Современные политические партии и движения Республики Беларусь

Белорусскую многопартийность можно типологизовать и по их отношению к правящему режиму. В этом случае спектр белорусских партий делился на три группы: партии, которые поддерживали властные структуры, партии, которые находились в оппозиции (в той или иной степени) к власти, и партии, которые занимали нейтральную позицию по отношению к властным структурам.

Партии – сторонники власти – это почти все левые (БКП, БПП, КПБ), а также значительная часть левого центра (АП, РПТС, БССП, ССБР, ЛДП, БСДПНС). Например, БПП была первоначально создана как опора президенту страны. Она выступала за прочную и стабильную власть, высокоцентрализованное руководство, поддерживала президента в проведении реформ. ССБР поддерживала президента страны как сторонника славянской идеи, а именно тех его действий, которые были направлены на объединение с Россией. БСДПНС выражала готовность сотрудничать с властью, оставляя за собой право на конструктивную оппозицию.

Партии – оппозиционеры – это все правые силы (ПЗС, ОГП, БСП, партия БНФ, БНП (национальная), НДПБ), часть правого центра (БСДГ, БСДП НГ, БПП) и партия левого спектра ПКБ. Правые партии и партии правого центра отказывали в поддержке начатых существующей властью шагов в реформировании экономики. Они выступали против объявления войны частному сектору, опоры на государственную собственность, сохранение руководства экономикой из центра, а также против интеграции с Россией. ПКБ находилась в оппозиции к власти по иных причинах (несоблюдение властью законов, капитализация общества и т.д.).

Партиями, которые занимали нейтральную позицию в отношении к власти, были левоцентристские БЭПЗ, РП и правоцентристские БХДС, БНП (народная), ХДВ, БПЗМ, БРП, БПЖ «Надзея».

Белорусские политические партии можно рассмотреть и с точки зрения их отношения к форме правления в Республике Беларусь. Здесь выделились партии, которые выступали за президентскую или парламентскую республику.

За установление президентской формы правления выступали партия левого спектра БПП, некоторые партии левого центра (РПТС, БСДПНС, ССБР), партия правого центра БПЖ «Надзея». Часть левых (КПБ, ПКБ), партия левого центра ЛДП, значительная часть правых (БКП, БНП (национальная), партия БНФ) и правого центра (БХДС, БСДГ, БПП, БПЗМ) основной формой государственного правления считали парламентскую республику. ПКБ выступала за ликвидацию института президентства, считая Советы самой демократической, эффективной формой государственной власти.

Следует отметить, что большинство партий (БКП, АП, БЭПЗ, БССП, РП, БСДП НГ, БНП (народная), ХДВ, НДПБ, ОГП, ПЗС) не отразили в программах своё отношение к институту президентства или парламентаризма в Беларуси.

Анализ экономических разделов программных установок позволил выделить группы белорусских политических партий в отношении к проблеме собственности.

Левые партии (ПКБ, КПБ, БПП, БСП) и партия левого центра РПТС выступали за приоритет государственной собственности. КПБ. ПКБ. БПП были против передачи государственной собственности капиталу, в области аграрной политики – превращение земли в предмет купли-продажи. РПТС, БСП считали, что в обществе должна получить развитие смешанная экономика, которая предусматривает функционирование государственной, коллективной, частной форм собственности при преобладании коллективных отношений. В аграрном секторе допускалось создание фермерских структур.

Принцип о равноправия форм собственности отстаивали почти все партии левого центра (АП, БЭПЗ, РП, БССП, БСДПНС, ССБР, ЛДП) и широкий аспект правого центра (ХДВ, БСДП НГ, БПТ, БПЗМ, БПЖ «Надзея»). Партии считали необходимым создание равных условий для развития всех форм собственности, их взаимного дополнения. В аграрном секторе АП, БПТ, БПЖ «Надзея», РП выступали за приоритет государственных, коллективных и частных форм хозяйствования. ХДВ, БСДП НГ отстаивали приоритет частной собственности на землю и права её продажи как гарантии экономической самостоятельности крестьянства. БПТ, ССБР, ЛДП исключали введение земли в рыночный оборот.

Все партии правого спектра (ПЗС, ОГП, БСП, партия БНФ, БНП (национальная), НДПБ), а также часть правого центра (БХДС, БНП (народная), БСДГ, БРП) считали основой хозяйствования частную собственность, наличие которой, по их мнению, является главным условием перехода к рынку. Партии выступали за приватизацию собственности. Создание широкой сети акционерных, арендных и частных предприятий. В аграрной политике считали необходимым обеспечить право каждого на владение землёй, на базе колхозов и совхозов создать фермерские хозяйства, акционерные общества, народные предприятия.

Вышеприведённый анализ был сделан в то время, когда на Беларуси существовало 27 политических партий. Как отмечают многие учёные, это был расцвет белорусской многопартийности на этапе перехода общества из одного качественного состояния в другое.

Существующие на сегодняшний день 17 политических партий продолжают занимать на политической шкале то же положение, что и четыре года назад. Перерегистрация существенно уменьшила наличие партий, но в целом не изменила политическую картину в республике. Эти 17 партий – наиболее стабильные политические структуры, которые представляют интересы самых разных групп и слоёв белорусского общества.

Жизнедеятельность современного общества определяется не только государством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между ними и властью. Одной из наиболее распространённых форм таких объединений являются общественные движения – массовые объединения граждан, стремящихся к реализации общей цели. Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на неё. В общественных движениях более рыхлая организационная структура, отсутствует строго фиксированное членство, чёткая иерархия. В движениях могут участвовать не только единомышленники, но и люди противоположных взглядов. Вместе с общественными организациями, объединениями, трудовыми коллективами в состав общественно-политических движений в качестве коллективных членной могут входить и политические партии.

Одним из наиболее многочисленных и влиятельных общественно-политических движений является Белорусский народный фронт «Адраджэнне» (зарегистрирован 19.06.1991 г.). В его рядах примерно 15 тыс. человек (4,398).

БНФ – сильно идеологизированное и политизированное движение, которое белорусскую национальную идею, идею суверенной Беларуси, капиталистического предпринимательства, свободы границ, идей и людей считает основой своей деятельности. Лидеры фронта выступают с позиций воинствующего антисоветизма и антикоммунизма, ненависти ко всему советскому, к советской истории. Большинство населения не разделяет крайне правых, экстремистских взглядов лидеров фронта.

7 февраля 1992 г. было зарегистрировано Движение за демократию, социальный прогресс и справедливость (ДДСПС) – общественно-политическая организация трудящихся Республики Беларусь социалистического направления. На правах коллективного члена сюда вошла ПКБ. Основные цели ДДСПС – возрождение Советов как органов действительной власти трудящихся, избрание депутатов по производственным и территориальным округам, развитие самостоятельности Республики Беларусь в обновлённом Союзе, воспитание у молодёжи уважения к истории Беларуси, чувства патриотизма, достижение гражданского согласия и политической стабильности. ДДСПС защищает приоритет коллективной и государственной форм собственности, признаёт решение вопросов приватизации только при согласии трудового коллектива, выступает за передачу земли тем, кто желает и может её обрабатывать, в вечное пользование и с правом наследства, реализацию прав граждан на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д. цели этого движения ярко выражают гуманистическую направленность, содержат веру в возможность построения общества, справедливого для трудящихся.

В 1990 г. было создано «Згуртаванне беларусаў свету „Бацькаўшчына“» с целью возрождения белорусских традиций, языка, культуры, обрядов, всего, что содействует становлению национального сознания как жителей Беларуси, так и диаспоры. Это движение налаживает разносторонние контакты и сотрудничество с белорусами зарубежья, устанавливает связи с деловыми и культурными кругами зарубежных стран, которые согласны помочь нам в нелёгкое время.

Народно-патриотическое движение «Айчына» (НПД «Айчына») было создано в 1992 г. для развития и укрепления патриотических, революционных, боевых, трудовых, национальных и интернациональных традиций Беларуси, а также для военно-патриотического, интернационального, трудового и нравственного воспитания молодёжи, пропаганды священного долга каждого гражданина по обороне своей Родины. Штаб-квартира этого движения находится в Гомеле.

12 сентября 1992 г. на учредительной конференции было создано Женское христианско-демократическое движение Беларуси (ЖХДДБ). Оно основано на общечеловеческих ценностях и идеалах христианской демократии. Движение признаёт воспитание женщинами детей равнозначным производственной деятельности, старается создать системы политического, правового и экономического образования женщин, социально-правовой защиты женщин, семьи, ребёнка, службы юридической помощи.

Сформировалось и действует в республике и женское движение, представленное 21 организацией (Белорусское социал-демократическое объединение «Женская громада», «Социальная инициатива», БПЖ «Надзея» и др.), которые ставят перед собой задачи достижения подлинного равноправия с мужчинами, паритетных возможностей быть представленными во властных структурах.

Широкое развитие в настоящее время получило экологическое движение. Это движение представлено экологическими партиями, множеством благотворительных фондов, оказывающих помощь инвалидам, детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, и др.

Таким образом, анализ общественно-политической жизни нашей республики показывает, что в ней наличествуют политические партии и общественные движения самой различной идеологической ориентации. Вместе с тем формальное существование, низкая деловая активность многих из них свидетельствуют, что в Беларуси только закладываются основы гражданского общества.

2. Объективные и субъективные причины слабости политических партий Республики Беларусь

При всём многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества, партийная система нашей республики в целом находится в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер. Естественно, это подрывает устойчивость политической и неполитической среды, а также государственности, национального согласия.

Как свидетельствует исторический опыт и современная практика, на национальное согласие положительное воздействие оказывает стабильная партийная система с предсказуемыми лидерами. Поэтому в дальнейшем весьма желательно укрупнение политических партий на основе объединения «родственных», близких по идейно-программным установкам политических партий, завоевания ими устойчивого влияния среди населения Беларуси, формирование сбалансированного политического спектра.

Большинство новых партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют чётко очерченной социальной базы и конструктивных программ выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоеваний доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит пройти достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.

Множество создаваемых политических партий, организаций и движений свидетельствуют о спектре взглядов, что существует в белорусском обществе. Вместе с тем невыполненные обещания, данные народу, нереализованиые программы и проекты, предательство бывших руководителей КПСС в центре и на местах, а также народных депутатов всех уровней вызвало недоверие к деятельности любых политических организаций. Большинство политических партий и общественно-политических движений Беларуси малочисленны, с ними мало кто связывает свои надежды. Они делят общество на части, противопоставляют себя той части народа, которая не пошла с ними.

Большинство политических партий и общественно-политических движений не имеют ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития республики. Не смотря на то, что все они выступают за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси и т.д., однако в их программах отсутствуют механизмы такого перехода. Все знают, что надо делать, но почти никто не говорит, как надо это сделать. Да и предложения, которые имеются в арсеналах партий и движений, требуют анализа, чтобы определить их годность с точки зрения исторического опыта. Например, создание правительства народного доверия, коалиции политических сил возможно только на период смены старого строя и утопично на этапе управления страной, когда разные взгляды и подходы приводят к хаосу, развалу всей системы. Об этом свидетельствует опыт России марта – октября 1917 г., деятельности Временного буржуазного правительства, а также опыт перестройки, суверенизации и капитализации стран СНГ.

Политические партии и движения имеют узкую социальную базу. Они, как правило, опираются на часть интеллигенции, студентов и учащихся, их слабо поддерживают рабочие и крестьяне. Это объясняется тем, что взгляды многих современных политиков расходятся с интересами и политическим опытом широких слоёв населения, что многие сегодняшние политики уже не раз ввели в обман, предали народ. Современным партиям не хватает организованности, возможности менять тактику в новых условиях и т.д.

Процесс формирования многопартийной политической системы белорусского общества продолжается. На вопрос, куда идет сегодня белорусская многопартийность, ответить непросто. Некоторые партии сливаются в одну, в результате чего утрачивают лидерство их основатели. Другие пока держатся на плаву, помалу теряя свой авторитет в обществе.

Рейтинг политических партий в последнее время резко упал. По десятибалльной шкале ведущие из них не набирают даже трёх баллов(14,207). Возник как бы замкнутый круг: с одной стороны партии – продукт общества, достигшего определённого уровня развития, а их нынешняя слабость - естественное следствие посттоталитарного развития; с другой – общество не может быть интегрировано в демократическое государство без активного участия сильных партий.

В современном белорусском обществе идёт медленный процесс многопартийности. Одновременно с формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социальных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Действующие же в Беларуси политические группировки, именуемые политическими партиями, пока представляют собой тот субстрат, из которого будут агрегироваться реальные политические партии.

Как показывает мировой опыт, для стабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух- или многопартийные (трёхпартийные) системы.

На формирование стабильной и эффективной партийной системы должно быть сориентировано избирательное законодательство Республики Беларусь – главный инструмент управления данным процессом. Очевидно, если внести соответствующие коррективы в действующее законодательство, белорусское общество может выйти не более чем на трёхпартийную политическую систему.

Во-первых, это может быть левое, или государственно-социалистическое, политическое течение, для которого приоритетными будут идеи коллективизма, солидарности, равенства и социальной справедливости, развитие государственного и кооперативного секторов экономики.

Во-вторых, центристское, или либерально-консервативное, политическое течение, которое в наших условиях будет отстаивать такие идеи, как преемственность в экономическом, политическом и культурном развитии народа, приоритет интересов нации, становление и развитие рыночной экономики, усиление исполнительных структур государственной власти, укрепление суверенитета и международных позиций страны.

В-третьих, правый, или национал-либеральный (национал-демократический), политический блок, участники которого будут акцентировать идеи свободы и индивидуальных интересов личности, развития частного предпринимательства, приоритета права, становление парламентарных форм политической жизни.

Нетрудно видеть, что первое и второе политические течения в своих существенных чертах не противоречат друг другу. Социальную основу обоих составляют широкие слои населения страны – рабочие, крестьяне, госслужащие, национально ориентированные предприниматели, работники бюджетных учреждений, учёные, пенсионеры. Действуя в рамках национально-государственной идеологии, но расходясь по вопросам политической тактики или выбора социально-экономических приоритетов, они могут попеременно менять друг друга у власти. Та же из этих сил, которая в результате выборов будет терять бразды правления, окажется по отношению к власти в конструктивной оппозиции.

Что касается третьего течения, то оно оказывает и будет оказывать воздействие на протекающие в нашем обществе процессы. Однако переход всей полноты власти в руки его представителей в обозримой перспективе вряд ли возможен. Из перечисленных формирующихся политических течений именно два первых в конечном счёте займут доминирующее положение в структуре политических сил страны, так как составляющее их содержание социальные ценности в наибольшей мере соответствуют социокультурной идентичности и менталитету белорусов. Однако о реальных контурах партийной системы Беларуси и её стабильности можно будет говорить лишь после проведения в стране выборов как минимум 2-3 раза.

Названные и другие проблемы могут получить своё разрешение только в условиях демократизации общества. Любые проявления авторитаризма затормозят становление и укрепление многопартийности в Республике Беларусь. Только свобода информации, плюрализм мнений могут сформировать у широких масс реальное представление о политической деятельности и активной гражданской позиции, обеспечив тем самым симпатии и поддержку политическим партиям. Необходимы также глубокие социально-экономические преобразования, реальное улучшение благосостояния граждан, повышение уровня их политической культуры.

Литература

1.   Барыс А. Сучасныя партыі на Беларусі // Беларускі гістарычны часопіс. №1, 1995.

2.   Беларусь на мяжы стагоддзяў. – Мн.: БелЭн, 2000.

3.   Бобков В.А., Кузнецов Н.В., Осмоловский В.П. Политические партии Беларуси. Мн., 1997.

4.   Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 2. - Мн., 1998.

5.   Дригайло Д. По порядку рассчитайсь! // Белорусская деловая газета, №36 за 12 марта 2002 г.

6.   Кацора В. О развитии белоруской многопартийности // Белорусская газета, 20 октября 1997.

7.   Каралевіч С. Амаль усе партыі пацвердзілі наяўнасць тысячы членаў // Звязда, №45-46 за 7 сакавіка 2002 г.

8.   Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.

9.   Котляров И. Политические партии в общественной жизни Беларуси // Мы и время, №№32-34.

10.   Ляшкевіч Ю. На палітычеай сцэне вызваляецца нацыянальная ніша //Звязда, №126-127 за 17 ліпеня 1999 г.

11.   Ляшкевіч Ю. Партыі рыхтуюцца да перарэгістрацыі //Звязда, №28 за 2 сакавіка 1999 г.

12.   Палітычныя партыі Беларусі. Мн., 1994.

13.   Перегудов С., Холодковский К. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития // Коммунист. №2, январь 1991.

14.   Политология: Учебник / Под ред. В.А.Бобкова и И.П.Браима - Мн.: «Экоперспектива», 2003.

15.   Политология: Учеб. Для вузов / Под общ. Ред. С.В.Решетникова. – Мн.:2002.

16.   Ракава А.У. Сучасныя палітычныя партыі ў Беларусі // Весці НАН Беларусі. №3, 2001.

17.   Раманоўскі І. Сучасныя партыі на Беларусі // Беларускі гістарычны часопіс. №1, 1998.

18.   Тарасевич О. Многопартийность или пародия на многопартийность? // Белорусская газета, 20 октября 1997.

19.   Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. - У 6 т. Т.5. Мн.: БелЭн, 1999


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты