действий (АФТ-КПП), став крупной политической силой, поддерживающей Демократическую партию США.
Существует также Национальная федерация независимых профсоюзов, а также ряд независимых профсоюзов.
В различных профсоюзах состоит около 14% от всех работающих страны, среди них “белые воротнички” составляют 41%, “синие воротнички” - 37%, 10% - работники частого сектора.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.
В Антивоенное движение входят:
Федерация американских ученых, организация граждан за разумный мир, Матери
за мир, Женщины, боритесь за мир, обеспокоенные священнослужители и миряне,
Ветераны за мир, Бизнесмены за национальную безопасность и т.д.
Исторически сильным является пацифистское движение.
Движение в защиту прав и свобод имеет несколько направлений:
за гражданские права афро-американцев, за избирательное право для женщин,
обеспечение социально-экономических прав ( труд, образование, жилище,
медицинскую помощь, обеспечение старости).
Против преследования активистов массовых движений, против маккартизма,
против нарушений прав граждан полицейскими органами.
Существует и ряд других движений, отражающих наличие ситуации социального напряжения: движение за расовое равенство, движение безработных, женское движение, движение молодежи и студентов, фермерское движение, движение в защиту окружающей среды, движение потребителей, движение престарелых и т.д.
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ.
Играет в жизни американцев гораздо большую роль, чем все профсоюзы и общественные движения.
Хотя религия отделена от государства, правительство содержит капелланов в конгрессе, в армии, на флоте, в тюрьмах; церковная собственность не облагается налогом; президент принимает клятву на библии; национальным девизом США является высказывание: “Мы полагаемся на Бога”.
98% американцев верит в Бога, 40% - еженедельно посещают различные храмы,
68% - состоят в церковных общинах.
Для США характерна высокая степент религиозного плюрализма.
Всего в стране около 2 тысяч вероисповедных объединений.
Протестантизм - основное религиозное направление для США. Протестанты
составляют 57% населения страны ( наЮге -74%, на Среднем Западе - 63%).
Афро-американцы - на 82% - протестанты.
Баптизм - крупное направление протестантизма (20% населения) - особенно
распространен на Юге как среди белых, так и среди цветных.
Методизм привлекает 9% населения.
3% американцев - лютеране, 3% - принадлежат епископальной церкви.
Католицизм исповедуют 28% американцев, в основном, на северо-востоке (44%) страны.
Иудаизма (неортодоксальных форм) придерживаются 2% населения, живущего в крупных городах.
Православные церкви делятся на греческие и русские зарубежные.
С иммигрантами в страну приходит мусульманство, буддизм, индуизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современная политическая система США сформировалась под влиянием всех
перечисленных в работе аспектов.
В какое-то время определенный аспект политической системы страны играл
решающую роль, как например, профсоюзное движение в седине XX века или
политическая активизация исполнительной власти сразу после “великой
депрессии”.
После окончания данной работы мне кажется, что подробное знакомство с политической системой США - более ценное знание, чем история страны или история развития права для понимания основ законодательства страны, и отсюда, для понимания всего американского народа, с которым нам предстоит жить в мире и согласии, как и с европейскими народами.
В 1996 и 1998 годах мне приходилось работать в США (штат Западная Вирджиния
и штат Аляска) с некоммерческими организациями, законодателями штата,
чиновниками Мэрий, судьями местного суда, полицейскими, просто гражданами
страны.
Если бы тогда у меня были знания, которые я получила в результате данной
контрольной работы по политологии, наша совместная деятельность с
американскими коллегами была бы более эффективной.
Конечно, основной литературный источник данной работы имеет 10-летний возраст и изобилует идеологическими отступлениями, но он предоставляет энциклопедическую статистическую, общую и специальную информацию о политической системе США.
Еще раз выражаю признательность своему руководителю работы за то, что результат контрольной работы оказался исключительно полезным для нашей работы с законодательством США.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Демидов А.И., Федосеев А.А., Основы политологии., М., 1995.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Ввеление в политологию., М., 1995.
3. Современные США. Энциклопедический справочник., М., 1988.
4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права., М., 1999.
5. Election laws of West Virginia., V., 1995.
6. West Virginia. Blue Book 1995., WV., 1995.