Преемник Айере-Фурке сформулировал стратегию «разубеждения», которой стала придерживаться Франция. Суть этой стратегии - имея ракеты средней дальности, угрожать противнику в случае его агрессии ударами по городам. У этой военной установки было некоторое сходство с американским «гибким реагированием», например: проверка намерений противника обычными ВС. Но главное отличие оставалось - Франция стремилась лишь сдерживать противника.
Стратегия «разубеждения» была разработана только для защиты Франции. Она боялась быть втянутой в чуждый её интересам конфликт. К тому же имевшегося у французов ядерного оружия хватило бы лишь для ударов по городам.
Перемена во французской ядерной стратегии в начале 70-х годов связаны с тем, что СССР стал догонять США в военном отношении.
При Никсоне Франция и США стали сотрудничать, происходил обмен технологиями производства ядерного оружия, обмен информацией взамен на координацию французских и американских ядерных ударов по СССР. Опять появились разногласия между Парижем и Вашингтоном.
Во 2-ой половине 70-х годов Жискар д’Эстен и другие представители французского руководства изменили военную стратегию. Это было обусловлено ещё большим улучшением франко-американских отношений из-за сотрудничества в ядерной сфере.
При д’Эстене не стало разграничения зон предполагаемого конфликта в Европе («французская зона» и «зона конфликта между Чехословакией и Рейном»). По всей Европе действовала одна сила - НАТО. Это было выгодно для США.
Ядерное оружие при д’Эстене - не только инструмент разубеждения, но и боя.
При д’Эстене Франция шла на определённый компромисс с атлантизмом, проявившийся в согласовании военной стратегии, что способствовало военно-политическому (технологическому сотрудничеству с США. Но это не затрагивало основную голлистскую установку - неучастие в ОВК НАТО. Яркий пример сотрудничества Парижа и Вашингтона - поставка из США ЭВМ для ядерной программы Франции (Крей - 1). Которая при де Голле американцами не поставлялась.
К 80-м годам США разработали «стратегию компенсирующего противодействия» (модернизированное «гибкое реагирование»). (Это произошло из-за увеличения точности советских ракет). Суть новой доктрины - расширение вариантов подбора целей, чтобы максимально расширить использование ядерного оружия и его точность.
США и СССР постоянно наращивали свои ядерные вооружения, хотя было подсчитано, что для нанесения «неприемлемого ущерба» достаточно доставить до страны 400 ядерных зарядов. Французское «разубеждение» требовало малого ядерного арсенала для ответного ощутимого удара.
К началу 80 - х годов американская ядерная стратегия формулировалась следующим образом: выстоять в любой ядерной войне. Курс Рейгана ещё больше обозначил различия во французской и американской ядерных стратегиях.
Миттеран считал, что «гибкое реагирование» - стратегия не сдерживания войны, а её ведения, выступал за принятие НАТО стратегии «тотального ответного удара». Во Франции также вызывала опасение идея Рейгана (высказанная им 17 октября 1981 года в беседе с редакторами провинциальных газет) о возможности обмена ядерными ударами по войскам, дислоцированным в Европе.
Ни «массированное возмездие», ни «гибкое реагирование» Париж не устраивали, альтернативой им была западноевропейская оборона.
Вступление России на путь демократических преобразований способствовало изменению военных стратегий Франции и США.
В США вступила в силу концепция «региональной обороны», хотя они и не взяли на себя роль «мирового полицейского».
Возрос национализм, возникли военные конфликты в Европе (Балканы, Кавказ), в Азии (Таджикистан). Возросла опасность распространения ядерного и химического оружия.
К 1993 году главный стратегический ориентир США - предотвращение новой глобальной угрозы себе и союзникам, поэтому существенна боязнь возврата в России к тоталитаризму.
Главное внимание в военном планировании переместилось с широкомасштабной войны против распавшегося СССР на сдерживание локальной агрессии.
Что касается европейского региона, то согласно документу НАТО МС - 400 (частично обнародованному) ядерное оружие должно применяться: «Выборочно. Ограниченно. С проявлением сдержанности».
Французское ядерное оружие составляет 2 % от американского, но это грозная сила. После модернизации французских ядерных сил они могут уничтожить 50 миллионов человек за 30 минут. Во французской стратегии снизилась значимость восточного ориентира, она как бы возвратилась к концепции «обороны по всем азимутам» (агрессия Хусейна против Кувейта - веский аргумент в пользу такой доктрины).
Во время «холодной войны» Франция не хотела предоставлять Западной Европе ядерных гарантий, когда же опасность ядерной войны не велика, предоставлением Парижем подобных гарантий дало бы ему рычаги влияния на Европу, прежде всего на Германию, усилившуюся после объединения.
Идеальный вариант для Франции (да и для Западной Европы) - освободиться от влияния США и самой обеспечивать свою оборону.
Положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе.
К приходу к власти де Голля в 1958 году Франция участвовала в ОВК НАТО, на её территории размещались американские военные базы. Кроме того, там размещались руководящие органы НАТО (Совет, Секретариат, штаб Верховного главнокомандующего, базы ВМС, ВВС США). В довершение - часть французских войск была выделена в состав сил НАТО под американским командованием. Всё это, по мнению де Голля, ущемляло интересы Франции.
Зависимость Западной Европы в вопросах обороны перетекала в зависимость политическую. Из-за боязни быть втянутой в чуждый её интересам конфликт, Франция вышла из ОВК НАТО. Другой фактор, повлиявший на решение Франции выйти из ОВК - на смену американскому военному превосходству неминуемо шёл паритет между СССР и США , и американские ядерные гарантии становились фикцией. К тому же де Голль считал, что любое государство должно само обеспечивать свою национальную оборону,
США относились отрицательно к французской деятельности в ядерной сфере, но им приходилось с этим мириться. Вашингтон хотел обеспечить себе контроль над французскими и английскими ядерными силами, для чего действовал в двух направлениях.
Первое - американцы предложили создать «многонациональные ядерные силы НАТО» (МЯС) и допустить к ядерному оружию ФРГ.
Второе - предоставить союзникам (Англии и Франции) ядерное оружие при контроле Вашингтона за его применением.
Выходя из ОВК, де Голль учитывал, что между Францией и странами ОВД есть ФРГ, где расположены американские войска, то есть страна была защищена. Стратегический баланс в Европе и мире был, в ФРГ была стабильность.
Президент Франции считал, что в дальнейшем все страны Западной Европы должны были восстановить суверенитет, ограниченный влиянием США. Действия де Голля обозначили тенденцию, заметную в наше время (растущая независимость членов Североатлантического блока от США).
Идеи европейской конфедерации, единого европейского парламента были высказаны ещё Сен-Симоном. После второй мировой войны начался поиск путей политической и военной интеграции в Западной Европе. Первая попытка сотрудничества западноевропейских стран после войны была в 1948 году, когда Франция, Англия, Бельгия, Голландия и Люксембург подписали Брюссельский пакт. Но когда все члены Брюссельского пакта присоединились к Североатлантическому, последний подавил Западноевропейский союз.
В рамках ЗЕС были введены ограничения на перевооружение ФРГ (запрет создавать ядерное, химическое, бактериологическое оружие, армия - не более 500000 человек, полностью интегрированная в ОВК НАТО и ряд других ограничений, которые позже сняты). Контроль за соблюдением ФРГ этих запретов и стал надолго функцией ЗЕС.
ЕЭС деятельности в военно-политической сфере не предусматривало.
Выступая по радио 31 мая 1960 года, де Голль выразил желание «содействовать превращению Западной Европы в политическое, экономическое, культурное и гуманитарное объединение, готовое к действиям». Но для эффективной интеграции надо было, чтобы государства находились в примерно одинаковых военно-политических условиях. ФРГ имела ограниченный суверенитет в вопросах военного строительства, Англия была связана с США англо-американским соглашением от 1958 года, по которому не могла передавать ядерную информацию третьей стране без согласия Вашингтона.
Страны Европы устраивала сложившаяся система атлантизма. Англия, ФРГ были в военно-политическом плане привязаны к США, а Франция была слаба. Наднациональная интеграция являлась барьером на пути развития национализма в Европе.
С приходом к власти де Голля началась дипломатическая борьба США и Франции за союзников в Западной Европе по вопросам интеграции (Франция - за западноевропейскую интеграцию, США - за интеграцию в рамках Североатлантического блока).
После выхода Франции из ОВК в 1966 году и с приобретением ею особого статуса блок НАТО адаптировался к этому положению. Париж непосредственно не участвовал в работе военных органов НАТО, но имел при них миссии связи для координации действий. Франция участвовала в деятельности некоторых звеньев военно-технической инфраструктуры НАТО.
В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с ОВК НАТО.
Идея разрядки де Голля получила в Западной Европе поддержку и одобрение. США понимали., что саботирование разрядки ухудшит отношения с Европой. В декабре 1967 года Совет НАТО на уровне министров иностранных дел одобрил программный документ «Будущие задачи союза», суть которого - приложение усилий каждым союзником для улучшения отношений с Восточной Европой и СССР. Но несмотря на согласие США одобрить в рамках НАТО сотрудничество с Востоком, администрация Джонсона была отягощена своими установками в отношениях «Восток-Запад».
В начале 70-х Франция расширила сотрудничество с НАТО по причине ввода войск стран ОВД в Чехословакию, постепенного уравнивания США и СССР в военном плане, стремления Помпиду к улучшению отношений с США и западноевропейскими странами.
Франция сохранила право решения об участии в конфликтах на стороне НАТО, установка на защиту её территории оставалась неизменной.
При Помпиду шло военно-техническое сотрудничество с США в ядерной сфере (на основе секретной договорённости 1972 года).
В 70-х годах политика Франции была противоречивой: сохранение голлизма и улучшение отношений с США.
Жискар д’Эстен говорил об единой зоне конфликта в Европе, не разделяя зоны интересов Франции и США (НАТО). Париж соглашался в случае конфликта предоставлять НАТО свою военную инфраструктуру.
Несмотря на существенные концептуальные изменения, Жискар д’Эстен сохранил главный голлистский принцип - свобода решений.
Вопрос о военно-политической интеграции в Западной Европе в 70-е годы обсуждался неофициально. Правда, в 75 году был всплеск идей о допуске ФРГ к ядерному оружию, когда французы создали ядерные ракеты «Плутон» (их радиус действия - 120 км), которые могли быть использованы для поражения наступавшего противника на территории ФРГ.
В 1981 году к власти во Франции пришли социалисты (Миттеран) и перед ними была проблема совмещения голлистской независимости в ядерной сфере, автономного статуса в НАТО с безопасностью в Западной Европе.
На подход к этой проблеме в начале 80-х годов во Франции влияли следующие факторы: ухудшение отношений «Восток-Запад», развёртывание Советским Союзом ракет СС-20, наращивание обычных вооружений в Европе. Ракеты СС-20 предназначались для ударов в Европе и Азии. Вероятность обмена стратегическими ударами между СССР и США через Ледовитый океан была мала, что подталкивало Францию к атлантизму.