Современные избирательные системы

Современные избирательные системы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию РФ

Контрольная работа

По дисциплине "Политология"

На тему: "Современные избирательные системы"






Выполнил (а): ст. группы

Проверил







20__ г.


Содержание

Введение

1. Избирательная система: сущность и основные компоненты

2. Современная процедура выборов президента США

3. Избирательная система в современной России

Заключение

Список литературы и источников


Введение


Избирательная система - составная часть политической системы.

Подобно любой другой системе, она подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются:

избирательное право - теоретико-юридический компонент;

избирательная процедура (или избирательный процесс) - компонент практически-организационный.

Нынешняя избирательная система России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 гг., начавшейся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой конституции - Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации".

В Конституции (ст.32) провозглашается: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Пункт 3 статьи 32 определяет круг лиц, лишенных избирательного голоса: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".

Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст.81 Конституции.

Цель работы: изучить принципы современной избирательной системы.

Задачи заключаются в следующем: ответить на вопросы каковы основные параметры избирательной системы в современной России и какой тип избирательной системы предпочтителен для России и почему?


1. Избирательная система: сущность и основные компоненты


Выборы, являясь характерным признаком демократической политической системы, и сами могут быть представлены как системный объект. В этом случае говорят об избирательной системе.

Избирательная система - это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов [9; c.282]. В числе основных компонентов избирательной системы выделяют субъектов выборов и избирательное право, характеристика которых в следующем.

1. Избиратели - одно из главных действующих лиц в процессе выборов. Предпочтения, высказанные в процессе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы называется избирательным корпусом.

Чтобы прийти в день выборов и проголосовать, недостаточно просто иметь право голоса. Необходимо, чтобы гражданин был внесен в списки избирателей. Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса, вне зависимости от их желания (например, в Германии, Италии, Великобритании, Швеции и др.). Таков порядок и в России. Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.). В этом случае избирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом.

2. Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники - политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии - овладение политической властью или участие в ее осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

• минимальное число членов;

• получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;

• сам факт периодического участия в выборах.

В современной России правом самостоятельного участия в выборах до недавнего времени обладали не только партии, но и другие общественные объединения. В процессе трансформации политической системы на рубеже 1980-1990-х годов возникло множество общественных организаций и движений. В этих условиях, когда отсутствовало четкое разграничение политических партий и других общественных объединений, появляется термин "избирательное объединение", закрепленный позже в избирательном законодательстве. Считаться избирательным объединением, а значит, самостоятельно участвовать в выборах, могло практически любое общественное объединение, в уставе которого в качестве основной цели деятельности записано участие в политической жизни. В результате правом участия в выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. обладали 258 общественных организаций. Число тех, которые были зарегистрированы в качестве избирательных объединений, было значительно меньше - 43, однако и эта цифра, видимо, избыточна. В их числе были и такие, как, например, Партия любителей пива, которые были партиями лишь по названию.

С принятием в 2001 г. Закона "О политических партиях" ситуация изменилась. Согласно ст.36 этого Закона политическая партия признается единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно участвовать в выборах. Те же политические партии, которые в течение пяти лет подряд не принимали участия в выборах, ликвидируются (ст.37).

3. Кандидаты на выборную должность - также субъекты выборов. То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем государственную должность).

Выделяя кандидатов в качестве субъектов выборов, необходимо затронуть следующую проблему. Определенное число из тех, кто претендует на места в парламенте, по итогам выборов становятся депутатами. Чьи интересы в этом случае они должны выражать - своих избирателей или всего народа? Ответ на этот вопрос определяется характером депутатского мандата.

Принцип императивного мандата предполагает право избирателей давать депутатам обязательные наказы и отзывать тех, кто их доверия не оправдал. Этот принцип зафиксирован в конституциях весьма ограниченного числа государств (например, Китая, Кубы, Вьетнама), являясь при этом скорее формальностью. В большинстве стран действует принцип свободного мандата, предполагающий, что депутат является представителем всего народа, и возможность его отзыва не предусматривается. Например, статья 27 Конституции Франции прямо гласит: "Любой императивный мандат недействителен". В Конституции России столь точных указаний не содержится, что и позволило депутатам Государственной Думы в 2001 г. инициировать подготовку законопроекта, предусматривающего отзыв депутата.

Организационное руководство всем процессом выборов осуществляют избирательные комиссии. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе [11; c.134]:

• контроль за соблюдением избирательных прав гражданина;

• регистрация выдвинутых кандидатов;

• распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

• организация голосования по почте;

• принятие решения о действительности бюллетеней;

• определение результатов выборов и др.

Ясно, что возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом, представляющим еще один важный компонент избирательной системы.

Любые взаимоотношения людей в той или иной степени регламентируются сложившейся системой норм. В этом случае они становятся упорядоченными и предсказуемыми. В некоторых ситуациях достаточно неписаных правил. Если вы пришли покупать билет на поезд, а около кассы стоит несколько человек, значит, вы должны встать в очередь и приобрести билет после них. Таково правило. Большинство людей именно так и поступают, а число желающих "проскочить без очереди" все же невелико. Политика - это сфера взаимодействия большого числа людей, и она связана с властью. Поэтому здесь не обойтись неписаными правилами, и значительная доля политических отношений, в том числе и в процессе выборов, регламентируется правовыми нормами.

Итак, в широком смысле слова избирательное право - это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти [14; c.7].

Термин "избирательное право" употребляется и в другом, узком, значении:

избирательное право - это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

1) активное избирательное право - право гражданина избирать;

2) пассивное избирательное право - право гражданина избираться.

Признание выборов демократическими, а их результатов легитимными обусловлено соблюдением ряда основных принципов избирательного права. Нарушение же этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.

1. Принцип всеобщности предполагает право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах. Но это максимум возможного, который на деле практически нигде не достигается.

Реальная практика выборов связана с наличием избирательных цензов, т.е. специальных условий, ограничивающих приобретение избирательного права. Цензы пассивного права, как правило, гораздо жестче цензов активного права.

1) Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижению определенного возраста. В настоящее время примерно в двух третях стран мира активным избирательным правом обладают граждане при достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Иран, Куба) - даже с 16 лет. При этом, например, в США возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет относительно недавно - в 1971 г., в Дании - с 20 лет до 18 - в 1978 г. [7; c.46].

Для пассивного избирательного права возрастной ценз выше. Например, в Италии, чтобы быть избранным в Палату депутатов, гражданин должен достигнуть возраста 25 лет, в Сенат Республики - 40 лет, президентом - 50 лет.

2) Ценз гражданства означает, что избирательные права предоставляются только гражданам данного государства. Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорено сроком гражданства (например, в США он составляет семь лет для избрания в Палату представителей и девять лет - в Сенат) или даже требованием быть гражданином по рождению (для кандидатов в президенты, например в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане, Грузии).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты