Становление политологии как науки

2.3. Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами


Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партийного механизма.

В кадровых партиях единственным показателем  силы или слабости является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабливают свою программу и политику к электоральным предпочтениям с целью увеличения числа своих избирателей.

Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся парламентарии.

Они являются  своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса избирателей, от которых зависит не только успех, но и положение  партии.

Массовые партии имеют разветвлённую и жёсткую бюрократическую систему управления, позволяющую вовлекать в партию большие массы людей и контролировать первичные организации.

Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых членов партии и парламентариев. В массовых партиях действует принцип подчинения депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.

Эффективность деятельности массовых партий обеспечивается благодаря активности членов партии, входящих в неё на основе индивидуального членства.

3. Политические партии украины


В парламентских выборах 2007 года приняли участие 11 партий и 10 избирательных блоков:

Партия регионов (Партія регіонів) — зарегистрирована 9 августа, 450 кандидатов, («Пятёрка»: Виктор Янукович, Раиса Богатырёва, Тарас Чорновил, Инна Богословская, Нестор Шуфрич),

Коммунистическая партия Украины (Комуністична партія України) — зарегистрирована 6 августа, 444 кандидата, («Пятёрка»: Пётр Симоненко, Евгений Волынец, Марина Перестенко, Иван Герасимов, Юрий Гайдаев),

Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) (Прогресивна соціалістична партія України) — зарегистрирована 9 августа, 386 кандидатов, («Пятёрка»: Наталья Витренко, Владимир Марченко, Павел Баулин, Людмила Каёткина, Валерий Иванов),

Всеукраинское объединение «Свобода» (Всеукраїнське об`єднання «Свобода») — зарегистрирован 11 августа, 336 кандидатов, («Пятёрка»: Олег Тягнибок, Юрий Илленко, Ирина Фарион, Богдан Бенюк, Наталья Зубицкая),

Социалистическая партия Украины (Соціалістична партія України) — зарегистрирована 16 августа, 282 кандидата, («Пятёрка»: Александр Мороз, Василий Цушко, Владимир Бойко, Валентина Семенюк, Станислав Николаенко),

Всеукраинская партия Народного Доверия (Всеукраїнська партія Народної Довіри) — зарегистрирована 17 августа, 86 кандидатов, («Пятёрка»: Андрей Азаров, Пётр Козинец, Людмила Кравченко, Анатолий Солоп, Ольга Лозицкая),

Партия национально-экономического развития Украины (Партія національно-економічного розвитку України) — зарегистрирована 22 августа, 136 кандидатов, («Пятёрка»: Павел Матвиенко, Николай Слуцкий, Валерий Данилов, Василий Фурман, Кристина Стецька),

Коммунистическая партия Украины (обновленная) (Комуністична партія України (оновлена)) — зарегистрирована 23 августа, 30 кандидатов, («Пятёрка»: Михаил Савенко, Наталья Козюра, Александр Омельченко, Вера Лебедева, Сергей Михайленко),

Партия вольных демократов (Партія Вільних Демократів) — зарегистрирована 23 августа, 58 кандидатов, («Пятёрка»: Сергей Одарыч, Михаил Бродский, Николай Мельниченко, Дмитрий Выдрин, Любовь Стасив),

Партия зелёных Украины (Партія Зелених України) — зарегистрирован 25 августа, 127 кандидатов, («Пятёрка»: Владимир Костерин, Татьяна Кондратюк, Семён Глузман, Юрий Щербак, Дмитрий Тузов),

Гражданская партия «Пора» (Громадянська партія «Пора») — зарегистрирована 28 августа, 35 кандидатов, («Пятёрка»: Алексей Юрченко, Юлия Бойко, Андрей Бондаренко, Виталий Полотнянко, Андрей Китаев)


4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

1. Парламентаризм

 

Парламентаризм, система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа — парламента по отношению к др. государственным органам.

  При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. То есть формально П. означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления. П. характерен для эпохи домонополистического капитализма, когда класс буржуазии представлял собой сравнительно однородную совокупность собственников орудий и средств производства, а свойственные капитализму противоречия ещё не достигли полного развития и классовая борьба не приобрела такой остроты, как в эпоху империализма. Благодаря этому буржуазия имела возможность осуществлять своё политическое господство через выборный орган — парламент, являвшийся представительным учреждением всего господствующего класса. Существовавший в то время контроль парламента над правительством представлял собой не что иное, как непосредственный контроль имущих классов, и являлся одной из форм перенесения промышленного разделения труда в сферу государственного. управления. Избирателям давалась лишь возможность решать, кто из представителей господствующего класса получит депутатский мандат. «Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте,— вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, по и в самых демократических республиках»

  Расцвет П. — 19 в., когда победившая буржуазия стремилась править главным образом через представительные учреждения. Однако с перерастанием промышленного капитализма в монополистический начался процесс повышения роли исполнительных органов, сопровождавшийся умалением роли парламента, сужением его компетенции; парламентская демократия всё чаще заменялась авторитарными и олигархическими методами правления. В основе этого процесса — обострение классовых противоречий и укрепление политической самостоятельности рабочего класса, борьбу против которого и соответственно защиту интересов буржуазии исполнительная власть могла вести более оперативно и эффективно. В современных буржуазных государствах П. переживает глубокий кризис. Буржуазные правительства узурпировали многие функции парламентов, в том числе и законодательные (так называемое делегированное законодательство), фактически заняли по отношению к ним доминирующие позиции. Это приводит к тому, что обсуждение в парламенте различных аспектов правительственной политики носит формальный характер. Нередко в ответ на вынесенный парламентом вотум недоверия правительству оно распускает парламент и объявляет о проведении новых выборов. «Ответственность» правительства, таким образом, оказывается фиктивной. Кризису П. во многом способствует существующая в ряде стран двухпартийная система, блокирование буржуазных партий, которые почти всегда обеспечивают правительству поддержку парламентского большинства и возможность навязывать оппозиции свои решения.

  Прогрессивные силы в капиталистических странах, в том числе коммунистических и рабочие партии, ведут упорную борьбу за сохранение институтов парламентской демократии, в результате которой после 2-й мировой войны 1939—45 произошло известное укрепление этих институтов во Франции, Италии, Японии и ряде др. стран, где коммунистические партии имеют сильные позиции в парламенте. Коммунистические партии капиталистических стран в своих программах обосновали возможность при определённых условиях мирного пути к социализму посредством завоевания большинства в парламенте, а затем использования его для социалистических преобразований. Этого можно достигнуть путём всемерного развития внепарламентской классовой борьбы трудящихся.

2. Президентское правление

 

Прямое президентское правление - особый порядок управления в экстремальных ситуациях, носящих общественно-политический характер (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты и т.д.), заключающийся в ограничении полномочий органов власти регионов государства и передаче этих полномочий президенту государства либо определяемым им лицам.

Правовой режим президентского правления заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции центральных органов государственной власти по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо возложении этих обязанностей и предоставленных прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением президентского правления.

При этом отступления от существующего правового режима допускаются лишь в определенных рамках, не противоречащих международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения президентского правления.

 В отличие от режимов чрезвычайного положения и военного положения, правовой режим президентского правления не предусматривает ограничений прав и свобод человека и гражданина на территории, на которой введено президентское правление.

3. Избирательные системы

 

Избирательная система - в широком смысле - порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательная система - в узком смысле - система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система - в ряде стран - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

4. Правовое государство


Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

-                     Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

-                     Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

   Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина.»

   Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты